Предмет психодиагностики, ее основные аспекты, функции и методы

Определение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно – исторического развития и обладающее свойствами активности, субъективности и осознанности (Леонтьев);

Индивид – это носитель биологических свойств и представитель человеческого рода. Это физический носитель психологических характеристик человека. Он создает предпосылки для развития личности, но не может их принципиально детерминировать (применять), т.к. особенности личности определяются под влиянием среды;

Индивидуальность – своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей.

 

Основные отечественные и зарубежные теории личности.

Зарубежные теории личности:

1. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда.

Сублимация – превращение инстиктивной энергии в социальную приемлемую форму.

- Ид «оно»

- Эго

- супер эго

2. Теория аналитической психологии К. Юнга.

Архитипы личности:

- самость – порядок целостности личности;

- Анима (Жен) и Аниус (муж)

- тень – наши минусы

- эго – создает границу между бессознательным и сознательным

- персона – дает представление о том каким нас видит мир

3. Теория индивидуальной психологии А. Адлера

Говорил о социальном интересе личности и о том, что личность человека формируется под влиянием стремления к совершенствованию и преодоления комплекса неполноценности.

4. Гештальт психология. основоположник Ф. Перлз.

Личность рассматривается сквозь призму способности перейти от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляции.

Цель Гешталь терапии вернуть самого себя.

5. Бихевиоризм (поведенческое направление) Основоположники Д. Уотсон, Б. Скинер, А. Бандура.

Личность рассматривается как сумма паттернов поведения генетической, врожденной природы.

6. гуманистическое направление психологии. Представители В. Франкл, Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй.

Личность рассматривается как сущность, наделенная смыслом, стремлящаяся к самоактуализации и выбору своего жизненного пути.

Самоактуализация – использование собственных талантов, способностей и возможностей для гармоничного личностного роста.

7. Теория интегральной индивидуальности по Мерлину.

Уровни:

- биохимический

- общесоматический

- нейродинамический (св-ва НС)

- психодинамический (св-ва темперамента)

- психический (св-ва личности)

- социально – психологический (социальные роли)

- социально – исторический, социокультурный

8. Теория индивидуальности В. Русалова.

Основные положения:

1.биологические факторы индивидуальности.

Биологические программы:

- Р/К стратегия

- программа роста или грациализация – соотношение детского и взрослого в облике и поведении человека. При нарушении программы развивается инфантилизм.

- программа энерго затрат – определяет способности механизмов обмена веществ.

2. существует 2 типа одвременно действующих законов. В результате действия одних законов формируется предметно – содерждательные хартеристики психики (мотивы направленность мировозрение), а в результате других – формально – динамические особенности индивидуального поведения.

3. Обобщение врожденных программ идет по трем направлениям:

- динамические и энергетические характеристики поведения (выносливость, пластичность, скорость)

- эмоциональные характеристики (чувственность, лобильность, доминирующее настроения)

- предпочтения личности

4. формальные свойства (темперамент)

5. формально – динамические характеристики.

 

Предмет психодиагностики, ее основные аспекты, функции и методы.

ПД – это наука о способах распознавания и измерения индивидуальных психических способностей, психологических процессов свойств и состояния личности, а т.ж. о конструировании психодиагностических методик.

Аспекты ПД.:

1) Теоретический аспект – это уровень методологии, на котором происходит обоснования создания психодиагностических методик;

2) Прикладной аспект – это применение ПДх методик в сфере образования и воспитания, в ходе судебно – психологических экспертиз, в психологическом консультировании, при проведении социально – психологических исследований – т.е в практической психологии.

Функции ПД.:

1. Деятельность по обоснованию и конструированию методик;

2. Формулировка и постановка ПДх методик.

Методы ПД.: (классификация по Гуревич и Акимовой)

1. По качеству;

2. По форме тестирования;

3. По содержанию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: