1. формализованные (тесты, опросники, психофизиологические методики, методы проективной техники).
Тест – это стандартизованное и часто ограниченное по времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально псих-х различий между детьми.
Формы теста:
- индивидуальные и групповые;
Индивидуальные тесты – это форма испытания, предусматривающая взаимодействие экспериментатора и испытуемого в индивидуальном плане.
Групповые тесты – позволяет тестировать большую группу людей. Экспериментатор должен действовать инструкции теста.
- устные и письменные тесты;
Отличаются по форме ответов.
- бланковые и предметные;
Бланковые – материал предоставлен в виде бланков, брошюр, в которых дается инструкция проведения, примеры решения подобных задач и соответствующие колонки для ответов, и сами задания.
Предметные – материал предоставлен в виде реальных предметов (карточек, деталей геометрических фигур). «Кубики Кооса» исследует пространственное мышления ребенка. «Методика Вакслера».
|
|
- аппаратурные и компьютерные;
Аппаратурные – чаще всего применяются в дифференциальной психологии. Требуют применения специальных технических средств или специального оборудования для регистрации данных. (для изучения особенностей восприятия, регистрация ЭЭГ)
Компьютерные – проводятся в форме диалога испытуемого и компьютера
- вербальные и невербальные;
Вербальные – работа со словами и понятиями
Невербальные – картинки, графика, чертежи. «Прогрессивные матрицы Равена»
Тесты по содержанию:
- тесты интелекта;
- способностей (тест Торранса – тест креативности);
- личности;
- достижений.
Опросники – это группа психодиагностических методик, в которой задания предоставлены в виде вопросов и утверждений.
Опросники личности: (это стандартизованные самоотчеты, которые бывают групповыми и индивидуальными, а по содержанию с предписанными ответами (закрытые) и со свободными ответами (открытые). Форма ответов часто представлена в виде шкалы измерений)
- определение черт личности;
- определение типологических особенностей личности;
- определение мотивов, интересов, ценностей и установок.
Опросники – анкеты – служат для получения информации о человеке, не имеющего непосредственные отношения к его психологическим чертам. Предполагают четкий порядок, содержание, форму, а т.ж. четкие инструкции по ответам.
Проективная техника. – предназначена для диагностики личности.
- методики – дополнения;
- методы интрепритации;
- методики структурирования(стимульный материал);
- методики изучения экспрессии (анализ подчерка, особенности поведения);
|
|
- методики изучения продуктов творчества («Дом-дерево-человек»)
2. малоформализованные (наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности). Они несут много информации об испытуемом. Очень трудоемки.
34. Характеристика общения: структура, виды и способы общения.
Общение – многоплановый, сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельсностью и включает в себя: обмен информацией, восприятие и взаимодействие людей друг с другом.
Структурные компоненты общения:
1. коммуникативный
2. перциптивный
3. интерактивный
Интерактивная сторона общения. Механизмы и типы социального взаимодействия.
Интерактивная сторона общения.
Интеракция – взаимодействие.
Формы взаимодействия:
- конкуренция
- кооперация