Текст методики состоит из девяти ситуаций, которые характеризуют особенности взаимодействия с другими людьми. Каждая ситуация охарактеризована пятью сужениями. Исследуемому необходимо с помощью оценок от 0 до 3 баллов оценить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к нему.
0 баллов — неверно;
1 балл — верно в некоторой степени;
2 балла — верно в значительной степени;
3 балла — верно в высшей степени.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
I. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей:
1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
3. Шумные детские игры переношу с трудом.
4. Оригинальные, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно.
5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.
II. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя:
1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
|
|
2. Меня раздражают любители поговорить.
3. Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.
4. Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.
5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня.
III. Вы категоричны или консервативны в оценках людей:
1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, одежда).
2. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.
4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.
IV. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров:
1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.
3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
4. Мне неприятны самоуверенные люди.
5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.
V. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера:
1. Я имею привычку поучать окружающих.
2. Невоспитанные люди возмущают меня.
3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
|
|
5. Я люблю командовать близкими.
VI. Вам хочется подогнать партнера под себя:
1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах.
2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком — для меня просто пытка.
3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.
VII. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности:
1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
2. Меня часто упрекают в ворчливости.
3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю.
4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.
VIII. Вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер:
1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.
4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
5. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.
IX. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других:
1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.
2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.
5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
Обработка предполагает подсчет суммы баллов по каждому признаку (ситуации) и общей суммы баллов. Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов — 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. Ноль баллов — свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. Обратите внимание на то, по каким поведенческим признакам (ситуациям) получены высокие суммарные оценки — здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем меньше человек терпим к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют оценить лишь основные тенденции, свойственные испытуемому взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.
В среднем, по данным автора методики, опрошенные набирают:
руководители медицинских учреждений и подразделений — 40,2 балла,
медсестры — 42,8 балла,
воспитатели — 31,2 балла.
Сравните данные с приведенными с делайте вывод об уровне коммуникативной толерантности.
Показатели сниженной толерантности — бал из 15 возможных (N — число опрошенных)
Компоненты установки | Воспи-татели, N=22 | Мед-сестры, N=53 | Врачи, N=27 |
I. Неприятие или непонимание индивидуальности человека. | 3,4 | 5,6 | 4,4 |
II. Использование себя в качестве эталона при оценке других. | 3,0 | 4,3 | 4,7 |
ІІІ. Категоричность или консерватизм в оценках людей. | 4,7 | 6,1 | 5,7 |
ІV. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. | 3,7 | 5,3 | 5,2 |
V. Стремление переделать, перевоспитать партнеров. | 5,1 | 5,1 | 4,0 |
VI. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным. | 3,2 | 4,5 | 4,4 |
VII. Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности | 3,7 | 4,6 | 4,4 |
VIII. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера. | 1,8 | 3,3 | 3,4 |
IX. Неумение приспосабливаться к партнерам. | 2,6 | 4,0 | 4,0 |
В сумме: | 31,2 | 42,8 | 40,2 |
|
|
Инструкция. Вам будут предложены утверждения, которые свидетельствуют у способности принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте предельно искренни.
0 баллов — неверно;
1 балл — верно в некоторой степени;
2 балла — верно в значительной степени;
3 балла — верно в высшей степени.
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX |
Имя _____________________________________________________________________
Возраст ___________ Пол __________ Образование __________________________
Вид деятельности ___________________________________________
Условия проживания (с кем живете, в городе или селе) _____________________________
___________________________________________________________________________
Как обычно Вы проводите свой день? ____________________________________________
___________________________________________________________________________
Чем бы Вы хотели сейчас заниматься, если бы была возможность? ___________________
___________________________________________________________________________
Как принимаете участие в общественной жизни? _________________________ ____________________________________________________________________________
Вы чувствуете себя одиноко? Оцените от -2 до +2
Одиноко | Немного одиноко | Почти не одиноко | Не одиноко |
-2 | -1 | +1 | +2 |
Есть ли у Вас возможность общаться с друзьями и приятелями?
Мало | Скорее всего мало | Скорее всего много (достаточно) | Много |
-2 | -1 | +1 | +2 |
Удовлетворены ли Вы своей жизнью в целом? Оцените от -2 до +2
Неудовлетворен | Скорее всего неудовл. | Скорее всего удовлетв. | Удовлетворен |
-2 | -1 | +1 | +2 |
Что в Вашей жизни сейчас самое приятное? ______________________________________
|
|
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что бы Вы сейчас изменили в себе, в своей жизни, если бы была возможность? __________
_____________________________________________________________________________