Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко

Текст методики состоит из девяти ситуаций, которые характеризуют особенности взаимодействия с другими людьми. Каждая ситуация охарактеризована пятью сужениями. Исследуемому необходимо с помощью оценок от 0 до 3 баллов оценить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к нему.

0 баллов — неверно;

1 балл — верно в некоторой степени;

2 балла — верно в значительной степени;

3 балла — верно в высшей степени.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

I. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей:

1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3. Шумные детские игры переношу с трудом.

4. Оригинальные, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно.

5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

II. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя:

1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.

2. Меня раздражают любители поговорить.

3. Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.

4. Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.

5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня.

III. Вы категоричны или консервативны в оценках людей:

1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, одежда).

2. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.

3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.

4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.

IV. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров:

1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.

3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.

4. Мне неприятны самоуверенные люди.

5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

V. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера:

1. Я имею привычку поучать окружающих.

2. Невоспитанные люди возмущают меня.

3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.

4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.

5. Я люблю командовать близкими.

VI. Вам хочется подогнать партнера под себя:

1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах.

2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком — для меня просто пытка.

3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

VII. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности:

1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

2. Меня часто упрекают в ворчливости.

3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю.

4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.

5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.

VIII. Вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер:

1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

5. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

IX. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других:

1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.

2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.

4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.

5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

Обработка предполагает подсчет суммы баллов по каждому признаку (ситуации) и общей суммы баллов. Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов — 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. Ноль баллов — свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. Обратите внимание на то, по каким поведенческим признакам (ситуациям) получены высокие суммарные оценки — здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем меньше человек терпим к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют оценить лишь основные тенденции, свойственные испытуемому взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.

В среднем, по данным автора методики, опрошенные набирают:

руководители медицинских учреждений и подразделений — 40,2 балла,

медсестры — 42,8 балла,

воспитатели — 31,2 балла.

Сравните данные с приведенными с делайте вывод об уровне коммуникативной толерантности.

Показатели сниженной толерантности — бал из 15 возможных (N — число опрошенных)

 

Компоненты установки Воспи-татели, N=22 Мед-сестры, N=53 Врачи, N=27
I. Неприятие или непонимание индивидуальности человека.   3,4 5,6 4,4
II. Использование себя в качестве эталона при оценке других. 3,0 4,3 4,7
ІІІ. Категоричность или консерватизм в оценках людей. 4,7 6,1 5,7
ІV. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.   3,7 5,3 5,2
V. Стремление переделать, перевоспитать партнеров. 5,1 5,1 4,0
VI. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным. 3,2 4,5 4,4
VII. Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности 3,7 4,6 4,4
VIII. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера.   1,8 3,3 3,4
IX. Неумение приспосабливаться к партнерам. 2,6 4,0 4,0
В сумме: 31,2 42,8 40,2

 


Инструкция. Вам будут предложены утверждения, которые свидетельствуют у способности принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте предельно искренни.

0 баллов — неверно;

1 балл — верно в некоторой степени;

2 балла — верно в значительной степени;

3 балла — верно в высшей степени.

I II III IV V VI VII VIII IX
                 
                 
                 
                 
                 

Имя _____________________________________________________________________

Возраст ___________ Пол __________ Образование __________________________

Вид деятельности ___________________________________________

Условия проживания (с кем живете, в городе или селе) _____________________________

___________________________________________________________________________

Как обычно Вы проводите свой день? ____________________________________________

___________________________________________________________________________

Чем бы Вы хотели сейчас заниматься, если бы была возможность? ___________________

___________________________________________________________________________

Как принимаете участие в общественной жизни? _________________________ ____________________________________________________________________________

Вы чувствуете себя одиноко? Оцените от -2 до +2

Одиноко Немного одиноко Почти не одиноко Не одиноко
-2 -1 +1 +2

Есть ли у Вас возможность общаться с друзьями и приятелями?

Мало Скорее всего мало Скорее всего много (достаточно) Много
-2 -1 +1 +2

Удовлетворены ли Вы своей жизнью в целом? Оцените от -2 до +2

Неудовлетворен Скорее всего неудовл. Скорее всего удовлетв. Удовлетворен
-2 -1 +1 +2

Что в Вашей жизни сейчас самое приятное? ______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Что бы Вы сейчас изменили в себе, в своей жизни, если бы была возможность? __________

_____________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: