(Тщеславие)
Налицо основание для совмещения психологической системы личностных акцентуаций с системой смертных грехов по концепции преп. Иоанна Лествичника, что и было произведено С.А. Белорусовым в 2009 году:
«Для страсти гордости и шизоидной психопатии характерно отвержение реальности и создание альтернативной реальности.
Для страсти тщеславия и истерической психопатии характерна прихотливая деформация реальности по типу поисков своего отражения в льстяще-искажаюгцем зеркале.
Для страсти гнева и эпилептоидной психопатии характерна деструкция реальности.
Для страсти печали и психастенической психопатии характерно взаимодействие с реальностью в режиме напряженного сверхконтролирования с непереносимостью спонтанно возникающих изменений.
Для страсти корыстолюбия и паранойяльной психопатии характерно создание «идолов» или «фрагментирование» реальности. %
Для страстей чревоугодия и уныния и, соответственно, аффективных типов психопатии — «гипер-» и «гипотимии» — характерна своего рода «слипчивость» с реальностью, фиксация на ее неподвижности с препятствием к само- трансценденции.
|
|
Для страсти блуда и неустойчивой психопатии характерно пренебрежение реальностью в угоду собственным прихотям» [55].
Если же провести параллели между практическими системами преп. Макария Великого, аввы Евагрия (33 главы аналогий, или уподоблений о духовных вещах), преп. Иоанна Кассиана Римлянина и преп. Иоанна Лествичника, вырисовывается следующая картина развития страстей - акцентуаций:
Иптровертировапность | Экстравер тироваппость |
Шизоидное расстройство личности (крайне и нт[Х)вертирован пая у, гордость (ра чОранги- тел ьпость, ненависть к добру, сю-ркЮство. «смерть души»)) От гороженность, замк нутость, труд нести в устано вле ни и контакте в, некоторая о мо цио- нальная сдержанность, холодность, презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, само вол не, недостаток и нту и ци и, неумен ие понять чужие переживания, догадаться о невысказанных вслух желаниях или тревогах других людей, почувствовать симпатию или неприязненное отношение к себе, повышенная тяга к ф а нта з иро ва н и ю, ор и г и н ал ь и ы м у вл е ч е н и я м заполняющими весь внутренний мир, безбожие (видение бесчисленных демонов) | Истероидное расстройство личности (демонстративная), тщеславие - Крайний эгоцентризм, ненасытная жажда быть в центре в н и м а н и я, у по р ст во, и н и ц и ат и в н ост ь, ко м м у н и к ат и в - ность и активная позиция, выбор наиболее популярных увлечений, которые легко меняются на ходу, склонность к рисовке и позерству, хвастовство, наиграннопреувеличенная экспрессия эмоций, чрезмерная драматизация событий, претензия на исключительное положение среди окружающих, высокий уровень притязаний в отношении своего будущего, легкая смена приятелей, по причине «разочарованности в прежних», избирательная внушаемость, которая распространяется лишь на то, что способно привлечь внимание других и покрасоваться перед ними Славолкхбие в науках и искусствах, лицемерие, ложь, лесть, зависть, осуждение и уничижение ближнего |
Дистимнос расстройство личности (гииоги- мии), уныние (Неверие, греховная прока ш) Преобл ада н ие по н иже н но го н астрое н \\я, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни Лень, небрежение во всем, и особенно к добро деланию, неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, нераде ние (отсутствие радости), ожесточение, отчаяние | ЭмилемI оидное расетройство личности (эксплозивная, вою\'(Н{.мая. пелкттичпая), гнев ('жестокосердие, глухота. гангрена ра пмпои части души) 1кдостзаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность, вспыльчивость, воз- мущаемость, умопомрачение, склонность к непристойным крикам, спорам., брани и колкостям, дракам, убийству, памятозлобию, ненависти, вражде, мщению, клевете, осуждению Вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педант ич носа ь, i щателыюст ь, пунктуальность, внимание i к скоемv здоровью, склонное!ь к коротким периодам гаоб но-тоскливого настроения с накипающим раздраже- 1 ннем и, как результат, необходимым поиском объекта,! на к ото ро м можно «сорвать зло» В отношении к окружающим проявляется властность |
Психастеническое расстройство личности (тревожно-мнительная, педантичная), печаль (нераОение, «скорченность наюР», непреклонность па РоброОетель; Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, | 11арамойяльное расстройство личности (юстревае- мость. иикшчность д сребролюбие ((духовный па/хллич) Корыстолюбие, опасение за свое имущество (неверие 11ромысл\ Божью), фетишизм (коллекционирование. |
неблагодарение Богу, малодушие, потерпели- вость, скорбь, склонность к самоанализу и рефлексии, на фоне ровного настроения без резких перемен, подчеркнутая аккуратность и рассудительность, самокритичность и надежность Колебание при принятии решений и неперено- симость высоких требований и труза о 1веюг- вен ноет и за себя и других | пристрастие к вещам, подаркам, сюрпризам) вплоть до присвоения чужого (воровство), скупость по отношению к н уж д аю щ и м с я, по в ы u je \ т и ая под о зр ител ь ность и об идч и вость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений, высокая конфликтность |
Неустойчивое расстройство личности, блуд (блуждание), нетерпение (духовная слепота) непрерывная повышенная тяга к удовольствиям, услаждениямл развлечениям, праздное т и Мечтательность, чтение художественных и любовных романов Жизнь сегодняшним днем, без долгосрочных целей, упорных занятий и настоящих привязанностей ни кродным, ни кдрузьям Недостаточная инициативность обрекает на подчиненную роль Злоупотребление спиртными напитками и другими дурманящими веществами может быть вызвано стремлением убежать от трудностей, неприятностей и испытаний | Гиперпшмное расстройство личности (сверхактивность), чревоугодие(сластолюбие, образ желтухи как болезни печени, перестающей очищать кровь, отчего нездоровый цвет лица) неверное воззрение на Бога иЕго г воре н ие (неумеренность) - Склонность к объедению, пьянству, лакомству. Энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, постоянно повышенное настроение и жизненный тонус, мало зависящие от обстановки, неудержимая активность и жажда общения, непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья, тенденция разбрасываться, легко менять свои увлечения, рисковать, не доводить начатое до конца |
|
|
|
|
Кроме тою, святые Отцы указываю! не только на «греховные» акцентуации характера, но и на добродетели, как на те шаблоны поведения, которые соответствуют христианскому опыту религиозного подвига:
И вот здесь как раз видна любопытная вещь: оказывается, отсутствие акцентуаций вовсе еще не является показателем того, что устроение человека соответствует «здоровой идеальной личности», о которой толкует гуманистическая психология. Само по себе бесстрастие не гарантирует того, что человек автоматически станет носителем добродетелей. Кроме того, прослеживается закономерность во взаимосвязи и иерархической структуре страстей и добродетелей.
Анализ акцентуаций и порядка их проявления показывает, что простота соответствует и первичнее послушания, вера - надежды и т.д. Каждая первичная добродетель активна и направлена вовне (экстравертна), вторичная - не только, напротив, интровертна, но и представляет собой результат упражнения в первой.
Неверное исполнение добродетелей ведет к соответствующей «страстной» акцентуации, причем не всегда подвижник это замечает, поскольку они близки по мотивации (например, паранойя - та же самая вера, но осуществляемая своими силами, без доверия Богу, а потому неспокойная, подозрительная, недоверчивая, выискивающая во всех случайностях потенциальную злую волю, могущую помешать реализации сверхценных идей).
Намечается иерархическая структура, в какой-то степени аналогичная системе потребностей по А. Маслоу:
4. Духовные потребности /
3. Личностно-ориентированные (душевные) потребности /
2. Социальные (душевные) потребности /