Истерическая акцентуация

(Тщеславие)

Налицо основание для совмещения психологической системы личностных акцентуаций с системой смертных грехов по концепции преп. Иоанна Лествичника, что и было произведено С.А. Белорусовым в 2009 году:

«Для страсти гордости и шизоидной психопатии ха­рактерно отвержение реальности и создание альтернатив­ной реальности.

Для страсти тщеславия и истерической психопатии характерна прихотливая деформация реальности по типу поисков своего отражения в льстяще-искажаюгцем зеркале.

Для страсти гнева и эпилептоидной психопатии харак­терна деструкция реальности.

Для страсти печали и психастенической психопатии характерно взаимодействие с реальностью в режиме на­пряженного сверхконтролирования с непереносимостью спонтанно возникающих изменений.

Для страсти корыстолюбия и паранойяльной психопа­тии характерно создание «идолов» или «фрагментирова­ние» реальности. %

Для страстей чревоугодия и уныния и, соответственно, аффективных типов психопатии — «гипер-» и «гипотимии» — характерна своего рода «слипчивость» с реальностью, фиксация на ее неподвижности с препятствием к само- трансценденции.

Для страсти блуда и неустойчивой психопатии харак­терно пренебрежение реальностью в угоду собственным прихотям» [55].

Если же провести параллели между практическими системами преп. Макария Великого, аввы Евагрия (33 гла­вы аналогий, или уподоблений о духовных вещах), преп. Иоанна Кассиана Римлянина и преп. Иоанна Лествичника, вырисовывается следующая картина развития страстей - акцентуаций:


Иптровертировапность Экстравер тироваппость
Шизоидное расстройство личности (крайне и нт[Х)вертирован пая у, гордость (ра чОранги- тел ьпость, ненависть к добру, сю-ркЮство. «смерть души»)) От гороженность, замк нутость, труд нести в устано вле ни и контакте в, некоторая о мо цио- нальная сдержанность, холодность, презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, само вол не, недостаток и нту и ци и, неумен ие понять чужие переживания, догадаться о невы­сказанных вслух желаниях или тревогах других людей, почувствовать симпатию или неприяз­ненное отношение к себе, повышенная тяга к ф а нта з иро ва н и ю, ор и г и н ал ь и ы м у вл е ч е н и я м заполняющими весь внутренний мир, безбожие (видение бесчисленных демонов) Истероидное расстройство личности (демонстративная), тщеславие - Крайний эгоцентризм, ненасытная жажда быть в центре в н и м а н и я, у по р ст во, и н и ц и ат и в н ост ь, ко м м у н и к ат и в - ность и активная позиция, выбор наиболее популярных увлечений, которые легко меняются на ходу, склонность к рисовке и позерству, хвастовство, наигранно­преувеличенная экспрессия эмоций, чрезмерная драма­тизация событий, претензия на исключительное положе­ние среди окружающих, высокий уровень притязаний в отношении своего будущего, легкая смена приятелей, по причине «разочарованности в прежних», избирательная внушаемость, которая распространяется лишь на то, что способно привлечь внимание других и покрасоваться перед ними Славолкхбие в науках и искусствах, лицеме­рие, ложь, лесть, зависть, осуждение и уничижение ближнего
Дистимнос расстройство личности (гииоги- мии), уныние (Неверие, греховная прока ш) Преобл ада н ие по н иже н но го н астрое н \\я, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни Лень, небрежение во всем, и особенно к добро дела­нию, неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, нераде ние (отсутствие радо­сти), ожесточение, отчаяние ЭмилемI оидное расетройство личности (эксплозивная, вою\'(Н{.мая. пелкттичпая), гнев ('жестокосердие, глухо­та. гангрена ра пмпои части души) 1кдостзаточная управляемость, импульсивность поведе­ния, нетерпимость, конфликтность, вспыльчивость, воз- мущаемость, умопомрачение, склонность к непристой­ным крикам, спорам., брани и колкостям, дракам, убий­ству, памятозлобию, ненависти, вражде, мщению, клеве­те, осуждению Вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педант ич носа ь, i щателыюст ь, пунктуальность, внимание i к скоемv здоровью, склонное!ь к коротким периодам гаоб но-тоскливого настроения с накипающим раздраже- 1 ннем и, как результат, необходимым поиском объекта,! на к ото ро м можно «сорвать зло» В отношении к окру­жающим проявляется властность
Психастеническое расстройство личности (тревожно-мнительная, педантичная), печаль (нераОение, «скорченность наюР», непреклон­ность па РоброОетель; Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, 11арамойяльное расстройство личности (юстревае- мость. иикшчность д сребролюбие ((духовный па/хллич) Корыстолюбие, опасение за свое имущество (неверие 11ромысл\ Божью), фетишизм (коллекционирование.
неблагодарение Богу, малодушие, потерпели- вость, скорбь, склонность к самоанализу и реф­лексии, на фоне ровного настроения без резких перемен, подчеркнутая аккуратность и рассу­дительность, самокритичность и надежность Колебание при принятии решений и неперено- симость высоких требований и труза о 1веюг- вен ноет и за себя и других пристрастие к вещам, подаркам, сюрпризам) вплоть до присвоения чужого (воровство), скупость по отношению к н уж д аю щ и м с я, по в ы u je \ т и ая под о зр ител ь ность и об идч и вость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений, высокая конфликтность
Неустойчивое расстройство личности, блуд (блуждание), нетерпение (духовная слепота) непрерывная повышенная тяга к удовольстви­ям, услаждениямл развлечениям, праздное т и Мечтательность, чтение художественных и любовных романов Жизнь сегодняшним днем, без долгосрочных целей, упорных занятий и настоящих привязанностей ни кродным, ни кдрузьям Недостаточная инициативность обре­кает на подчиненную роль Злоупотребление спиртными напитками и другими дурманящи­ми веществами может быть вызвано стремле­нием убежать от трудностей, неприятностей и испытаний Гиперпшмное расстройство личности (сверхактив­ность), чревоугодие(сластолюбие, образ желтухи как болезни печени, перестающей очищать кровь, отчего нездоровый цвет лица) неверное воззрение на Бога иЕго г воре н ие (неумеренность) - Склонность к объедению, пьянству, лакомству. Энер­гичность, активная жизненная позиция, коммуникабель­ность, постоянно повышенное настроение и жизненный тонус, мало зависящие от обстановки, неудержимая ак­тивность и жажда общения, непереносимость однооб­разной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья, тенденция разбра­сываться, легко менять свои увлечения, рисковать, не доводить начатое до конца

 

Кроме тою, святые Отцы указываю! не только на «греховные» акцен­туации характера, но и на добродетели, как на те шаблоны поведения, которые соответствуют христианскому опыту религиозного подвига:


 

 


И вот здесь как раз видна любопытная вещь: оказыва­ется, отсутствие акцентуаций вовсе еще не является показа­телем того, что устроение человека соответствует «здоро­вой идеальной личности», о которой толкует гуманистиче­ская психология. Само по себе бесстрастие не гарантирует того, что человек автоматически станет носителем доброде­телей. Кроме того, прослеживается закономерность во взаимосвязи и иерархической структуре страстей и добро­детелей.

Анализ акцентуаций и порядка их проявления показы­вает, что простота соответствует и первичнее послушания, вера - надежды и т.д. Каждая первичная добродетель ак­тивна и направлена вовне (экстравертна), вторичная - не только, напротив, интровертна, но и представляет собой ре­зультат упражнения в первой.

Неверное исполнение добродетелей ведет к соответст­вующей «страстной» акцентуации, причем не всегда под­вижник это замечает, поскольку они близки по мотивации (например, паранойя - та же самая вера, но осуществляемая своими силами, без доверия Богу, а потому неспокойная, подозрительная, недоверчивая, выискивающая во всех слу­чайностях потенциальную злую волю, могущую помешать реализации сверхценных идей).

Намечается иерархическая структура, в какой-то сте­пени аналогичная системе потребностей по А. Маслоу:

4. Духовные потребности /

3. Личностно-ориентированные (душевные) потребности /

2. Социальные (душевные) потребности /


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: