Вопрос самоактуализации, согласно определению А. Маслоу, - это всегда вопрос «асте», представляющего собой вершинную реализацию «талантов, способностей, потенций» индивидуума в контексте избранного им смысла жизни, онтологии, а учитывая то, что вопрос смысла жизни - это вопрос, в конце концов, религиозный, и некоей «психотеологии» [см. 56].
В контексте гуманистически-экзистенциальной парадигмы несамоактуализированный человек воспринимается практически «неудачником», как в личном, так и в профессиональном плане. С актуализацией связывается общепринятое представление о прогрессе, пути в жизнь, реализации индивидом и обществом своего предназначения. На выявление матрицы раскрытия потенциала самоактуализирую- щейся личности направлены колоссальные усилия науки, образования, различные социальные и политические проекты.
К самоактуализации более всего приложимы лозунги: «Так стань же тем. кем можешь стать!» (Ницше) [29], «По плодам их узнаете их» (Мф.7.20).
В этом нет ничего удивительного. Христос призывал учеников подражать Себе. ап. Навел призывал христиан возрастать «в меру... возраста Христова» (Эфес.4,13); Будда, Мухаммед. Зороастр. Лао-Цзы формировали вполне определенный социотип своих последователей.
Но, приобщаясь идеям гуманистической психологии, не следовало ли бы также иметь в виду, что и у А. Маслоу, автора идеи самоактуализации, существовали вполне определенные критерии к «актуализированности» личности? Например, он пишет, что для него актуализированными личностями являются: банкиры, президенты, политики, поэты, живописцы, композиторы, ученые и философы с мировым именем, и т.д. Все остальные - «среднестатистические» «неудачники», «невротики». Сюда входят, между прочим, и так называемые «кликуши и религиозные проповедники» [29], в том числе христианские святые, отшельни
ки, мученики, праведники. То же самое определение традиционной духовности мы встречаем у 3. Фрейда, в индиви- дуации К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма и т.д. [57] [58] [26] [59]. Понятно, что критерии «самоактуализированности» в традиционных обществах: в мусульманских странах, христианской средневековой Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке, естественно, будут несколько отличаться от тех, что декларируют последователи гуманистической мысли.
При этом в каждой религиозно-идеологической системе отдаются предпочтения вполне определенным моделям поведения, чертам характера, личностным акцентуациям. Сам А. Маслоу признает, что «эти люди исповедуют - должны исповедовать - разные ценности» [29].
Неус гойчивость (мечтательность. использование психотропных ве- |
Например, в ближневосточных религиях Древнего мира, с их склонностью к магическому мировидению и экстатической чувственной ритуальности, ведущими являлись неустойчивая и шизоидная акцентуации характера.
Шшоидносгь (крайняя интровертирован- ность в сочетании с мистичностью и 'эксцентричностью ритуальных практик) |
j |
Практически такая же характеристика, за небольшими исключениями в области аскетики, у Религий Индии.
Неустойч и вость
(м е ч та те л ь н о ст ь, использование психотропных веществ, блуд (психосексуальные практики))
Шизоидность (крайняя и нтровертирован- иость в сочезании с мистичностью и о кс центр и ч ностью ритуальных практик) |
Религии Дальнего Востока, с их пантеистической тенденцией к рассмотрению человека и общества как упорядоченной формы спонтанного бытия Космоса (Дао, Тен- гри и т.д.), культивировали послушание, служение обществу вплоть до ритуализма. и шизоидность в форме созерцания. культа долголетия, выражаемою посредством дыхательных и гимнастических тренингов, а также внутренней алхимии [39].
Послушание традиции |
Служение традиции (миссия в мире) |
р |
Шизоид II ость (крайняя ингро- вертированность в сочетании с мистичностью и эксцентричностью ритуальных практик) |
Для античных и эллинистических мистерий времен появления христианства характерен эклектизм религиозных влияний, особенно из Ближнего Востока и Индии. Ритуа- лизм. магизм, эзотеризм, использование психоделических средств вывели в «уважаемые» акцентуации не только ши- зоидность и неустойчивость, о чем говорят священные обязательные иерогамии при храмах, но и гипертимность, с лозунгом: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»
(1 Кор. 15.32). и эпилептоидность мистиков, выражаемую в «крайнем физическом и эмоциональном напряжении, высокой агрессивности, крайних эмоциональных и физических муках с диким чувственным порывом», в «мощных побуждениях сексуальной природы», что воспринималось обществом как некая «священная болезнь» [60] [26].
Ш изоидность
(крайняя интровер- тированность в сочетании с мистичностью и эксцентричностью ритуаль н ы х практик)
Неустойчивость
(мечтательность, использование психотропных веществ, блуд (психосексуальные практики))
г |
Гипс рти МII ост ь
(сластолюбие, склонность к объедению, пьянству, лакомству. Неумеренная энергичность, поверхностное отношение к СМЫСЛ ОЖИЛ НС иным вопросам)
)пи. 1 C НТО ид нос гь
(им пульсивность повеления, нетерпимость, умопомрачение (гнев, жестокосердие))
Авраамичсская религиозность, признающая «откровение» одного Личного Бога, и полагающая недопустимым в своей практике использование магических и оккультных приемов, резко контрастировала е остальными религиозными системами в плане выбора культивируемых акцентуаций характера. Так, ветхозаветный иудаизм, с его ор- топраксией, т.е. тщательным исполнением закона Моисеева, резко отвергал в своих последователях неустойчивую акцентуацию, предпочтя ей простоту веры, послушание, надежду, служение, кротость и радость в Боге.
Простота веры
(довольство самым необходимым, милосердие к нищим, упование на промысел Божий)
Г. ш |
Послушание
О г г г г г: г z z Z |
Традиции
Надежда
) ЛЫН (ЛШ1РЛ 1 ч! и и и i д f) Ul'JwHl | |
(на милосердие Вожие, плач о грехах, благодарение 1 ) 0 гу в скорбях, исправление от страс гей, тер не н ие, твердость, мужество)
С лужение традиции (миссия в мире) |
К ротость
WI И I Ню Ню * mill ИМИ I \m |
(укрощение себя, неощущение оскорблений, незлобие, самоактуализиро- ванность вовне, «домаш несть», распространение Царства Божья (воли Божьей) на земле)
г
Радость Богообще нин
(влечение к Богу, восхищение в молитву и наслаждение ею всею духа и чела, видение в ближних образа Божья, благоговение перед ближним, равная любовь к друзьям и врагам, молчание ума и страстей, познание существ бестелесных)
Восточное христианство, воспринимающее себя как «Новый Израиль», плод благодатного возобновления Богом нарушенного ветхозаветным Израилем теократического союза с человечеством, помимо прочих акцентуаций иудаизма особое внимание уделяет смирению и чистоте сердца от страстей, т.е. тех самых акцентуаций, которые культивировались в неавраамических религиозных системах, как единственному средству познания «святого» Бота [26].
Смирение
(стремление к обречению мира с Богом и с самим собой через страх Божий, пренебрежение похвалой, бес ирисчрас тис. само- укорение(видение своих недос гаi ков), неса м оо 11 ра в да н ие п е- ред обижающими)
Мусульманство отвергает христианскую кротость и смирение, и вместо них ценит в своих последователях эпи- лептоидность в форме нетерпимости к неверным и готовности свидетельствовать об Аллахе с оружием до смерти, но с другой стороны в исламе остается свойственная авраамиче- ским религиям простота веры [26] [61].
Простота веры (довольство самым необходимым, милосердие к нищим, упование на промысел Ьожий) |
Эпилепгоидность
(импульсивность поведения, нетерпимость, умопомрачение (гнев, жестокосердие))
Подобная простота веры остается и в современном, так называемом «мистическом» иудаизме, разошедшемся с традициями Ветхого Завета в период появления христианства, Так, храмовое богослужение было заменено «раввинатом», т.е. синагогой; ожидание Мессии как пророка. долженствующего поведать волю Божью, сменилось жаждой установления в мире мира и общечеловеческих ценностей на основании исключительно еврейской нации; институт пророчества заменен кабалистикой, магической практикой воздействия на стихийных духов и исследования «бессознательного». Все вместе стимулировало культивирование таких черт характера, как вера, служение (миссия) и кротость, не различаемые, впрочем, с паранойей, эпилеп- тоидностью и истероидностью [26] [61].
г
СЗ X s' В |
№ |
=3 s |
5 x> со ь г'| |
ч s * 1 § 3s ь 2 3 3 I |
О б б с' б г г С/ Z <’ 6 |
) Л1ДМ I loniHi л |.'(llUHHH I) UНМ ll | !>wnmni i йнмч | I dluw I WHIHtM t m |
Другие поставраамические религии уже не имеют тенденции к хранению традиций (или священного Предания, как говорит христианство). Так, гностицизм, склонный к смешению эллинистических и христианских образов, как и оккультные системы Ближнего Востока, религий Индии и Античных мистерий, ценил в своих адептах неустойчивую и шизоидную акцентуацию характера, но от авраамических религий взял еще и нетрадиционно понимаемые веру и служение (миссию) в виде паранойи (стремление к мученичеству или самоубийству) и эпилептоидности (чрезмерный аскетизм или сексуальная йога) [62] [39].
Подобная картина свойственна и для нетрадиционного мистического ислама - суфизма, только вместо паранойи и эпилептоидности культивировались гипертимность в виде полного пренебрежения традиционными постами, приличиями и обрядностью, вплоть до вызывающих призывов
«поклоняться сатане как единственному монотеисту», и ис- тероидность, т.е. некоторая показательность чудес святых, среди которых гораздо значительнее количество кар для обидчиков и неверующих, нежели реальной помощи людям [61].
Г ипертимность
(сластолюбие, склонность к объедению, пьянству, лакомству. Неумеренная энергичность, поверхностное отношение к смысложизненным вопросам)
Неустойчивость
(мечтательность, использование психотропных веществ, блуд (психосексу ал ь н ые п ра к г и к и))
111 изоидн ость
(крайняя интровертиро важность в сочетании с мистичностью и эксцентричностью ритуальных практик)
Истероидность
(демонстративность, тще- славие - крайний эгоцентризм, ненасытная жажда быть в центре внимания, претензия на исключительное положение среди окружающих, славолюбие в науках и искусствах)
Отделившийся от Восточного христианства Римо- католицизм в эпоху крестовых походов на Востоке принял в себя серьезную инъекцию нехристианской духовности, главным образом гностицизма, и, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), оказался в состоянии «прелести» [См.: 63] [64]. Юридическое и ритуальное восприятие отношений с Богом, безоценочное отношение к нехристианской мистике, такой как использование медитаций, фантазий и визуализаций Игнатия Лойолы, вызывание видений сцен жизни святых или фигуры Христа, которые постепенно заполняют собой все сознание практикующего, привело к тому, что такие черты характера христианина, как надежда на Бога, смирение, радость были заменены шизоидно- стью, психастеническим расстройством, дистимностью, которая стала почти доблестью в теории испанского мистика св. Иоанна Креста о «трагическом борении» и «ночи духа» подвижника в процессе Богопознания: с некоторой долей истеричности, как в феномене стигматизации и эмоционально-любовном мистицизме с эротической окраской у св. Терезы Авильской, Терезы Малой, Катарины Сиенской, Юлиана Норвичского и проч. [65] [66] [58].
(м и ител ьность, печал ь, |
Шизоидность, |
Психастения |
тоска, малодушие, нетерпеливость, скорбь, склонность к самоанализу и рефлексии) |
Дисти юность (склонность к депрессии, отчаяние) |
с5 =3 н . од II & * |
Ill] 1) Z г г г г г |
ё I |
г: t. |
).леса t 1эи!1-:с/п i д1юп^)1 ) 1 i |
б'ПОИЫЗ i die-л i) с!юл i иСЛИ'ПОУ 1, 0Ш1Н2Э I |
Правда, ради справедливости стоит отметить, что в католицизме по-прежнему были «в цене»: и вера, и служение, и кротость. |
IIростота веры, Служение, Кротость |
.d3V\l
Подобный отход от авраамических ценностей хронологически совпадает со временем «Возрождения» античности на Западе, периодом массовой одержимости мистицизмом, оккультизмом, духовно-психических эпидемий и, как известно, инквизиции. Заканчивается данный процесс реформацией Церкви и появлением протестантизма, с его метанием между чрезмерным рационализмом вплоть до фундаментализма лютеранства и кальвинизма, и оккультным мистицизмом ряда протестантских сект [См.: 26].
Шизоидность
(крайняя интровер- тированность в сочетании с мистичностью и эксцентричностью ритуал ьн ы х практик)
Мстероидность
(демонстративность, тщеславие - крайний эгоцентризм, ненасытная жажда быть в центре внимания, претензия на исключите л ь н ое п ол оже н и е среди окружающих, славолюбие в науках и искусствах)
Протестантизм, сакрализировав общественное устройство в качестве некоего аналога Церкви, канонизировал законничество, бытовой и гражданский «прагматизм» и «порядочность» как некое сакральное «служение», «призвание» индивида. Тем самым ключевыми акцентуациями становятся: гипертрофированное осознание своей миссии (паранойя и психастения), служение и истероидность, исхо-
дяицая из необходимости доказать себе и всему миру свою «избранность» Богом, являемую в успешности осуществления избрания. Именно потому в американском обществе, которое в основной своей массе составляют потомки протестантских переселенцев из Европы, страшнейшим оскорблением является назвать кого-либо «неудачником» [67].
4 111
- И
Пара нойя
(застреваемость, цикличность. повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений, высокая конфликтность)
I Icuxac гения
('лужение
(осознание своей деятельности как миссии) Истероидиость (демонсаративность, тщеславие крайний згоцетризм, нена- сыгная жажда быть в цензре внимания, претензия на исключи тельное положение е р е д и о к ру ж а ю щ и х, славолюбие в науках и искусствах)
а |
Наконец, именно из протестантизма, а также из новых оккультных и гностических групп в середине XX столетия появляются так называемые Новые религиозные движения, New Age (Новый век), провозгласившие для человечества новую эру постхристианской, неоязыческой культуры («Эпоху Водолея»). Как известно, именно эта религиозность была признана А. Маслоу соответствующей его идеалам самоактуализации, т.е. реализации экзистенциальной и гуманистической «трансценденции» личности в духовных практиках трансперсональной психологии [30] [14]. Э. Фромм в своих знаковых работах «Бегство от свободы» и
«Психоанализ и религия» также признавал, что гуманизм - это новая религия «светскости», спонтанности, надкультур- ности. свободная от любых догматических и обрядовых норм традиционных религий [59] [26].
Собственно, глобализм и надкультуральность гуманистического подхода и Новых религиозных движений легко узнаваемы в современной культуре по культивированию в людях таких акцентуаций, как:
ТВ * |
- ги пертим ность, восп ри н и маемую как определенная «спонтанность», свобода от всяких традиций и аскетизма («Бери от жизни все») [68];
- неустойчивость, т.е. эклектизм в мировоззрении;
- паранойя в отстаивании прав общественных меньшинств;
- э и и л е п гои д н ость и од н о вре м е н н о дистимность, вплоть до насилия или суицидального поведения в субкультурных образованиях сатанинской направленности, таких как «готика», «зма» и проч. наследники «контркультурных» движений 60-х [69] [26];
- демонстрати вность п остмодерн и ст- ского самовыражения «Фабрики звезд». «Дома-2», «Мамы в законе» и прочих реалити-шоу;
- а также шизоидность в виде самомнения и самообособления индивид! от любой традиционной религиозности, вплоть до невозможности, нежелания, а иногда и неспособности покаяния. При этом человек «свободно» выбирает для себя состояние зависимости от определенной субкультуры, компьютерного мира, психоактивных веществ.
В этом есть вполне определенный смысл: религиозность New Age, новых религиозных движений, по признанию представителей трансперсональной психологии, коррелирует с религиозностью античных мистерий Римской империи первых веков христианства [] 5] [70] [43]. Вспомним. что это было как раз время эклектизма и толерантности общества к элементам любых языческих систем, а вовсе не к христианству, которое находилось в состоянии гоне- н и я.
Учитывая то, что современное «светское» общество также оказывается вовсе не безрелигиозным, а, скорее, «по- лирелигиозным», т.е. вмещающим в себя самые различные религиозные элементы, и в то же время «неклерикальным», т.е. «нецерковным» [см. 56], неудивительным выглядит притеснение христианства на Ближнем. Дальнем Востоке. США. Западной Европе, когда христианское большинство не имеет права высказать критику таких реалий современной общественной жизни, как, например, гомосексуализм или ювенальная юстиция.
Об этом говорил уже ап. Павел: «В последние дни... люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы. недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины... Таковых удаляйся... водимых различными похотями» (2Тим.З,1-7) и «постыдными страстями: женщины их замен и л и естествен н ое у потреблен ие н роти воестествен- пым; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотыо друг' на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение... Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1,26-32). Ап. Иоанн Богослов характеризовал эти тенденции однозначно как «дух антихристов» (1 Ин.2,18).
aiy \< \| > I. (миЭлик «1C I >yxi, in 11-| н зону сирину л ка юс краси I кухш терто .‘ДИЦИМ.1 ккю (И (ДО I н Н ПО •ломя ломя ауи ми 1ЛОММЯ 111Н'|Н ру 1 ДИЯЛИН а дизайн ггя зня ж ент ння 1 тики , ПОВЯЗЗШ.1коми/ОЮ. Для кур! щ I зарлсть СП (. и и, зо сплачус in I у/пк 747 вщ2!) II м.* р |
I В, APT. in I'. 'Т. ТВ 15 |
Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксом: общество, воспринимающее «самоактуализацию» в гуманистическом смысле, может и не видеть реальной самоактуализации в других религиозно-идеологических системах, а самоактуализация гуманистическая в традиционных системах
может восприниматься как разврат, деградация, «антихристианство»... Иными словами, сама актуализация является фактом жизни и призванности человека, но вот направленность и цель ее существенным образом зависит от религиозности, которая господствует в обществе.
В заключение следует сделать некоторые выводы:
1. Самоактуализация может пониматься совершенно по- разному в разл и чн ых рели гиозно-и деологи чески х системах.
2. Простое привнесение в традиционную культуру гуманистического взгляда на самоактуализацию не только не обогатит ее, но и растворит в другой «ре л и г и оз н ости» (г л об ал и зм е, н ад кул ьтурал и з м е).
з Как говорил преп. Квагрий Понтийский, ««Кто что любит, тот того и желает, конечно, — а чего желает, то и улучить подвизается» [18]. Если для гуманистической психологии и религиозности Новых религиозных движений самоактуализация направлена в сторону стяжания личностных качеств, присущих неавраамической духовности. то для христианина как представителя авраамиче- ской религиозности реальной самоактуализацией и признаком душевного здоровья стал бы путь возрождения традиционной христианской культуры в своей жизни. И это тоже самоактуализация, только предполагающая достижение противоположных гуманизму ценностей: не спонтанности, а простоты, не неустойчивости, а послушания. не паранойяльности, а веры, не психастении, а надежды, не эпилептоидности, а служения, не уныния, а смирения, не тщеславия, а кротости, не гордости, а радости в Боге.
БИБЛИОГРАФИЯ
1) Авдеев Д.А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. М. 2007.
2) Адливанкин И.А. Вопросы и ответы, составленные по образу Огласительных бесед для присоединения к Православной Церкви приходящих от оккультизма. Отречения для приходящих от сатанизма. С приложениями, каноническими примерами и краткими комментариями. 26 декабря 2010 г.
http://www.bo£oslov.ru/text/l 331 505.html.
3) Алейникова Т.В. Психоанализ. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2000.
4) Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация. — Воронеж: МОДЭК, 1999. *
5) Андреас С. Паттерны магии Вирджинии Сатир. СПб. 2005.
6) Антонии, митр. Суролсский. Школа молитвы. «Христианская жизнь». Клин. 2004.
7) Байрон А. Льюис. Франк Пуселик P. NLP. Магия нейролингвистического программирования без тайн. wvvw.koob.ru.
8) Бендлер Р., Гриндер Дж. Структура магии (1975-1976). СПб. 1996. — 496 с.
9) Бердяев Н. Самопознание. Париж. 1949.
10) Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М. 2000.
11) Гайденко П.П. Христианство, герметизм и новоевропейское понимание природы. // IX Международные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и наука. Сборник докладов конференции. М. 2001.
12) Гостев А.А. Психология и метафизика образной сферы человека. М.: Генезис, 2008. - 484 с.
13) Григулевич И. Пророки новой истины. М. 1983.
14) Гроф Станислав. Путешествие в поисках себя. Изд. ACT. Институт трансперсональной психологии. Издательство К. Кравчука. 2008.
15) Гроф Станислав. Священное и профанное. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск- Москва. «Харвест-Аст». 2001.
16) Дворкин Александр. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород. 2007.
17) Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. / Пер. с англ. В.П. Чурсина. М. 1997.
18) Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.
19) Игумен N. Между небом и адом. Путь истины и путь заблуждения. - М.: Даниловский благовестник, 2012.
20) Иерофей (Влахос). митр. Православная психотерапия. СТСЛ. 2004.
21) Карагодина Г.Г. Феномены измененного восприятия у целителей-экстрасенсов: психопатологический и социокультурный анализ. // Социал. и клин, психиатрия. 1996. №6(2). С.56-65.
22) Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. // 1Гщиональная психологическая энциклопедия. Рос. психотерапевт, ассоц.- 2-е изд., доп. и перераб.- СП6. Питер. 2002.
23) Кораблина Г.П.. Акиндинова И.А., Ваканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. / Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб. 2001.
24) Ксендзюк О. Трансформация личности через НЛП, анализ и комментарии, www.koob.ru.
25) Лагутов Н.В. Актуальность богословского взгляда на современную психологию. 17 февраля 2011 г. http://www.bogoslov.ru/text/1473269.html
26) Лагутов Н.В. Теологический анализ стратегий и техник психотерапии. Монография. Сергиев Посад. Издательство Академии гуманитарных и общественных наук. 2012. - 296 с.
27) Лег а В.П. Современная западная философия. 2006. http://pstgu.rU/library/data/none/64/none/%CB/none/0/
28) Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. М. Эксмо. 2006. - 784 с.
Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. СПб. Изд. ’’Евразия". 1999.
вартирош it I «к дуалиних мин |
29) 30) 31) 32) |
Маслоу Абрахам. Новые рубежи человеческой природы. М. 1999.
Меланьин Д.В. Самоучитель практического гипноза. «Дельта-Пресс». 2008. - 123 с.
Л1К ЗЛ |
Мэри К. Нэф. Личные мемуары Е.П. Блаватской. М. «Сфера». 1993.
о о \»») |
стандарммм йо6)нк Bi «1C I >уч.ц-|и шасну (.пр. ту бет ка |
Обозов П.П. Типы личности, темперамент и характер. - СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. «Облик». 2000.
34) |
I3HCC ги крлои HOI куюII истец ню медицина нкюр ИНИ (до ')рог III) | ТОЛ 011Я |
Самыгин С.П., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Рос- тов-на-Дону. «Феникс». 1996.
35) |
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов. http:// р га у о s 1. n a rod. г и /1 i Ь га гу/1 цп atij. h t m
36) Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Рос-
колол я ьшуи ООМИ. • г 1 омлет м и in1 ий дизаим тн I та дизаим |
тов-на-Дону. 2008. - 686 с.
37) 38) 39) 40) 41) 42) |
Тельнов Г. Тайна смерти Ванги. //«Жизнь» 2006. №23. Тихон (Шевкунов), архим. «Несвятые святые» и другие рассказы. М. 201 1. - 640 с.
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб. 1998. Троянский конь харизматии. Беседа с проф. А.Л. Дворкиным. 07.1 1.08. http://irinev.ru/sects/50/newsl21 .htm. Флоровский Георгий, прот. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб. 2002.
43) |
Фрейд 3. Новые лекции по введению в психоанализ. // Pierre Sabourin. Ferenezi. Paris, ed. Universitaircs. 1985. Хофманн Альберт. ЛСД Экспириенс и реальность. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.
44) 45) |
Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. М. 1999.
Элиаде Мирча. Мифы современного мира. Религиозный символизм и обеспокоенность современного человека. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001. С.8-62;
46) Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. — М.: Ренессанс, 1991.
47) Юнг Карл Густав. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. Перевод В.В. Зеленского. БСК. Санкт-Петербург. 1998.
48) Юнг Карл Густав. О психологии восточных религий и философий. М. 1994.
49) Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев. 1994.
50) Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. С болью и любовью о современном человеке. / Пер. с греческого иеромонаха Доримедонта. Салоники-М. 2002.
51) Стоянова К. Правда о Ванге. М. 1997.
52) Лагутов Н.В. Основы психиатрии. Курс лекций для теологического факультета. Сергиев Посад. Издательство Академии гуманитарных и общественных наук. 201 1.
53) Смирнов И.В. Психо жоло! ия. М. 2003.
54) Флоренская Т.А. Практическая психология как гуманитарная наука. // Материалы Челпановских чтений-2010: Т.2. СПб. 201 1. С.52-60.
55) Белорусов С.А. Психопатологическая систематика личностных расстройств и учение о «страстях» в аскетической православной традиции. // Московский психотерапевтический журнал. 2009 №3 (62) июль - сентябрь. С. 154-195.
56) Лагутов Н.В. Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического. // Современная научная психология и православная духовная традиция: содержательный диалог. Научные доклады и статьи. / Отв. за выпуск митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, действ, чл. РАО, проф. В.В. Рубцов. / Сост., науч. ред.: Е.П. Гусевой. О.Е. Серовой. - М.: ПИ РАО, МГ11ПУ, 2012 (XIX Международные Рождественские образовательные чтения «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач»). С.70-93.
57) Фрейд 3. Будущее одной иллюзии (1927).
58) Даурли П. Джон. Болезнь по имени человек. Юнгиан- ская критика христианства. // К.Г. Юнг и христианство. СПб. 1999.
59) Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. — 284 с.
60) Меиь Александр. История религии. В 2-х кн. Кн. 1-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. — М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997. — 216 с.: ил.
61) Максимов (О., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам. Буддизм. Иудаизм. Изд. 2-е, исправленное. М. 2008.
62) Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. В четырех томах. Т.2. М. 1994.
63) Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Лекции по православной апологетике. САТИС. СПб. 2007.
64) Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский, святитель. Творения. Изд. Сретенского м-ря. 1998. Т. 1.
65) Плакида (Дезей). архимандрит. «Добротолюбие» и православная духовность. М. 2006.
66) Лосский В.П. Очерк мистического богословия Восточной I (еркви. М. 1991.
67) Легойда Владимир. In God we trust? - религиозность по- американски. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Мипск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.
68) Николаева Олеся. Современная культура и Православие. М. 1999.
69) Адливанкин И.А. Пути влияния тоталитарного сектантства и оккультно-мистических доктрин на демографическую ситуацию в России и в мире. // Плод духовный. Материалы научно-практической конференции «Основы духовной безопасности общества в XXI веке». М- Сергиев Посад - Щелково, с. 124-135.
70) Уотс Алан. Космология радости. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.
71) Букановская Т.Н. Избранные лекции по психиатрии. Владикавказ. «Иристон». 2001.
72) Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. М. 1858.
73) Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии: Монография. М. 2012.
74) Лагутов Н.В. Психология религии. Часть I. Психические процессы в рамках религиозного опыта. Сергиев Посад. Изд-во АГиОН, НГИСУ. 2015.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по предмету ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ*
1. Психология - это наука о чем?
2. Что такое психика?
3. Каким образом человек получает душу с точки зрения
4. Как связаны друг с другом с точки зрения православной психологии понятия психика и душа? 5. Какие современные ведущие научные психологические школы Вы можете назвать? |
православной психологии/ |
6. На чем делает акцент поведенческая психология?
7. Кто относится к классикам поведенческой психологии?
8. На чем делает акцент психоанализ?
9. Кто относится к классикам психоанализа?
10. На чем делаем акцент аналитическая психология?
11. Кто является основателем и идеологом аналитической
ПСИХОЛОГИИ:
12. На чем делает акцент постфрейдистская психология?
13. Кто относится к классикам постфрейдизма?
14. Что является сутью психодрамы?
15. Кто является автором психодрамы?
16. На чем делает акцент экзистенциальная психология?
17. Кто относи гея к классикам экзистенциальной психологии?
18. На чем делает акцент гуманистическая психология?
19. Кто относится к классикам гуманистической психоло
гии /
20. На чем делает акцент трансперсональная психология? 21. Кто относится к классикам трансперсональной психологии? 22. Что такое психические явления? 23. Что такое психические процессы? |
’ Одна часть вопросов курса «Психология религии» (М«1-21, 34-40) подготовлена по пособию [26]. Другая часть вопросов (№№ 22-29, 41-45) рассмотрена в пособии [74]. |
24. Какими бывают психические процессы?
25. Что такое психические свойства?
26. Что такое психические состояния?
27. К чему приводит расстройство познавательных процессов?
28. К чему приводит расстройство волевых процессов?
29. К чему приводит расстройство эмоциональных процессов?
30. К чему приводит расстройство психических состояний?
31. К чему приводит расстройство психических свойств?
32. Что является причиной страсти (страдания) человека?
33. В чем заключается профилактика психического состояния индивида?
34. Ценностно-концептуальный анализ современных национальных идеологий (советской. национал- социалистической. европейской, американской).
35. Ценностно-концептуальный анализ народной религиоз- ности.
36. Ценностно-концептуальный анализ науки.
37. Ценностно-концептуальный анализ магии и оккультизма.
38. Ценностно-концептуальный анализ древних авраамиче- ских религиозных систем.
39. Ценностно-концептуальный анализ древних неавраами- ческих религиозных систем.
40. Ценностно-концептуальный анализ новых религиозных движений.
41. Познавательные процессы в психологии религии.
42. Волевые процессы в психологии религии.
43. Интеллектуальные процессы в психологии религии.
44. Сознательные процессы в психологии религии.
45. Эмоциональные процессы в психологии религии.
46. Психологические состояния в психологии религии.
47. Психические свойства в психологии религии.
48. Проблема самоактуализации в психологии религии.
Об авторе |
Николай Викторович Лагутов- доктор теологических (богословских) наук. Grand Doctor of Philosophy (доктор психологических наук), профессор, действительный член Академии гуманитарных и общественных наук, ректор Национал ьного гу м анитарного и нститута социального управления. председатель Психологической ассоциации Российского общества духовной культуры АГиОН. |
Сфера научных интересов: «Догматическое богословие», «Чтение догматической литературы», «Сравнительное богословие», «Основное богословие» («Научная апологетика»), «Текстология и жзегетика Священного Писания Ветхого и Новою 'Завета», «Библейское богословие», «История Древней Церкви». «Христианство и литература». «Введение в аскетическую литературу». «Общая и возрастная психология», «Психология религии», «Введение в православную психотерапию и психологическое консультирование». |
г |
Запись на консультацию по тел.: 8-903-530-53-75 Электронная почта: n 1 а» u to v@ van de x. г и
[1] Выделяют первичные (их называют качествами личности) и вторичные, производные от первых черты. К первичным факторам (качествам) относятся такие, как экстраверсия-интроверсия, тревожность-эмоциональная стабильность.