Проблема личностной самоактуализации в рамках религиозно-идеологических систем

Вопрос самоактуализации, согласно определению А. Маслоу, - это всегда вопрос «асте», представляющего со­бой вершинную реализацию «талантов, способностей, по­тенций» индивидуума в контексте избранного им смысла жизни, онтологии, а учитывая то, что вопрос смысла жизни - это вопрос, в конце концов, религиозный, и некоей «пси­хотеологии» [см. 56].

В контексте гуманистически-экзистенциальной пара­дигмы несамоактуализированный человек воспринимается практически «неудачником», как в личном, так и в профес­сиональном плане. С актуализацией связывается общепри­нятое представление о прогрессе, пути в жизнь, реализации индивидом и обществом своего предназначения. На выяв­ление матрицы раскрытия потенциала самоактуализирую- щейся личности направлены колоссальные усилия науки, образования, различные социальные и политические проек­ты.

К самоактуализации более всего приложимы лозунги: «Так стань же тем. кем можешь стать!» (Ницше) [29], «По плодам их узнаете их» (Мф.7.20).

В этом нет ничего удивительного. Христос призывал учеников подражать Себе. ап. Навел призывал христиан возрастать «в меру... возраста Христова» (Эфес.4,13); Буд­да, Мухаммед. Зороастр. Лао-Цзы формировали вполне оп­ределенный социотип своих последователей.

Но, приобщаясь идеям гуманистической психологии, не следовало ли бы также иметь в виду, что и у А. Маслоу, автора идеи самоактуализации, существовали вполне опре­деленные критерии к «актуализированности» личности? Например, он пишет, что для него актуализированными личностями являются: банкиры, президенты, политики, по­эты, живописцы, композиторы, ученые и философы с миро­вым именем, и т.д. Все остальные - «среднестатистиче­ские» «неудачники», «невротики». Сюда входят, между прочим, и так называемые «кликуши и религиозные пропо­ведники» [29], в том числе христианские святые, отшельни­
ки, мученики, праведники. То же самое определение тради­ционной духовности мы встречаем у 3. Фрейда, в индиви- дуации К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма и т.д. [57] [58] [26] [59]. Понятно, что критерии «самоактуализированности» в традиционных обществах: в мусульманских странах, хри­стианской средневековой Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке, естественно, будут несколько отличаться от тех, что декларируют последователи гуманистической мысли.

При этом в каждой религиозно-идеологической систе­ме отдаются предпочтения вполне определенным моделям поведения, чертам характера, личностным акцентуациям. Сам А. Маслоу признает, что «эти люди исповедуют - должны исповедовать - разные ценности» [29].

Неус гойчивость (мечтательность. использование психотропных ве-  

Например, в ближневосточных религиях Древнего мира, с их склонностью к магическому мировидению и экстатической чувственной ритуальности, ведущими явля­лись неустойчивая и шизоидная акцентуации характера.

 
Шшоидносгь (крайняя интровертирован- ность в сочетании с мис­тичностью и 'экс­центричностью ри­туальных практик)

 

j

Практически такая же характеристика, за небольшими исключениями в области аскетики, у Религий Индии.


Неустойч и вость

 
 

(м е ч та те л ь н о ст ь, использование психотропных веществ, блуд (психосексуаль­ные практики))

 
Шизоидность (крайняя и нтровертирован- иость в сочезании с мистичностью и о кс центр и ч ностью ритуальных прак­тик)

 


 


Религии Дальнего Востока, с их пантеистической тенденцией к рассмотрению человека и общества как упо­рядоченной формы спонтанного бытия Космоса (Дао, Тен- гри и т.д.), культивировали послушание, служение общест­ву вплоть до ритуализма. и шизоидность в форме созерца­ния. культа долголетия, выражаемою посредством дыха­тельных и гимнастических тренингов, а также внутренней алхимии [39].

 
Послушание традиции

Служение традиции (миссия в мире)

 


 

 

р

Шизоид II ость (крайняя ингро- вертированность в сочетании с мис­тичностью и экс­центричностью ритуальных практик)

 


Для античных и эллинистических мистерий времен появления христианства характерен эклектизм религиозных влияний, особенно из Ближнего Востока и Индии. Ритуа- лизм. магизм, эзотеризм, использование психоделических средств вывели в «уважаемые» акцентуации не только ши- зоидность и неустойчивость, о чем говорят священные обя­зательные иерогамии при храмах, но и гипертимность, с ло­зунгом: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»

 

(1 Кор. 15.32). и эпилептоидность мистиков, выражаемую в «крайнем физическом и эмоциональном напряжении, высо­кой агрессивности, крайних эмоциональных и физических муках с диким чувственным порывом», в «мощных побуж­дениях сексуальной природы», что воспринималось обще­ством как некая «священная болезнь» [60] [26].

Ш изоидность

(крайняя интровер- тированность в соче­тании с мистично­стью и эксцентрич­ностью ритуаль н ы х практик)

Неустойчивость

(мечтательность, использование психотропных веществ, блуд (психосексуальные практики))


 
г

Гипс рти МII ост ь

(сластолюбие, склон­ность к объедению, пьянству, лакомству. Неумеренная энер­гичность, поверхно­стное отношение к СМЫСЛ ОЖИЛ НС иным вопросам)

)пи. 1 C НТО ид нос гь

(им пульсивность повеления, нетерпимость, умопомрачение (гнев, жестокосердие))

 

Авраамичсская религиозность, признающая «откро­вение» одного Личного Бога, и полагающая недопустимым в своей практике использование магических и оккультных приемов, резко контрастировала е остальными религиоз­ными системами в плане выбора культивируемых акцен­туаций характера. Так, ветхозаветный иудаизм, с его ор- топраксией, т.е. тщательным исполнением закона Моисее­ва, резко отвергал в своих последователях неустойчивую акцентуацию, предпочтя ей простоту веры, послушание, надежду, служение, кротость и радость в Боге.

Простота веры

(довольство самым необхо­димым, мило­сердие к нищим, упование на промысел Божий)


 

 

Г. ш
 

Послушание

О г г г г г: г z z Z
 

Традиции

Надежда

) ЛЫН (ЛШ1РЛ 1 ч! и и и i д f) Ul'JwHl |

(на милосердие Вожие, плач о грехах, благодаре­ние 1 ) 0 гу в скорбях, ис­правление от страс гей, тер не н ие, твердость, мужество)

 
С лужение традиции (миссия в мире)

 

К ротость

 
WI И I Ню Ню * mill ИМИ I \m

(укрощение себя, неощущение оскорблений, незлобие, самоактуализиро- ванность вовне, «домаш несть», распространение Царства Божья (воли Божьей) на земле)


г


 

Радость Богообще нин

(влечение к Богу, восхищение в мо­литву и наслаж­дение ею всею духа и чела, виде­ние в ближних образа Божья, благоговение пе­ред ближним, равная любовь к друзьям и врагам, молчание ума и страстей, позна­ние существ бестелесных)

 

Восточное христианство, воспринимающее себя как «Новый Израиль», плод благодатного возобновления Богом нарушенного ветхозаветным Израилем теократического союза с человечеством, помимо прочих акцентуаций иуда­изма особое внимание уделяет смирению и чистоте сердца от страстей, т.е. тех самых акцентуаций, которые культиви­ровались в неавраамических религиозных системах, как единственному средству познания «святого» Бота [26].

Смирение

(стремление к обрече­нию мира с Богом и с самим собой через страх Божий, пренеб­режение похвалой, бес ирисчрас тис. само- укорение(видение своих недос гаi ков), неса м оо 11 ра в да н ие п е- ред обижающими)

 

 


 

Мусульманство отвергает христианскую кротость и смирение, и вместо них ценит в своих последователях эпи- лептоидность в форме нетерпимости к неверным и готовно­сти свидетельствовать об Аллахе с оружием до смерти, но с другой стороны в исламе остается свойственная авраамиче- ским религиям простота веры [26] [61].

 
Простота веры (довольство са­мым необходи­мым, милосердие к нищим, упова­ние на промысел Ьожий)

Эпилепгоидность

(импульсивность поведения, нетер­пимость, умопо­мрачение (гнев, жестокосердие))

Подобная простота веры остается и в современном, так называемом «мистическом» иудаизме, разошедшем­ся с традициями Ветхого Завета в период появления хри­стианства, Так, храмовое богослужение было заменено «раввинатом», т.е. синагогой; ожидание Мессии как проро­ка. долженствующего поведать волю Божью, сменилось жаждой установления в мире мира и общечеловеческих ценностей на основании исключительно еврейской нации; институт пророчества заменен кабалистикой, магической практикой воздействия на стихийных духов и исследования «бессознательного». Все вместе стимулировало культиви­рование таких черт характера, как вера, служение (миссия) и кротость, не различаемые, впрочем, с паранойей, эпилеп- тоидностью и истероидностью [26] [61].

г

 

 


СЗ X s' В


 

=3 s

5 x> со ь г'|

ч s * 1 § 3s ь 2 3 3 I

О б б с' б г г С/ Z <’ 6

 

 


) Л1ДМ I loniHi л |.'(llUHHH I) UНМ ll | !>wnmni i йнмч | I dluw I WHIHtM t m

Другие поставраамические религии уже не имеют тен­денции к хранению традиций (или священного Предания, как говорит христианство). Так, гностицизм, склонный к смешению эллинистических и христианских образов, как и оккультные системы Ближнего Востока, религий Индии и Античных мистерий, ценил в своих адептах неустойчивую и шизоидную акцентуацию характера, но от авраамических религий взял еще и нетрадиционно понимаемые веру и служение (миссию) в виде паранойи (стремление к мучени­честву или самоубийству) и эпилептоидности (чрезмерный аскетизм или сексуальная йога) [62] [39].

 

 

Подобная картина свойственна и для нетрадиционного мистического ислама - суфизма, только вместо паранойи и эпилептоидности культивировались гипертимность в виде полного пренебрежения традиционными постами, прили­чиями и обрядностью, вплоть до вызывающих призывов


«поклоняться сатане как единственному монотеисту», и ис- тероидность, т.е. некоторая показательность чудес святых, среди которых гораздо значительнее количество кар для обидчиков и неверующих, нежели реальной помощи людям [61].

 

Г ипертимность

(сластолюбие, склонность к объедению, пьянству, лакомству. Неумеренная энергичность, поверхно­стное отношение к смыс­ложизненным вопросам)

Неустойчивость

 

(мечтательность, исполь­зование психотропных веществ, блуд (психосек­су ал ь н ые п ра к г и к и))

111 изоидн ость

(крайняя интровертиро важность в сочетании с мистично­стью и эксцентричностью ритуальных практик)

Истероидность

(демонстративность, тще- славие - крайний эгоцен­тризм, ненасытная жажда быть в центре внимания, претензия на исключи­тельное положение среди окружающих, славолюбие в науках и искусствах)

Отделившийся от Восточного христианства Римо- католицизм в эпоху крестовых походов на Востоке принял в себя серьезную инъекцию нехристианской духовности, главным образом гностицизма, и, по словам святителя Иг­натия (Брянчанинова), оказался в состоянии «прелести» [См.: 63] [64]. Юридическое и ритуальное восприятие от­ношений с Богом, безоценочное отношение к нехристиан­ской мистике, такой как использование медитаций, фанта­зий и визуализаций Игнатия Лойолы, вызывание видений сцен жизни святых или фигуры Христа, которые постепен­но заполняют собой все сознание практикующего, привело к тому, что такие черты характера христианина, как надеж­да на Бога, смирение, радость были заменены шизоидно- стью, психастеническим расстройством, дистимностью, ко­торая стала почти доблестью в теории испанского мистика св. Иоанна Креста о «трагическом борении» и «ночи духа» подвижника в процессе Богопознания: с некоторой долей истеричности, как в феномене стигматизации и эмоцио­нально-любовном мистицизме с эротической окраской у св. Терезы Авильской, Терезы Малой, Катарины Сиенской, Юлиана Норвичского и проч. [65] [66] [58].


 

(м и ител ьность, печал ь,

Шизоидность,

Психастения

тоска, малодушие, нетерпеливость, скорбь, склон­ность к самоана­лизу и рефлексии)

Дисти юность (склонность к депрес­сии, отчаяние)

 


 

с5 =3 н . од II & *

Ill] 1) Z г г г г г

ё I

 

 

г: t.

 

 


).леса t 1эи!1-:с/п i д1юп^)1 ) 1 i

 

 

б'ПОИЫЗ i die-л i) с!юл i иСЛИ'ПОУ 1, 0Ш1Н2Э I

Правда, ради справедливости стоит отметить, что в католицизме по-прежнему были «в цене»: и ве­ра, и служение, и кротость.

IIростота веры, Служение, Кротость

 

 


.d3V\l


Подобный отход от авраамических ценностей хроно­логически совпадает со временем «Возрождения» антично­сти на Западе, периодом массовой одержимости мистициз­мом, оккультизмом, духовно-психических эпидемий и, как известно, инквизиции. Заканчивается данный процесс ре­формацией Церкви и появлением протестантизма, с его ме­танием между чрезмерным рационализмом вплоть до фун­даментализма лютеранства и кальвинизма, и оккультным мистицизмом ряда протестантских сект [См.: 26].

 

Шизоидность

(крайняя интровер- тированность в сочетании с мис­тичностью и экс­центричностью ри­туал ьн ы х практик)

Мстероидность

(демонстратив­ность, тщеславие - крайний эгоцен­тризм, ненасытная жажда быть в цен­тре внимания, пре­тензия на исключи­те л ь н ое п ол оже н и е среди окружаю­щих, славолюбие в науках и искусст­вах)

Протестантизм, сакрализировав общественное уст­ройство в качестве некоего аналога Церкви, канонизировал законничество, бытовой и гражданский «прагматизм» и «порядочность» как некое сакральное «служение», «при­звание» индивида. Тем самым ключевыми акцентуациями становятся: гипертрофированное осознание своей миссии (паранойя и психастения), служение и истероидность, исхо-
дяицая из необходимости доказать себе и всему миру свою «избранность» Богом, являемую в успешности осуществле­ния избрания. Именно потому в американском обществе, которое в основной своей массе составляют потомки про­тестантских переселенцев из Европы, страшнейшим ос­корблением является назвать кого-либо «неудачником» [67].


 


4 111

- И


 

Пара нойя

(застреваемость, цик­личность. повышен­ная подозрительность и обидчивость, стой­кость отрицательных аффектов, стремле­ние к доминирова­нию, неприятие чу­жих мнений, высокая конфликтность)

I Icuxac гения

('лужение

 

(осознание своей деятельности как миссии) Истероидиость (демонсаративность, тщеславие крайний згоцетризм, нена- сыгная жажда быть в цензре внимания, претензия на исклю­чи тельное положение е р е д и о к ру ж а ю щ и х, славолюбие в науках и искусствах)


 


а

Наконец, именно из протестантизма, а также из новых оккультных и гностических групп в середине XX столетия появляются так называемые Новые религиозные движе­ния, New Age (Новый век), провозгласившие для челове­чества новую эру постхристианской, неоязыческой культу­ры («Эпоху Водолея»). Как известно, именно эта религиоз­ность была признана А. Маслоу соответствующей его идеа­лам самоактуализации, т.е. реализации экзистенциальной и гуманистической «трансценденции» личности в духовных практиках трансперсональной психологии [30] [14]. Э. Фромм в своих знаковых работах «Бегство от свободы» и


«Психоанализ и религия» также признавал, что гуманизм - это новая религия «светскости», спонтанности, надкультур- ности. свободная от любых догматических и обрядовых норм традиционных религий [59] [26].

 

 

 

 

Собственно, глобализм и надкультуральность гумани­стического подхода и Новых религиозных движений легко узнаваемы в современной культуре по культивированию в людях таких акцентуаций, как:

ТВ *
 

- ги пертим ность, восп ри н и маемую как определенная «спонтанность», свобода от всяких традиций и аске­тизма («Бери от жизни все») [68];

- неустойчивость, т.е. эклектизм в мировоззрении;


- паранойя в отстаивании прав обще­ственных меньшинств;

- э и и л е п гои д н ость и од н о вре м е н н о дистимность, вплоть до насилия или суицидального поведения в субкуль­турных образованиях сатанинской на­правленности, таких как «готика», «зма» и проч. наследники «контркуль­турных» движений 60-х [69] [26];

- демонстрати вность п остмодерн и ст- ского самовыражения «Фабрики звезд». «Дома-2», «Мамы в законе» и прочих реалити-шоу;

- а также шизоидность в виде само­мнения и самообособления индивид! от любой традиционной религиозно­сти, вплоть до невозможности, неже­лания, а иногда и неспособности по­каяния. При этом человек «свободно» выбирает для себя состояние зависи­мости от определенной субкультуры, компьютерного мира, психоактивных веществ.


В этом есть вполне определенный смысл: религиоз­ность New Age, новых религиозных движений, по призна­нию представителей трансперсональной психологии, кор­релирует с религиозностью античных мистерий Римской империи первых веков христианства [] 5] [70] [43]. Вспом­ним. что это было как раз время эклектизма и толерантно­сти общества к элементам любых языческих систем, а вовсе не к христианству, которое находилось в состоянии гоне- н и я.

Учитывая то, что современное «светское» общество также оказывается вовсе не безрелигиозным, а, скорее, «по- лирелигиозным», т.е. вмещающим в себя самые различные религиозные элементы, и в то же время «неклерикальным», т.е. «нецерковным» [см. 56], неудивительным выглядит притеснение христианства на Ближнем. Дальнем Востоке. США. Западной Европе, когда христианское большинство не имеет права высказать критику таких реалий современ­ной общественной жизни, как, например, гомосексуализм или ювенальная юстиция.

 

 


Об этом говорил уже ап. Павел: «В последние дни... люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечести­вы. недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоз­держны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, на­пыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... все­гда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания ис­тины... Таковых удаляйся... водимых различными похотя­ми» (2Тим.З,1-7) и «постыдными страстями: женщины их замен и л и естествен н ое у потреблен ие н роти воестествен- пым; подобно и мужчины, оставив естественное употребле­ние женского пола, разжигались похотыо друг' на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение... Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, са­мохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны роди­телям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что де­лающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1,26-32). Ап. Иоанн Богослов характеризовал эти тенденции однозначно как «дух антихристов» (1 Ин.2,18).

aiy \< \| > I. (миЭлик «1C I >yxi, in 11-| н зону сирину л ка юс краси I кухш терто .‘ДИЦИМ.1 ккю (И (ДО I н Н ПО •ломя ломя ауи ми 1ЛОММЯ 111Н'|Н ру 1 ДИЯЛИН а дизайн ггя зня ж ент ння 1 тики , ПОВЯЗЗШ.1коми/ОЮ. Для кур! щ I зарлсть СП (. и и, зо сплачус in I у/пк 747 вщ2!) II м.* р
 
 
I В, APT. in I'. 'Т. ТВ 15

Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксом: обще­ство, воспринимающее «самоактуализацию» в гуманисти­ческом смысле, может и не видеть реальной самоактуализа­ции в других религиозно-идеологических системах, а само­актуализация гуманистическая в традиционных системах


может восприниматься как разврат, деградация, «антихри­стианство»... Иными словами, сама актуализация является фактом жизни и призванности человека, но вот направлен­ность и цель ее существенным образом зависит от религи­озности, которая господствует в обществе.

В заключение следует сделать некоторые выводы:

1. Самоактуализация может пониматься совершенно по- разному в разл и чн ых рели гиозно-и деологи чески х системах.

2. Простое привнесение в традиционную культуру гуманистического взгляда на самоактуализацию не только не обогатит ее, но и растворит в другой «ре л и г и оз н ости» (г л об ал и зм е, н ад кул ьтурал и з м е).

з Как говорил преп. Квагрий Понтийский, ««Кто что лю­бит, тот того и желает, конечно, — а чего желает, то и улучить подвизается» [18]. Если для гуманистической психологии и религиозности Новых религиозных движе­ний самоактуализация направлена в сторону стяжания личностных качеств, присущих неавраамической духов­ности. то для христианина как представителя авраамиче- ской религиозности реальной самоактуализацией и при­знаком душевного здоровья стал бы путь возрождения традиционной христианской культуры в своей жизни. И это тоже самоактуализация, только предполагающая дос­тижение противоположных гуманизму ценностей: не спонтанности, а простоты, не неустойчивости, а послу­шания. не паранойяльности, а веры, не психастении, а надежды, не эпилептоидности, а служения, не уныния, а смирения, не тщеславия, а кротости, не гордости, а радо­сти в Боге.

БИБЛИОГРАФИЯ

1) Авдеев Д.А. Очерки православной психотерапии. В по­мощь страждущей душе. М. 2007.

2) Адливанкин И.А. Вопросы и ответы, составленные по образу Огласительных бесед для присоединения к Пра­вославной Церкви приходящих от оккультизма. Отре­чения для приходящих от сатанизма. С приложениями, каноническими примерами и краткими комментариями. 26 декабря 2010 г.

http://www.bo£oslov.ru/text/l 331 505.html.

3) Алейникова Т.В. Психоанализ. Ростов-на-Дону. «Фе­никс». 2000.

4) Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация. — Воронеж: МОДЭК, 1999. *

5) Андреас С. Паттерны магии Вирджинии Сатир. СПб. 2005.

6) Антонии, митр. Суролсский. Школа молитвы. «Хри­стианская жизнь». Клин. 2004.

7) Байрон А. Льюис. Франк Пуселик P. NLP. Магия ней­ролингвистического программирования без тайн. wvvw.koob.ru.

8) Бендлер Р., Гриндер Дж. Структура магии (1975-1976). СПб. 1996. — 496 с.

9) Бердяев Н. Самопознание. Париж. 1949.

10) Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский сло­варь. М. 2000.

11) Гайденко П.П. Христианство, герметизм и новоевро­пейское понимание природы. // IX Международные Ро­ждественские Образовательные Чтения. Христианство и наука. Сборник докладов конференции. М. 2001.

12) Гостев А.А. Психология и метафизика образной сферы человека. М.: Генезис, 2008. - 484 с.

13) Григулевич И. Пророки новой истины. М. 1983.

14) Гроф Станислав. Путешествие в поисках себя. Изд. ACT. Институт трансперсональной психологии. Изда­тельство К. Кравчука. 2008.

15) Гроф Станислав. Священное и профанное. // Психоло­гия религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск- Москва. «Харвест-Аст». 2001.

16) Дворкин Александр. Сектоведение. Тоталитарные сек­ты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, пе­реработанное и дополненное. Нижний Новгород. 2007.

17) Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. / Пер. с англ. В.П. Чурсина. М. 1997.

18) Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.

19) Игумен N. Между небом и адом. Путь истины и путь заблуждения. - М.: Даниловский благовестник, 2012.

20) Иерофей (Влахос). митр. Православная психотерапия. СТСЛ. 2004.

21) Карагодина Г.Г. Феномены измененного восприятия у целителей-экстрасенсов: психопатологический и социо­культурный анализ. // Социал. и клин, психиатрия. 1996. №6(2). С.56-65.

22) Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопе­дия. // 1Гщиональная психологическая энциклопедия. Рос. психотерапевт, ассоц.- 2-е изд., доп. и перераб.- СП6. Питер. 2002.

23) Кораблина Г.П.. Акиндинова И.А., Ваканова А.А., Ро­дина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психо­логической помощи: Пособие для практических психо­логов. / Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб. 2001.

24) Ксендзюк О. Трансформация личности через НЛП, ана­лиз и комментарии, www.koob.ru.

25) Лагутов Н.В. Актуальность богословского взгляда на современную психологию. 17 февраля 2011 г. http://www.bogoslov.ru/text/1473269.html

26) Лагутов Н.В. Теологический анализ стратегий и техник психотерапии. Монография. Сергиев Посад. Издательство Академии гуманитарных и общественных наук. 2012. - 296 с.

27) Лег а В.П. Современная западная философия. 2006. http://pstgu.rU/library/data/none/64/none/%CB/none/0/

28) Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психо­лога. М. Эксмо. 2006. - 784 с.


Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. СПб. Изд. ’’Евразия". 1999.

  вартирош it I «к дуалиних мин
29) 30) 31) 32)

Маслоу Абрахам. Новые рубежи человеческой приро­ды. М. 1999.

Меланьин Д.В. Самоучитель практического гипноза. «Дельта-Пресс». 2008. - 123 с.

Л1К ЗЛ

Мэри К. Нэф. Личные мемуары Е.П. Блаватской. М. «Сфера». 1993.

о о \»»)
стандарммм йо6)нк Bi «1C I >уч.ц-|и шасну (.пр. ту бет ка

Обозов П.П. Типы личности, темперамент и характер. - СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. «Облик». 2000.

34)
I3HCC ги крлои HOI куюII истец ню медицина нкюр ИНИ (до ')рог III) | ТОЛ 011Я

Самыгин С.П., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Ре­лигиоведение: социология и психология религии. Рос- тов-на-Дону. «Феникс». 1996.

35)

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувствен­ном и о духовном видении духов. http:// р га у о s 1. n a rod. г и /1 i Ь га гу/1 цп atij. h t m

36) Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Рос-


 


колол я ьшуи ООМИ. • г 1 омлет м и in1 ий дизаим тн I та дизаим

тов-на-Дону. 2008. - 686 с.

37) 38) 39) 40) 41) 42)

Тельнов Г. Тайна смерти Ванги. //«Жизнь» 2006. №23. Тихон (Шевкунов), архим. «Несвятые святые» и другие рассказы. М. 201 1. - 640 с.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Пси­хотехника и трансперсональные состояния. СПб. 1998. Троянский конь харизматии. Беседа с проф. А.Л. Двор­киным. 07.1 1.08. http://irinev.ru/sects/50/newsl21 .htm. Флоровский Георгий, прот. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб. 2002.

43)

Фрейд 3. Новые лекции по введению в психоанализ. // Pierre Sabourin. Ferenezi. Paris, ed. Universitaircs. 1985. Хофманн Альберт. ЛСД Экспириенс и реальность. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

44) 45)

Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бес­сознательного. М. 1999.

Элиаде Мирча. Мифы современного мира. Религиозный символизм и обеспокоенность современного человека. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестома­тия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001. С.8-62;


46) Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. — М.: Ренессанс, 1991.

47) Юнг Карл Густав. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. Перевод В.В. Зеленско­го. БСК. Санкт-Петербург. 1998.

48) Юнг Карл Густав. О психологии восточных религий и философий. М. 1994.

49) Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев. 1994.

50) Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. С болью и любовью о современном человеке. / Пер. с греческого иеромонаха Доримедонта. Салоники-М. 2002.

51) Стоянова К. Правда о Ванге. М. 1997.

52) Лагутов Н.В. Основы психиатрии. Курс лекций для тео­логического факультета. Сергиев Посад. Издательство Академии гуманитарных и общественных наук. 201 1.

53) Смирнов И.В. Психо жоло! ия. М. 2003.

54) Флоренская Т.А. Практическая психология как гумани­тарная наука. // Материалы Челпановских чтений-2010: Т.2. СПб. 201 1. С.52-60.

55) Белорусов С.А. Психопатологическая систематика лич­ностных расстройств и учение о «страстях» в аскетиче­ской православной традиции. // Московский психотера­певтический журнал. 2009 №3 (62) июль - сентябрь. С. 154-195.

56) Лагутов Н.В. Опыт теологического анализа места рели­гиозности в структуре психического. // Современная научная психология и православная духовная традиция: содержательный диалог. Научные доклады и статьи. / Отв. за выпуск митрополит Хабаровский и Приамур­ский Игнатий, действ, чл. РАО, проф. В.В. Рубцов. / Сост., науч. ред.: Е.П. Гусевой. О.Е. Серовой. - М.: ПИ РАО, МГ11ПУ, 2012 (XIX Международные Рождествен­ские образовательные чтения «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач»). С.70-93.

57) Фрейд 3. Будущее одной иллюзии (1927).

58) Даурли П. Джон. Болезнь по имени человек. Юнгиан- ская критика христианства. // К.Г. Юнг и христианство. СПб. 1999.

59) Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактио­нова. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. — 284 с.

60) Меиь Александр. История религии. В 2-х кн. Кн. 1-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. — М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997. — 216 с.: ил.

61) Максимов (О., Смоляр К. Православное религиоведе­ние: Ислам. Буддизм. Иудаизм. Изд. 2-е, исправленное. М. 2008.

62) Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. В че­тырех томах. Т.2. М. 1994.

63) Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Лекции по православной апологетике. САТИС. СПб. 2007.

64) Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский, святи­тель. Творения. Изд. Сретенского м-ря. 1998. Т. 1.

65) Плакида (Дезей). архимандрит. «Добротолюбие» и пра­вославная духовность. М. 2006.

 

66) Лосский В.П. Очерк мистического богословия Восточ­ной I (еркви. М. 1991.

67) Легойда Владимир. In God we trust? - религиозность по- американски. // Психология религиозности и мистициз­ма. Хрестоматия. Мипск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

68) Николаева Олеся. Современная культура и Правосла­вие. М. 1999.

69) Адливанкин И.А. Пути влияния тоталитарного сектант­ства и оккультно-мистических доктрин на демографи­ческую ситуацию в России и в мире. // Плод духовный. Материалы научно-практической конференции «Осно­вы духовной безопасности общества в XXI веке». М- Сергиев Посад - Щелково, с. 124-135.

 

70) Уотс Алан. Космология радости. // Психология религи­озности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст». 2001.

71) Букановская Т.Н. Избранные лекции по психиатрии. Владикавказ. «Иристон». 2001.

72) Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. М. 1858.

73) Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии: Монография. М. 2012.

74) Лагутов Н.В. Психология религии. Часть I. Психиче­ские процессы в рамках религиозного опыта. Сергиев Посад. Изд-во АГиОН, НГИСУ. 2015.


 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по предмету ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ*

1. Психология - это наука о чем?

2. Что такое психика?

3. Каким образом человек получает душу с точки зрения


4. Как связаны друг с другом с точки зрения православной психологии понятия психика и душа? 5. Какие современные ведущие научные психологические школы Вы можете назвать?

православной психологии/

 


 

6. На чем делает акцент поведенческая психология?

7. Кто относится к классикам поведенческой психологии?

8. На чем делает акцент психоанализ?

9. Кто относится к классикам психоанализа?

10. На чем делаем акцент аналитическая психология?

11. Кто является основателем и идеологом аналитической

ПСИХОЛОГИИ:

12. На чем делает акцент постфрейдистская психология?

13. Кто относится к классикам постфрейдизма?

14. Что является сутью психодрамы?

15. Кто является автором психодрамы?

16. На чем делает акцент экзистенциальная психология?

17. Кто относи гея к классикам экзистенциальной психоло­гии?

18. На чем делает акцент гуманистическая психология?

19. Кто относится к классикам гуманистической психоло­

гии /


20. На чем делает акцент трансперсональная психология? 21. Кто относится к классикам трансперсональной психоло­гии? 22. Что такое психические явления? 23. Что такое психические процессы?

’ Одна часть вопросов курса «Психология религии» (М«1-21, 34-40) подготов­лена по пособию [26]. Другая часть вопросов (№№ 22-29, 41-45) рассмотрена в пособии [74].

 

 


24. Какими бывают психические процессы?

25. Что такое психические свойства?

26. Что такое психические состояния?

27. К чему приводит расстройство познавательных процес­сов?

28. К чему приводит расстройство волевых процессов?

29. К чему приводит расстройство эмоциональных процес­сов?

30. К чему приводит расстройство психических состояний?

31. К чему приводит расстройство психических свойств?

32. Что является причиной страсти (страдания) человека?

33. В чем заключается профилактика психического состоя­ния индивида?

34. Ценностно-концептуальный анализ современных на­циональных идеологий (советской. национал- социалистической. европейской, американской).

35. Ценностно-концептуальный анализ народной религиоз- ности.

36. Ценностно-концептуальный анализ науки.

37. Ценностно-концептуальный анализ магии и оккультиз­ма.

38. Ценностно-концептуальный анализ древних авраамиче- ских религиозных систем.

39. Ценностно-концептуальный анализ древних неавраами- ческих религиозных систем.

40. Ценностно-концептуальный анализ новых религиозных движений.

41. Познавательные процессы в психологии религии.

42. Волевые процессы в психологии религии.

43. Интеллектуальные процессы в психологии религии.

44. Сознательные процессы в психологии религии.

45. Эмоциональные процессы в психологии религии.

46. Психологические состояния в психологии религии.

47. Психические свойства в психологии религии.

48. Проблема самоактуализации в психологии религии.


Об авторе

Николай Викторович Лагутов- доктор теологических (богословских) наук. Grand Doctor of Philosophy (доктор психологических наук), профессор, действительный член Академии гуманитарных и общественных наук, ректор Национал ьного гу м анитарного и нститута социального управления. председатель Психологической ассоциации Российского общества духовной культуры АГиОН.

 

 

Сфера научных интересов: «Догматическое богословие», «Чтение догматической литературы», «Сравнительное богословие», «Основное богословие» («Научная апологетика»), «Текстология и жзегетика Священного Писания Ветхого и Новою 'Завета», «Биб­лейское богословие», «История Древней Церкви». «Христианство и литература». «Введение в аскетическую литературу». «Общая и воз­растная психология», «Психология религии», «Введение в право­славную психотерапию и психологическое консультирование».


г

Запись на консультацию по тел.: 8-903-530-53-75 Электронная почта: n 1 а» u to v@ van de x. г и


 


 

 


 

 

[1] Выделяют первичные (их называют качествами личности) и вторичные, про­изводные от первых черты. К первичным факторам (качествам) относятся та­кие, как экстраверсия-интроверсия, тревожность-эмоциональная стабильность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: