Практический опыт диагностики психотеологии среди консультируемых, даже считающих себя верующими, как правило, показывает, что большая их часть склонна вос-
* Генеалогически включая в себя: бихевиоризм, НЛП и т,д.
принимать духовно-благодатные переживания как некую безличностпую энергию. Она отождествляется ими с приподнятостью настроения, чудесной успешностью в делах, «промыслительностью» событий, «предваряющей благодатью», что свойственно вовсе не персоналистической духовности христианства, а пантеистической «психотеологии» гуманизма, которую можно охарактеризовать аскетическим языком как тонкую «прелесть». При этом в поведении данных носителей «духовных переживаний» парадоксальным образом не акцентуированы даже такие предпосылки духовной традиции, как элементарная простота и послушание.
Вроде бы им нужно вновь вернуться к тщательной проработке своих базальных (плотских) потребностей, а они безосновательно ломятся в двери созерцания (мистические практики католицизма, йога, трансперсональная психология и т.д.), как эго описывает ап. Иоанн Богослов в своем Откровении:
«Ты говоришь: «я богат разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь. что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться. и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр.3.1 7-1 8).
А ведь преп. Исаак Сирин недаром предупреждал о том, что преждевременная добродетель является ехидной (гадюкой) для души [72. Слово 72, II, 57-58]. отравляя ее ядом прелести, понимаемой как своеобразная ошибка восприятия подвижником своего реального положения в мире. Человек увлекается сетями тщеславия, думая, что он уже на духовном уровне, мечется в унынии (депрессии), воображая, что это смирение, и живет в глубокой гордости вместо благодатной радости.
Все дело в том, что построение себя в христианской аскетической психологии начинается с фундаментальных ценностей базального (плотского) уровня - простоты и послушания, а смирение является уже «воротами» в богооткровенные состояния персоналистической духовности. Не пройдя их, смиряясь, но не получив смирения как духовно
го качества личности (не получив благодать), но пытаясь выглядеть, как будто это произошло, человек непременно впадает в уныние (депрессию), по характеристике аввы Евагрия - «духовную проказу» [18], символ нераскаянного греха, нечистоты и бесплодия, либо гнев (эпилептоид- ность), либо тщеславие с гордостью.
Духовный уровень вообще не зависит от теоретических выкладок психологии, в том числе и аскетической. Он может быть описан, но понятным становится лишь тому, кто практически стяжал через Откровение свойства «обла- годатстованного», «духопосного» человека, который, как характеризует его ripen. Макарий Великий, «после долгого состязания и борения одерживает победу и делается христианином (решается, то есть, быть строгим последователем Христовым)» [18].
J |
Подражающий ему. но не имеющий смирения и благодати непременно впадет в страсть, и подвиг должен будет начаться заново, через покаянное возвращение к основанию, которым является стяжание простоты и послушания традиции.