Гражданский кодекс РФ в ряде статей, посвященных форме договоров и сделок, упоминает понятие «внешнеэкономическая сделка» (п. 3 ст. 162, п. 2 ст. 1209). При этом несоблюдение письменной формы влечет недействительность сделки в соответствии с п. 3 ст. 162 ГК РФ. Однако ни Кодекс, ни иной нормативный акт России не дают легального определения такой сделки. В то же время наличие специальных положений в российском законодательстве о внешнеэкономических сделках требует выяснения содержания и признаков данного понятия.
В доктрине имеется множество подходов к определению внешнеэкономической сделки. В советское время такие сделки связывались с производством экспортно-импортных операций, когда имеет место вывоз товаров, работ или услуг за границу или их ввоз в РФ.
В частности, Л.А. Лунц отмечал, что к внешнеторговым сделкам относятся такие, «в которых по меньшей мере одна из сторон является иностранцем (иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом), и содержанием сделки являются операции по ввозу товаров из-за границы или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров. Сюда, следовательно, относятся прежде всего договор купли-продажи товаров, подлежащих ввозу из-за границы или вывозу за границу, а также связанные с товарным экспортом или импортом сделки подряда, комиссии, перевозки, поклажи, кредитно-расчетные отношения и др.».
|
|
В современных условиях подходы к определению понятия «внешнеэкономическая сделка» изменились. Необходимо отметить, что указанное понятие является собирательным. Под эту категорию подпадают не только отдельные виды договоров, такие как международная купля-продажа, международные перевозки и т.д., но и односторонние сделки, например доверенности. Как отмечает И.С. Зыкин, «практически при использовании термина «сделка» применительно к отношениям во внешнеэкономической сфере имеется в виду договор».
Выделяют обязательные и факультативные признаки внешнеэкономической сделки. Первым обязательным признаком является нахождение коммерческих предприятий сторон сделки в разных государствах. Термин «коммерческое предприятие стороны» взят нами из международных договоров, в частности из Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., из Конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г., участницей которых является и Россия. В этих конвенциях термин «коммерческое предприятие» имеет специальное значение и характеризует не субъект права, а место основной деятельности стороны, постоянное место осуществления деловых операций (place of business). Этот термин используется и в законодательстве РФ. Так, согласно Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. в международный коммерческий арбитраж «могут по соглашению сторон передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей».
|
|
Таким образом, для признания сделки внешнеэкономической не имеет решающего значения национальность (государственная принадлежность) сторон сделки. К примеру, российское юридическое лицо (то есть организация, зарегистрированная на территории России) может осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства (то есть иметь там свое коммерческое предприятие). Соответственно, контракт, заключенный между таким российским юридическим лицом и другой российской организацией, будет рассматриваться как внешнеэкономическая сделка.
Между тем практика показывает, что российские суды и арбитражи не исследуют вопрос, где находится коммерческое предприятие (place of business) конкретной организации - участника спора, а за основу принимается место регистрации компании. К примеру, критерий place of business закреплен и в Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 г. (п. 2 ст. 1), и в Регламенте МКАС при ТПП РФ (п. 2, § 1). Однако в опубликованных решениях МКАС не содержится информации по поводу того, входил ли МКАС в рассмотрение вопроса о месте основной деятельности компании, а лишь констатируется тот факт, что фирма является иностранной (очевидно, что за основу принимается факт регистрации организации за рубежом) и что российский партнер также зарегистрирован в России. Например, в деле №97/2002 (решение от 6 июля 2003 г.) МКАС констатировал следующее: «Продавцом по контракту является учрежденное в Российской Федерации российское открытое акционерное общество. [...] В соответствии с нормой ст. 7 ГК РФ к правоотношениям сторон, возникшим в связи с реализацией контракта, подлежат применению положения Венской конвенции 1980 г., что соответствует и ее предписаниям - п. 1 «Ь» ст. 1...» (курсив мой. - В.К.).
Однако в п. 3 ст. 1 Венской конвенции сказано: «Ни национальная принадлежность сторон (то есть место регистрации. - В,К.), ни их гражданский или торговый статус... не принимаются во внимание при определении применимости настоящей Конвенции». В другом деле МКАС установил «действительный адрес ответчика путем наведения справок через генеральное консульство ФРГ в Санкт-Петербурге» и, констатировав на этой основе нахождение коммерческого предприятия соответствующей стороны в ФРГ, применил к контракту Венскую конвенцию (дело № 164/2001, решение от 16 июля 2003 г.). Действительно, место регистрации компании в большинстве случаев может совпадать с местом ведения ею своего бизнеса. Однако в практике МКАС встречаются дела, в которых местом регистрации некоторых иностранных партнеров являются Швейцария, Кипр, Лихтенштейн, Британские Виргинские Острова и прочие известные офшорные территории, что свидетельствует, скорее, в пользу офшорной природы зарегистрированных там компаний. В соответствии же с законами офшорных территорий компании, в них зарегистрированные, не имеют права вести там свой бизнес, а следовательно, по определению не могут иметь в соответствующих государствах (территориях) своих коммерческих предприятий. Существуют, однако, дела, в которых МКАС все же принимал во внимание фактический статус иностранного партнера, его место деятельности по исполнению конкретного контракта. Например, по одному из дел контракт был заключен в Москве, и действия, связанные с исполнением контракта, осуществлялись в России, а стороны представляли собой офшорные компании, зарегистрированные российскими лицами. МКАС решил применять при рассмотрении данного дела российское законодательство, хотя законодательством предусмотрено применение права страны-продавца (дело № 178/93).
|
|
Вторым обязательным признаком внешнеэкономической сделки является связь сделки с предпринимательской деятельностью, что следует из первого признака. Очевидно, что коммерческие предприятия могут иметь лишь те субъекты, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Косвенным указанием на предпринимательский характер внешнеэкономической сделки служит положение п. 2 ст. 1209 ГК РФ, согласно которому обязательное подчинение формы внешнеэкономической сделки российскому праву предусмотрено для ситуаций, когда в сделке участвует российское юридическое лицо или российский предприниматель. Связь сделки с предпринимательской деятельностью не позволяет относить к внешнеэкономическим те сделки, которые направлены на удовлетворение личных, бытовых потребностей.
Исходя из законодательства, а также международных договоров России, можно согласиться с определением внешнеэкономической сделки (договора), сформулированным И.С. Зыкиным: к внешнеэкономическим относятся «совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности договоры между лицами, коммерческие предприятия (основное место деятельности. — В.К.) которых находятся в разных государствах».
Факультативными признаками внешнеэкономической сделки являются следующие:
1. Перемещение товаров через государственную границу. Перемещение товара через государственную границу влечет применение к сделке таможенного законодательства, административного по своей природе. Данный признак характерен не для всех внешнеэкономических сделок.
В частности, в литературе приводится пример, когда российская организация заключила договор на поставку угля с зарубежной фирмой. При этом отгрузка угля производилась в адрес третьей, находящейся в России организации, с которой иностранная фирма состояла в договорных отношениях. Арбитражный суд квалифицировал договор между российской и иностранной фирмами как внешнеэкономический, несмотря на то что пересечения товаром границы не произошло.
|
|
2. Различная национальная (государственная) принадлежность контрагентов. В большинстве случаев внешнеэкономический контракт (сделка) характеризуется тем, что заключается с иностранным партнером. Иными словами, в большинстве случаев национальность (государственная принадлежность) сторон совпадает с местом нахождения их коммерческих предприятий (американская фирма имеет коммерческое предприятие в США, французская - во Франции и т.д.).
3. Использование при расчетах с контрагентом иностранной валюты. При расчетах по внешнеэкономическим сделкам используется валюта, которая как минимум для одной из сторон является иностранной. Данный признак является факультативным, поскольку расчеты между сторонами могут производиться с использованием международных расчетных (денежных) единиц. Например, договор купли-продажи, заключенный между итальянской и испанской фирмами, предусматривает производство расчетов с использованием евро. Поскольку в большинстве заключаемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности контрактов обязательства сторон выражаются в валюте, которая для российской стороны является иностранной, расчеты по сделкам в иностранной валюте подпадают под установленный законодательством РФ режим валютных операций. В контрактах с контрагентами из стран СНГ активно используется рубль.
4. Специфика рассмотрения споров, вытекающих из внешнеэкономических сделок. Споры из внешнеэкономических сделок условно можно разделить на две категории: а) частноправовые споры с контрагентом по договору (иностранным партнером); б) публично-правовые споры - с контролирующими органами, связанные с нарушением (предполагаемым нарушением) таможенного, налогового, валютного законодательства. Первая группа споров - предмет рассмотрения как государственных судов (в России - государственных арбитражных судов), так и международных коммерческих арбитражей. Спор рассматривается как в России, так и за рубежом. Публично-правовые споры рассматриваются в государственных судах, и удельный вес таких споров в российской судебной практике значителен (в основном споры связаны с валютным и таможенным законодательством). Специфика споров, вытекающих из внешнеэкономических сделок, является факультативным признаком, поскольку споры между сторонами сделки могут и не возникнуть.
5. Специфический круг источников, регулирующих сделку. Внешнеэкономическая сделка - это сделка гражданско-правовая.
Но признание сделки внешнеэкономической означает, что она подпадает под особый режим регулирования. Во-первых, в отличие от «внутренней сделки», внешнеэкономическая сделка (контракт) находится в сфере действия гражданского (торгового) права нескольких государств. Соответственно, возникает проблема выбора применимого национального права для регулирования такой сделки. Во-вторых, государства заключают международные договоры для того, чтобы упорядочить, привести к единообразию процесс заключения, исполнения и прекращения внешнеэкономических сделок. В-третьих, содержание таких сделок во многом предопределяется и применимыми к сделке международными торговыми обычаями. Кроме того, на содержание экспортно-импортных сделок большое влияние оказывает публичное право. Так, товары, перемещаемые через таможенную границу, подпадают под определенный российским законодательством таможенный режим и в связи с этим нуждаются в определенном таможенном оформлении и т.д. Специфический круг источников, регулирующих сделку, относится к факультативным признакам, поскольку при исполнении своих обязательств стороны могут руководствоваться лишь положениями конкретного договора, не обращаясь к положениям каких-либо нормативных актов.
В зарубежной литературе к критериям международности контракта, как правило, относят факт нахождения мест бизнеса сторон контракта в различных государствах. При этом не рассматриваются как имеющие существенное значение для определения критерия международности такие факторы, как различная национальность, домициль или обычное местожительство сторон, факт заключения за рубежом контракта. Однако место исполнения контракта за рубежом является важным фактором в выборе применимого права. Так, контракт между двумя австралийскими сторонами, заключенный в Австралии, но исполненный в Индонезии, является чисто международным по характеру. Некоторые авторы считают, что контракт, связанный с внутренней куплей-продажей импортируемых товаров, должен рассматриваться как международный. Исходя из Римской конвенции 1980 г., стороны чисто внутреннего контракта могут выбрать иностранное право для регулирования их отношений (ст. 3.3). Делается вывод, что простой выбор права приводит к международности контракта.
Публично-правовое регулирование внешнеэкономических сделок
В курсе международного частного права исследуется лишь частноправовая характеристика внешнеэкономических сделок. Однако, как отмечается в литературе, «нормы... публичного права непосредственно не регулируют отношения между сторонами внешнеэкономической сделки. Но частноправовые последствия норм публичного права бесспорны:...нарушение норм публичного права ведет к юридической невозможности исполнения частноправовой сделки».
К актам публично-правового регулирования сделки относятся прежде всего ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г., Таможенный кодекс РФ 2003 г., нормативные акты ЦБ РФ и других ведомств. Например, положения, касающиеся содержания внешнеторговых контрактов, содержатся в письме ЦБ РФ № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» от 15 июля 1996 г.
Необходимо учитывать положения указанных документов. Как показывает практика, соответствующие государственные органы при квалификации сделки в качестве внешнеэкономической исходят прежде всего из содержания именно этих нормативных актов. По мнению В.А. Бублика, «для каждого из органов, осуществляющих контроль за внешнеэкономической деятельностью резидентов РФ, важен свой признак, наличие которого они признают обязательным в конкретном внешнеэкономическом контракте».
К актам публично-правового регулирования следует отнести также положения международных торговых договоров, соглашений о товарообороте и платежах, товарных соглашений, соглашений по вопросам тарифов и торговли. Такие соглашения создают позитивный фон в торговле между странами. Например, торговые договоры, заключенные Россией с различными государствами, устанавливают режим наибольшего благоприятствования в торговле для отечественных юридических и физических лиц с контрагентами из соответствующего иностранного государства. К этой же группе относятся акты различных международных организаций, в частности резолюции Совета Безопасности ООН, решения органов Европейского Союза и других международных интеграционных объединений. В частности, в настоящее время идет процесс переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) и действующим в рамках этой организации документам, прежде всего к Генеральному соглашению о торговле и тарифах (ГАТТ).
Литература для дополнительного изучения
1. Ануфриева Л.П. Международное частное право. Т. 2. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 2000;
2. Арбитражная практика за 1996-1997 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 1998;
3. Арбитражная практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 1998 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 1999;
4. Бахин С.В. Субправо. СПб., 2002;
5. Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2001;
6. Бублик В.А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: проблемы теории, законотворчества и правоприменения. Екатеринбург: УрГЮА, 1999;
7. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002;
8. Гудовичева Л.Б. Форс-мажор во внешнеэкономических контрактах // Российский юридический журнал. 1993. № 1;
9. Зыкин И. С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Междунар. отношения, 1990;
10. Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Междунар. отношения, 1994;
11. Кабатова Е.В. Новый этап развития российского международного частного права // Российский ежегодник международного права 2003. СПб., 2003;
12. Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки. М.: Междунар. отношения, 2005;
13. Кудашкин В.В. Экспорт продукции военного назначения. Правовое регулирование. М.: Спарк, 2000;
14. Мальцев А. Коллизионные привязки международного частного права в электронных сделках потребителей // Российская юстиция. 2003. № 10; Мата О. Правомерность выбора применимого права сторонами контракта: опыт США // Российская юстиция. 2002 г. № 8;
15. Международное коммерческое право: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Ф. Попондуполо. М.: Омега-Л, 2004;
16. Мусин В.А. Международные торговые контракты. Л.: Изд-во ЛГУ. 1986;
17. Поздняков B.C., Садиков О.Н. Правовое регулирование отношений во внешней торговле. Ч. 1 и 2. М.: Междунар. отношения. 1985, 1986;
18. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Под ред. А.С. Комарова. М.: ДеКА, 2001;
19. Практика Международного коммерческого арбитражного суда. Научно-практический комментарий / Сост. и автор комм. М.Г. Розенберг. М.: МЦФЭР, 1997;
20. Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 1999-2000 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2002;
21. Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2003 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2004;
22. Рубанов А.А. «Автономия воли» в международном частном праве как теоретическая проблема // СЕМП. 1986. М.: Наука, 1987;
23. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА / Пер. А.С. Комарова. М.: Междунар. отношения, 2003;
24. Симонович П.С. Регулирование электронной цифровой подписи нормами права: международный опыт // Журнал российского права. 2002. № 3;
25. Соловяненко П. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи (международный опыт и российская практика) // Хозяйство и право. 2003. № 2;
26. Федосеева Г.Ю. К вопросу о понятии «внешнеэкономическая сделка» // Журнал российского права. 2002. № 12;
27. Чельцов Ю. Понятие внешнеторговой сделки по законодательству СССР // Революционная законность. 1926. № 15/18;
28. Чубыкина Е.В. Принцип автономии воли сторон во внешнеэкономическом договоре // Законодательство. 2001. № 10;
29. Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли. М.: Юрид. лит., 1993.
Глава IX