Единицы нашего сознания

«Персонал предприятия — это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопише ярких личностей»

Ли Якокка

Небольшая вводная метафора. Представьте себе большой (очень большой!) завод по производству не важно чего. Директор его — как это и положено в рыночной экономике — занимается внешними проблемами: маркетинга, сбыта, финансов и взаимоотношений с многочисленными партнерами и контрагентами. Это отнимает у него все без исключения рабочее время, и потому собственно управление производством, а также решение всех прочих внутренних проблем он отдал на откуп соответствующим службам и подразделениям, каковые действуют независимо и самостоятельно от этого самого директора. До поры до времени все на этом предприятии идет хорошо — директор успешно «пашет» вне завода, а службы и подразделения самостоятельно справляются с внутренними неурядицами, имя коим

• легион. Но в один прекрасный (точнее, печальный) день директор замечает, что его родной завод явно «недомогает». Снизилась ритмичность выпуска продукции, возросли простои оборудования, пошел брак — и т. д. и т. п. Естественно, что ему приходится отвлекаться от «внешней политики» и обращать свой начальственный взор на «политику внутреннюю». Для начала он ищет службу или подразделение (отдел или бригаду), «виновные» в «заболевании» предприятия — сам или с помощью привлеченных консультантов. После вызывает к себе «на ковер» руководителя или представителей этой самой службы/подразделения и методично (в нашем примере это современный директор, знающий о том, что такое психология менеджмента не понаслышке) начинает выяснять причины сбоя. И с изумлением узнает, что сбой этот — как бы даже запланированный, так как в отсутствие директорского указующего перста или хозяйского ока она (оно) — служба или подразделение — решила (решило), что надо действовать именно таким — гарантирующим сбои — образом. По недомыслию либо в силу дефицита информации. Или даже по злому-доброму умыслу —- дабы обратить внимание высокого начальства на свои проблемы или выразить несогласие с его внешней политикой. Естественно, что волевым решением такую вот проблему не решишь: нажмешь как следует, а они в ответ забастовку или голодовку — как говорится, себе дороже обойдется. Приходится идти на переговоры: объяснять, увещевать или уговаривать людей из службы или подразделения, дабы добиться «продукта при непротивлении двух сторон» (если вы помните, именно так определял согласие монтер Мечников из бессмертного произведения Ильфа и Петрова). Решать внутренние проблемы этой, как выяснилось, очень важной части своего предприятия. Или даже в угоду ей менять внешнюю политику. А что поделать: не решишь этой, казалось бы, частной проблемы — и всему заводу не то чтобы кранты, крышка (хотя иногда и так), но уж, во всяком случае, не до жиру, а быть бы живу...

А теперь поймите ну совсем-совсем простую вещь. Что директор — это вы сами (точнее, ваше сознательное «Я»). Завод — вся ваша психика. А службы и подразделения этого завода — отдельные подразделы вашего бессознательного, которые в нейролингвистическом программировании называются частями’, в психосинтезе — субличностями; в преобразующем процессинге — сущностями, а в хо- лодинамике — холодайнами.

Обитатели нашего «Я». Я бы мог еще и продолжить этот список названий. Но вряд ли это что-то добавит к пониманию сути дела. А суть эта — в признании всеми без исключения школами современной психотерапии и психологии факта существования в нашей психике отдельных Единиц Сознания (Сознания опять-таки в широком смысле этого слова — т. е. включающем и осознаваемую и бессознательную его часть). Некоторых самостоятельных и вполне автономных образований, которые независимо от нас самих контролируют различные аспекты нашей жизнедеятельности. Делают они это как бы автоматически — но только для нашего собственного осознания и только тогда, когда часть (я пока буду пользоваться именно этим, привычным мне, как энэлперу, термином) достигает «зрелости». Вспомните-ка, как когда- то, давным-давно, вы учились писать или (более позднее воспоминание) водить машину. Это требовало от вас колоссального сознательного внимания. До сих пор не забуду, как же трудно было одновременно выжимать сцепление, отпускать газ, синхронно с этим переключать скорость — и обнаруживать, что за то время, пока я отвлекся на все эти действия, машина вполне самостоятельно уехала совсем не туда, куда должна была ехать по изначальному замыслу. Но потом вы («я, ты, он, она — вместе целая страна») научились письму или вождению и теперь делаете либо то, либо другое (либо и то и другое) бессознательно или, если хотите, автоматически. Потому что сформировалась часть, которая взяла на себя бразды правления этим действием. Умная, упрямая и с характером, который, кстати, может вовсе не соответствовать вашему (я, например, знаю немало тишайших, почтенных и степенных отцов семейств, которые за рулем превращаются в отчаянных лихачей и автохулиганов).

Необходимость объединения сознания. Метафора, которую я только что привел, обычно позволяет быстро (и безболезненно для рационального ума) перейти к работе с этими самыми самостоятельными «бригадами» и «отделами» его психики. Если эта работа в соответствии с традициями НЛП сводится только к договору с частью, слиянию частей или построению новой части, ничего больше ни знать, ни понимать вам было бы не надо. Однако мы ведем разговор об отрезке дороги длиною в жизнь, и потому никак не сможем избежать более глубокого погружения в вопрос о существах, населяющих наш Внутренний Космос.

Прежде всего ответим на вопрос, зачем нужно об этом знать. Да затем, что, например, определяя кого-то как зрелого и эффективного, мы часто говорим: «Какой цельный человек!». И даже не подозреваем о том, что в этот момент наше бессознательное предоставляет нам частичку своей мудрости, ибо говорим мы эту фразу неосознанно, подразумевая целостность объединенного сознания, присущего данному субъекту!

Поясню свою мысль. Итак, есть некие единицы нашего сознания, которые как те самые пресловутые «бригады» и «отделы» обладают известной самостоятельностью и в отдельных случаях начинают реализовывать поведение кошки, которая гуляет сама по себе. Но в том-то и дело, что игра сознания в жизньэто командный процесс. И «команда» вашего сознания должна быть сплоченной и сыгранной — иначе проигрыш неминуем. Именно так — неминуем. В том же футболе почти никогда не встречается ситуация, когда, например, вратарь команды, по собственной инициативе (то ли обидевшись, то ли

сбой этот — как бы даже запланированный, так как в отсутствие директорского указующего перста или хозяйского ока она (оно) — служба или подразделение — решила (решило), что надо действовать именно таким — гарантирующим сбои — образом. По недомыслию либо в силу дефицита информации. Или даже по злому-доброму умыслу — дабы обратить внимание высокого начальства на свои проблемы или выразить несогласие с его внешней политикой. Естественно, что волевым решением такую вот проблему не решишь: нажмешь как следует, а они в ответ забастовку или голодовку — как говорится, себе дороже обойдется. Приходится идти на переговоры: объяснять, увещевать или уговаривать людей из службы или подразделения, дабы добиться «продукта при непротивлении двух сторон» (если вы помните, именно так определял согласие монтер Мечников из бессмертного произведения Ильфа и Петрова). Решать внутренние проблемы этой, как выяснилось, очень важной части своего предприятия. Или даже в угоду ей менять внешнюю политику. А что поделать: не решишь этой, казалось бы, частной проблемы — и всему заводу не то чтобы кранты, крышка (хотя иногда и так), но уж, во всяком случае, не до жиру, а быть бы живу...

А теперь поймите ну совсем-совсем простую вещь. Что директор — это вы сами (точнее, ваше сознательное «Я»). Завод — вся ваша психика. А службы и подразделения этого завода — отдельные подразделы вашего бессознательного, которые в нейролингвистическом программировании называются частями; в психосинтезе — субличностямщ в преобразующем процессинге — сущностями, а в хо- лодинамике — холодайнами.

Обитатели нашего «Я». Я бы мог еще и продолжить этот список названий. Но вряд ли это что-то добавит к пониманию сути дела. А суть эта — в признании всеми без исключения школами современной психотерапии и психологии факта существования в нашей психике отдельных Единиц Сознания (Сознания опять-таки в широком смысле этого слова — т. е. включающем и осознаваемую и бессознательную его часть). Некоторых самостоятельных и вполне автономных образований, которые независимо от нас самих контролируют различные аспекты нашей жизнедеятельности. Делают они это как бы автоматически — но только для нашего собственного осознания и только тогда, когда часть (я пока буду пользоваться именно этим, привычным мне, как энэлперу, термином) достигает «зрелости». Вспомните-ка, как когда- то, давным-давно, вы учились писать или (более позднее воспоминание) водить машину. Это требовало от вас колоссального сознательного внимания. До сих пор не забуду, как же трудно было одновременно выжимать сцепление, отпускать газ, синхронно с этим переключать скорость — и обнаруживать, что за то время, пока я отвлекся на все эти действия, машина вполне самостоятельно уехала совсем не туда, куда должна была ехать по изначальному замыслу. Но потом вы («я, ты, он, она — вместе целая страна») научились письму или вождению и теперь делаете либо то, либо другое (либо и то и другое) бессознательно или, если хотите, автоматически. Потому что сформировалась часть, которая взяла на себя бразды правления этим действием. Умная, упрямая и с характером, который, кстати, может вовсе не соответствовать вашему (я, например, знаю немало тишайших, почтенных и степенных отцов семейств, которые за рулем превращаются в отчаянных лихачей и автохулиганов).

Необходимость объединения сознания. Метафора, которую я только что привел, обычно позволяет быстро (и безболезненно для рационального ума) перейти к работе с этими самыми самостоятельными «бригадами» и «отделами» его психики. Если эта работа в соответствии с традициями НЛП сводится только к договору с частью, слиянию частей или построению новой части, ничего больше ни знать, ни понимать вам было бы не надо. Однако мы ведем разговор об отрезке дороги длиною в жизнь, и потому никак не сможем избежать более глубокого погружения в вопрос о существах, населяющих наш Внутренний Космос.

Прежде всего ответим на вопрос, зачем нужно об этом знать. Да затем, что, например, определяя кого-то как зрелого и эффективного, мы часто говорим: «Какой цельный человек!». И даже не подозреваем о том, что в этот момент наше бессознательное предоставляет нам частичку своей мудрости, ибо говорим мы эту фразу неосознанно, подразумевая целостность объединенного сознания, присущего данному субъекту!

Поясню свою мысль. Итак, есть некие единицы нашего сознания, которые как те самые пресловутые «бригады» и «отделы» обладают известной самостоятельностью и в отдельных случаях начинают реализовывать поведение кошки, которая гуляет сама по себе. Но в том-то и дело, что игра сознания в жизньэто командный процесс. И «команда» вашего сознания должна быть сплоченной и сыгранной — иначе проигрыш неминуем. Именно так — неминуем. В том же футболе почти никогда не встречается ситуация, когда, например, вратарь команды, по собственной инициативе (то ли обидевшись, то ли решив вас наказать — причин тут может быть много) покидает свое место, предоставляя соперникам спокойно и прицельно быть в пустые ворота. А вот в игре на поле нашей психики такое случается сплошь и рядом. Бывает и хуже — многие «игроки» «команды» нашего сознания могут по тем или иным причинам — неизвестным вам, но весомым — играть «против своих» и даже просто стремиться к вашему поражению...

Последствия раздробленности себя. В идеале мы должны достичь интеграции своих многочисленных маленьких «я», дабы добиться, если хотите, «эффекта метлы». Помните эту притчу? Отец, желая доказать своим сыновьям необходимость держаться вместе попросил принести прутья, и предложил сломать их, что они легко и сделали руками. Но когда прутья сложили вместе (в метлу), ни одному из сыновей не удалось их сломать... Именно (и только) в этом плане прав был В. Маяковский, утверждавший, что, мол единица (сознания — отдельная) — ноль, единица — вздор и голос ее, мол, тоньше писка. А жить, опираясь только на отдельные единицы сознания — это все равно что прошибать стену (пусть даже картонную) одним пальцем. Сжатый кулак, как вы, наверное, понимаете здесь оказывается намного предпочтительней...

Все это можно изобразить следующими рисунками, каковые я почерпнул в «Преобразующих диа~ логах» Ф. Фанча.

 

Но не все так просто в этом самом процессе интеграции, да и раздробленность сознания — это далеко еще не все. Дело в том, что очень многие наши части мы не только не принимаем, но даже попросту отторгаем, отправляя их в Тень (так К. Юнг назвал область сознания, в которой существует или живет то, что мы не приемлем в себе). Тень эта находится под жестким контролем Суперэго и обычно проявляется только в те моменты, когда данный контроль оказывается ослабленным. Так, многие из ныне, и присно, и во веки веков пьющих субъектов, как следует набравшись (мягко говоря — злоупотребив алкоголем) ведут себя в совершенно несвойственной им манере — по-скотски и по-хамски. А наутро, переживая мучительное похмелье и жуткие угрызения совести (это вновь «проснулось» Суперэго), искренне удивляются: «Неужели это был я?». Да, это был ты — но не привычно и непрерывно демонстрируемая тобой социально-одобряемая Персона, а обычно скрываемая от себя и других Тень...

Однако беда не только в том, что в Тени могут жить Чудовища. Просто в нашей психике вокруг любой части, оцененной нами как негативная (или просто — негативно) образуется как бы некоторая энергетическая структура или оболочка. Поскольку мы резонно желаем освободиться о каких бы то ни было негативных эмоций, связанных с тем, что мы в себе не приемлем (от стыда или страха, гнева или неприязни, горя или боли), эта самая структура подавляет доступ к данной области сознания, в общем-то и образуя то, что именуется подсознанием. Но для того, чтобы держать это самое вытесненное в подсознание под контролем, ежесекундно требуется энергия — та самая жизненная сила, которую мы могли бы использовать для жизни, творчества, счастья, радости и любви. Так стоит ли удивляться, что в силу поистине колоссальных затрат энергии на поддержание нами же созданных защитных структур, удерживающих пресловутые комплексы, мы живем в лучшем случае наполовину...

В принципе, для того, чтобы получить мощный импульс к собственной интеграции, вполне достаточно понять эти два момента, обусловливающие слабость нашего Я: раздробленность сознания и не- экологичность затрат энергии на подавление Тени. Но не забудьте, что подобная дезинтеграция — это еще и многое другое, но тоже — неприятное. Сужение и ограничение поля нашего выбора — ведь чем сильнее раздроблено наше сознание, тем уже туннель реальности, который в этом случае превращается в совокупность микро-туннельчиков (а подавленный негативный опыт еще и окрашивает все воспринимаемое через них в черный цвет). Тревоги, страхи и депрессии, в форме которых и прорываются в наше сознание подавленные и вытесненные части нас самих, а также связанные с ними или существующие самостоятельно мысли, представления, желания и воспоминания (наши ночные кошмары — «из той же оперы»). И нарушения здоровья, преждевременная старость и увядание, поскольку сплошь и рядом именно таким паталогическим и воистину болезненным способом отторгнутое в Тень просто-напросто напоминает нам в себе (здесь прочитайте или перечитайте мою книгу «Исцеление с помощью НЛП»).

Так что, хотите вы того или нет, но если вы действительно желаете строить свою жизнь и делать судьбу по своему, а не единиц сознания, замыслу и подобию, вам не обойтись без работы со всеми этими субличностями, холодайнами, сущностями и частями. Этим мы сейчас и займемся — последовательно и как бы по очереди...

ХОЛОДАЙНЫ КАК ОНИ ЕСТЬ

«Можно просто сказать, что все состоит из осознания и можно считать все или частью целого, или отдельно существующим».

-нГ

Ф. Фанч

Универсальные принципы холодинамики. Признаюсь честно: то, о чем вы узнаете в этом разделе, вполне способно вызвать у вас своеобразный интеллектуальный шок. Дело в том, что холодайны, с которых мы начали вести свой разговор о Единицах Сознания, являются высоко универсальными понятиями, далеко выходящими за пределы психологической реальности. Да, на уровне индивидуальной психики все довольно-таки просто: некое целое (личность) представляется как состоящее из суммы частей (в данном случае, холодайнов), причем с каждой из этих частей можно обращаться как с самостоятельным целым. Однако стоит отвлечься от плоскости психического, как ту же обнаруживаются различия — причем достаточно принципиальные.

В холодинамике — созданной В. Вульфом науке, явно выходящей за пределы чисто психологической теории — существует восемь базовых постулатов, каковые я здесь приведу полностью несмотря на то, что далеко не все они нужны для целей нашей книги1.

Вселенная холодинамична. Вся материя, энергия и разум — прошлые, настоящие и будущие — являются частями одного динамичного целого.

Вселенная содержит живые мыслеформы, называемые «холодайнами», имеющими силу проявлять реальность во всех измерениях.

Вселенная имеет лежащий в основе порядок Заложенный Порядок.

Внутри этого Заложенного Порядка разум, холодайны, люди и вся проявленная реальность проходят через одни и те же шесть стадий развития.

Проявленная реальность имеет как «частичную»у так и «волновую» функцию, которые разум отражает через свои рациональные и интуитивные процессы соответственно.

Изменение происходит холодинамически: изменить любой холодайн значит изменить физику ума; изменить физику ума значит изменить физику вселенной прошлое, настоящее и будущее.

Каждый человек имеет главный, управляющий холодайн, называемый «Я» или «Высший Потенциал ».

Холодинамика разума может систематически применяться для решения любой проблемы человеческого опыта.

Как видите, холодинамика в базовых своих постулатах претендует на ну совсем-совсем немногое

• объяснить принципы устройства Вселенной. Однако оставим детальное и пространное изложение этих принципов для другой книги, а в этой ограничимся только вопросом о холодайнах.

«Холоны» и уровни быгия. Надеюсь, вы обратили внимание на то, что по В. Вульфу живые мыслеформы, именуемые холодайнами, обитают во Вселенной, будучи как бы и не особенно привязанными к такому их носителю, как человек, и проявляя себя не только в нашем трехмерном мире, но и во всех измерениях Универсума!

То есть, в случае с холодайнами речь, по сути идет

о группировках сознания, «населяющих» различные уровни бытия и могущие проявлять себя в различных реальностях. Лучше всего это выразил Ф. Фанч в своей концепции холонов и холархий. Согласно данному автору, в мире существует невероятно широкий диапазон единиц (группировок) сознания, в котором любое целое приобретает большую жизнь, чем просто сумма частей. Это, кстати, следует из основного постулата теории систем, согласно которому любая система больше, чем простая сумма ее частей, причем свойства системы не сводимы и далеко не всегда выводимы из свойств составляющих ее частей — так вы сами, например, представляете из себя нечто большее, чем просто совокупность Единиц Сознания. Соответственно можно представить себе иерархию (холархию), в которой «...каждая последующая сфера представляет собой все большее и большее сознательное целое, вплоть до сферы «всего — что есть», которая по сути, является бесконечным сознанием как целым».

1 По: В. Вульф. «Холодинамика».

 

 

Впрочем, несмотря на то, что я целиком и полностью разделяю эти взгляды, во избежание упреков в идеализме (или опять-таки идиотизме?) предоставляю слово самому Ф. Фанчу. Нижеприведенная пространная цитата взята мною из вышеупомянутой его книги.

«Группировка сознания может произойти на любом уровне или сочетании уровней. Группировка

• это объединенное целое, которое может действовать как единица. Любая такая группировка всегда является частью большего целого, и у нее всегда есть более мелкие части или аспекты.

Нам не хватает названия, которое охватывало бы все эти группировки сознания: существа, единицы сознания, частицы, массовые сознания, сферы, мысли, роли, архетипы, сущности, творения и т. д.

Использовались такие слова, как «гештальт» и «холодайн», но они в основном обозначают совокупные группировки и не совсем подходят к меньшим единицам. Я думаю, следует ввести новое, более точное слово. Наилучшее предложение, о котором я слышал — это «холон», слово, первоначально придуманное Артуром Кестлером. Оно охватывает и идею целого, и идею одной единицы чего-либо. Его можно применять к существу, к сущности, к любой созданной структуре, мыслеформе, групповому соглашению или к чему-то еще.

Холон — это совокупность сознания, действующая каким-то образом как одна единица. Он может состоять из меньших частиц с самостоятельными действиями, может быть частью большей единицы. У холона есть какая-то внутренняя общность цели и какая-то собственная игра, есть свободы, преграды и цели.

То, что мы называем существом или личностью

• это холон, тело можно считать холоном, ваш бридж-клуб может быть холоном, ваши мысли по определенной теме могут быть холоном, человечество — это холон. Бог и Дьявол — это холоны. Дед Мороз —- это холон».

Ну а для того, чтобы окончательно вызвать у вас состояние замешательства, переходящего в тихую интеллигентную панику, приведу еще один отрывок из цитируемой выше книги Ф. Фанча «Преобразующие диалоги».

«Все во вселенной живо. У всего во вселенной есть сознание. Что бы вы ни наблюдали — это сущность. Любой физический объект, любой человек, любой бестелесный дух, любой вымышленный герой, любой архетип, все, что хоть как-то связно, существует в прошлом, настоящем или будущем, в каком угодно измерении, воображаемое, эфирное или физическое,

• все это сущности, у которых есть собственное сознание, с которыми вы можете научиться общаться.

Вам не обязательно полностью соглашаться с этим принципом, чтобы использовать его. Простая практическая его часть состоит в том, что вы можете использовать общение, чтобы прояснять абсолютно все. Вы можете разговаривать с чем угодно, что существует в вашей реальности. Всегда рядом есть кто- то или что-то, с кем вы можете поговорить, чтобы получить информацию или улучшить ситуацию.

Сначала для этого нужно немного воображения и готовности делать то, что другие люди могут считать безумным. Все разговаривают с живыми людьми; но когда вы начинаете разговаривать с голосами в Вашей голове, или с Вашей машиной, или с вашим обедом, с вашими зубами, или с мертвыми людьми, с вашими будущими «я», или с чем-то еще в том же духе — это уже другое дело. Но если вы сможете преодолеть первоначальную неловкость таких действий, вы обнаружите неисчерпаемый источник вознаграждений, которые можно таким способом получить.

Есть целая область принципов, идей, техник и модулей, связанных с духовным общением с сущностями снаружи себя. Научиться делать это, прорабатывать разные области и т. д. — это самостоятельный путь, один из путей роста, которые можно предлагать клиентам.

Очень раскрепощает понимание того, что всегда можно общаться, всегда можно спросить кого-то, всегда можно поработать над прояснением чего-то. И отсутствие подходящего для общения человека — не помеха. Можно телепатически или с помощью воображения общаться с кем угодно по своему выбору.

Для общения не обязательно объективное подтверждение. Если я общаюсь с пролетающим мимо духом, который рассказывает мне всевозможные остроумные вещи, и я себя хорошо чувствую — это достаточное доказательство того, что я сделал что- то стоящее. То, что многие люди не верят в это или что я не могу доказать это с научной точки зрения, для нас не играет никакой роли. Даже если я «только» воображаю общение — это неважно. Важно то, что вы получаете больше информации, что вы лучше себя чувствуете или что ситуации изменяются к лучшему.

Если моя машина не заводится, я говорю с ней, выясняю, что она злится из-за недостатка масла, я добавляю ей масла, и она заводится — что ж, важен результат. Например, мой сосед, который не верит в общение с машинами, когда его машина не заводится просто ругается.

Чтобы выработать точность и уверенность в духовном общении, нужна практика, нужно быть готовым терпеливо проходить через разочарования и ошибки. Уверенность укрепится, когда успехи в улучшении ситуаций с помощью такого типа общения будут неоднократно повторяться».

Определение и сущность холодайнов. Ну а теперь, пережив интеллектуальный шок, можете отбросить все, что всплыло при знакомстве с концепцией Разумной Вселенной и вернуться в уютный, но тоже населенный холонами (холодайнами) мирок вашего сознания.

По В. Вульфу1 холодайны представляют собой мыслеформы, которые имеют силу быть причиной появления вещей, контролирую волну интереса и, таким образом, ваши мысли и чувства. «Если вы — пишет В. Вульф — хотите узнать холодайн, просто подумайте о своей бабушке. Какого цвета у нее волосы? «Видите» ли вы свою бабушку глазами разума? Причина, по которой вы можете представить себе бабушку, папу или маму, состоит в том, что накопленная память и есть холодайн. Ваша память о бабушке оказывает живое сильное влияние на вашу жизнь. Часто, непонятным для вас образом, вы будете любить так, как любила бабушка, думать, как думала она, и иногда интуитивно принимать решения так, как бы это сделала она. Она может быть не

w

единственным ХОЛОДАИНОМ, вовлеченным в эту деятельность, но нельзя отрицать влияние бабушки, мамы или папы, оказываемое на вашу жизнь. Это только одна иллюстрация того, как холодайны программируют вашу жизнь».

То есть холодайны — это как бы компьютерные программы нашего поведения. Мыслеформы, создающиеся нашими банками памяти. Образуются они после того, как информация, полученная и переданная нашими же чувствами, будет обработана центральной нервной системой, и внутри протеиновых волокон мозга возникнут живые многомерные образы (каковые и называются холодайнами). Холодайны могут быть зрелыми и когда и если вы пользуетесь именно ими, то совершаете действительно зрелый поступок. Однако они могут быть и незрелыми, и тогда ваши совершенные под влиянием подобных холодайнов действия трудно будет отнести к экологичным и эффективным.

Шесть стадий развития. По В. Вульфу, шесть стадий развития (нижеприведенные) отражают заключенный в них Скрытый порядок Вселенной, имеющий место быть внутри всего, что растет и изменяется. То есть и мысли, и чувства, и действия, а также разум, люди, общества и сама Вселенная — все развивается согласно следующим шести стадиям.

«СТАДИЯ ПЕРВАЯ — ФИЗИЧЕСКАЯ

• На первой стадии разум осознает свое физическое окружение и начинает находить смысл вещей. На этой стадии мы постигаем и переживаем физический мир, ощущаем, что значит быть живым. Здесь мы фокусируемся на своем «физическом сознании».

СТАДИЯ ВТОРАЯ — ЛИЧНОСТНАЯ

• На следующей стадии разум осознает себя, свои качества. Здесь мы учимся быть личностью. Мы осознаем себя и становимся уверенными в себе. Мы учимся утверждать самих себя и играть в игры, в которые играют люди, когда речь идет о самооценке. Мы учимся личному творчеству.

1 «Холодинамика».

 

СТАДИЯ ТРЕТЬЯ — МЕЖЛИЧНОСТНАЯ

• На третьей стадии разум узнает в других людях как бы «другого себя» и вступает с ними в жизненные отношения. Здесь мы учимся взаимодействовать, развивать отношения, взаимное уважение и дружбу. Мы узнаем об интимности: мы постигаем, что значит чувство обязательства перед другим человеком, как стать частью жизни этого человека.

СТАДИЯ ЧЕТВЕРТАЯ — СОУИАЛЬНАЯ

• На четвертой стадии разум вовлекается в «социально-структурное мышление», он может видать, как люди работают вместе во всех видах систем. «Разум компании», «Разум церкви», «Семейный разум» и «Разум команды» — примеры такого мышления. Здесь мы учимой сотрудничать с группами люден вне наших интимных отношений; мы учимся открытому доверию и коллективному творчеству. И как члены группы мы учимся жил в повседневной жизни и выполнять свою роль в обществе.

СТАДИЯ ПЯТАЯ — ПРИНУИПИАЛЬНАЯ

• На пятой стадии разум приходит к пониманию принципов, посредством которых социальные системы живут и развиваются. Здесь мы учимся любви и вере, состраданию и согласованности. Мы учимся жить согласно с этими принципами, признавать обстоятельства, которые мы создали для себя, и «становиться» воплощением любви, веры, сострадания и согласованности.

СТАДИЯ ШЕСТАЯ — УНИВЕРСАЛЬНАЯ

• На шестой стадии разум, развитый до понимания жизненных принципов социальных систем, может естественным образом универсализировать эти принципы, и применять их ко всем людям повсюду. Здесь мы учимся жить единым целым со Вселенной, не только любить своего ближнего, но и считать любого человека своим ближним. Мы становимся воплощением самой любви, когда взаимодействуем с миром. Мы постигаем свое полностью раскрытое «Я» и расширяемся гармонично в холо- динамической Вселенной. По направлению к универсальной ментальности, которая развивалась за всю историю человечества и продолжает развиваться по сей день, все холодайны, все разумы, все человеческие ассоциации и системы развиваются в соответствии с основными этапами развития: от индивидуумов, личных, семейных и коллективных отношений — к странам, культурам, принципам и человечеству в целом».

Все это В. Вульф представляет на следующей схеме, которая является хорошим дополнением концепции уровней жизни.

Отслеживание незрелых холодайнов. Что нас, конечно же, реально интересует во всей этой холо- динамике — так это отслеживание незрелых холодайнов с целью их последующего перевода в «зрелую» форму (по В. Вульфу, за каждой проблемой стоит холодайн, ждущий отслеживания).

Признаюсь честно: в своей практике я редко пользуюсь нижепредставленной процедурой отслеживания холодайна В. Вульфа, предпочитая в соответствующих случаях консультирования обращаться либо к психотехнологиям процессинга сущностей Ф. Фанча, либо к работе с частями в традициях нейролингвистического программирования (их я опишу далее). Слишком громоздкими кажутся все ее шесть этапов, да и описание их, представленное в книге «Холодинамика», доступным и понятным назвать трудно. Но если вы как следует повозитесь с этим самым отслеживанием, я гарантирую вам, что последующая работа с субличностями, сущностями и частями окажется для вас простой и легкой. Да и в самой процедуре отслеживания есть ряд любопытных моментов.

Согласно В. Вульфу, краткая запись техники отслеживания холодайна выглядит так.

«ПЕРВЫЙ Э ТАП: ДОСТИЧЬ ХОЛОДАЙНА Что это за проблема? Что вы чувствуете? Есть ли у вас интуитивный наставник, который поможет вам достичь вовлеченных холодайнов? Кто будет вашим наставником? Используя свое ИНТУИТИВНОЕ ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ, переживите ситуацию и чувства, связанные с проблемой, попросите вашего наставника указать местонахождение холодайна, который создал эту проблему. Какого он цвета? Имеет ли форму, можете ли вы «ощущать» его, будет ли он говорить с вами или общаться каким-то другим способом?

ВТОРОЙ ЭТАП: ПОДРУЖИТЕСЬ

С ХОЛОДАЙНОМ Спросите холодайн, что он делает для вас, чего он хочет. В дружелюбной форме исследуйте его истинные намерения. Если холодайн получит, то, что он хочет, каков будет результат?

ТРЕТИЙ ЭТАП: ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ХОЛОДАЙН В ЕГО ЗРЕЛЫЙ ОБРАЗ Попросите вашего наставника показать вам зрелый холодайн, который ответит вам, чего он хочет на самом деле. Поможет ли вам зрелый холодайн? Хочет ли незрелый холодайн найти лучший путь получения того, чего он хочет? Стал ли незрелый холо- дайн зрелым? Обязуется ли зрелый холодайн помочь в решении проблемы?

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: СОЗДА ТЬ ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК Спросите зрелый холодайн, хочет ли он учить вас всему, что необходимо знать для того, чтобы решить проблему? Хочет ли он посвятить все, чем является, вашему ВЫСШЕМУ ПОТЕНЦИАЛУ?

ПЯТЫЙ ЭТАП: УСТАНОВИТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ Будет ли зрелый холодайн всегда функционировать на принципиальной основе? Будет ли он справедливым, заботливым и участливым, будет ли следовать принципам равноправия и сотрудничества?

ШЕСТОЙ Э ТА И УНИВЕРСАЛИЗИРОВА ТЬ. Будет ли зрелый холодайн сидеть за столом в вашем месте покоя и помогать вам сотрудничать с другими холодайнами, помогать вам потенциализиро- вать свою жизнь, чтобы вы действовали в соответствии с ее новой перспективой? Примет ли он назначение и даст ли информацию, необходимую вам для преодоления своих старых проблем до конца?»

Теперь сделаем некоторые необходимые комментарии, как бы развертывающие эту процедуру — технику работы с холодайном.

Чтобы достигнуть холодайна надо:

сфокусироваться на том, чего вы хотите и определить, где вы находитесь по сравнению с тем, где бы вы хотели быть;

признать проблему и свою ответственность за нее;

расслабиться и мысленно уйти в место покоя — любое воображаемое пространство, в котором вам было и/или будет хорошо;

попытаться позвать ши представить себе образ некоего гида-проводника, который может предстать перед вами в виде кого угодно (какого угодно существа — вот только лучше, если спокойного и мудрого);

заново пережить все чувства, связанные с проблемой, заодно думая о ситуациях, условиях и обстоятельствах, которые создали эту проблему и в которых она проявляется;

дать холодайну физическое проявление, для чего представить или вообразить его вид, форму, структуру, цвет, консистенцию и т. д. и т. п. Чтобы подружиться с холодайном следует:

безоговорочно принять данный холодайн, ощутить к нему чувство любви и поблагодарить за то, что он существует;

нсшти его позитивное намерение, например, просто спросив, чего он хочет и зачем ему эту надо.

Чтобы трансформировать холодайн в его зрелый образ надо:

вернуться в место покоя и представить, как будет выглядеть зрелый холодайн — или попросить вашего гида-проводника показать вам новый образ этого холодайна, способного довести его позитивное намерение до зрелого состояния;

спросить, согласен ли незрелый холодайн быть превращенным в зрелый и, если нет, выяснить почему, а также убедить его в необходимости превращения, разрешив все спорные вопросы;

осуществить превращение незрелого холодайна в зрелый любым приемлемым способом — представив некий процесс преобразования типа впитывания, вхождения, растворения и т. п.;

обязать возникший зрелый холодайн «быть там», где он теперь находится, развивать реальную связь и поддерживать открытое общение с вами.

Чтобы создать внутренний порядок следует:

попросить холодайн научить вас всему, что необходимо вам знать, чтобы решить исходную проблему;

убедить его посвятить все, чем он является, раскрытию вашего полного потенциала.

Чтобы установить принципиальную перспективу надо:

договориться с холодайном о том, чтобы он был заботливым, справедливым и участливым;

попросить его относиться к другим также, как он хотел бы, чтобы другие относились к нему;

спросить, будет ли он действовать на основе равноправия, и узнать, существуют ли какие-либо другие принципы, которые он хотел бы установить как внутренний социальный порядок.

Между прочим, выполняемая практически

(после освоения) сама по себе процедура отслеживания холодайна довольно-таки проста — несмотря на экзотичность этого понятия и сложность вышеприведенных описаний. И если вы первых порах отнесе тесь к ней как к занимательной интеллектуальной игре воображения, вы, скорее всего, почти сразу достигнете если и не полного успеха, то, во всяком случае, заметных сдвигов в своем самоперепрограм- мировании.

Предположим, что вы решили поработать с явно незрелым холодайном «прямолинейность», дабы превратить его во вполне зрелую «гибкость поведения». Для чего расслабились и ушли во внутреннее место покоя, где, размышляя о своей прямолинейности, просите ваше бессознательное в любой форме представить вам соответствующий холодайн (или просто достаточно лениво размышляете о том, на что он мог бы быть похожим). Внезапно перед вашим внутренним взором предстает довольно неприятный субъект — весь в черном и в чем-то похожий на похоронных дел мастера (а мог бы появиться тупоугольник, Незнайка, глупый пингвин, и вообще — все, что угодно). Сделав над собой некоторое усилие, вы принимаете этот холодайн, благодарите его за то, что он существует, после чего спрашиваете, чего он хочет и зачем ему это надо. И внезапно он отвечает вам, что хочет, чтобы вы были последовательно в своих действиях, а надо это ему для того, чтобы вы не стали бесхребетником. Услышав столь суровый приговор и слегка отойдя от шока, вы (отпустив или нет этого своего «похоронщика») вежливо просите свое бессознательное показать вам зрелый образ данного холодайна — имеющего гибкость поведения, последовательность в действиях и необходимую «хребетность». И через некоторое время видите в своем внутреннем театре безупречно одетого джентльмена с тросточкой, каковой и представляет этот — зрелый — холодайн. Вы снова вызываете субъекта в черном и вежливо спрашиваете его, не понравиться ли ему дальнейшее существование в виде данного джентльмена. Получив безоговорочное согласие (а если надо, то и уладив все разногласия и разночтения), вы предлагаете незрелому холодайну стать зрелым, после чего «черный человек» как бы впитывается «белым джентльменом», отчего последний, кстати, становится как бы крупней и зрелей...

Упражнение 126.

"^Расскажите какому-нибудь не просто терпеливому, но еще и абсолютно уверенному в здравости вашего ума, человеку о восьми принципах холодинамики.

 

Упражнение 128.

♦Чтобы убедиться, что и холоны, и холодайны действительно существуют, мысленно побеседуйте с:

• любым своим умершим родственником,

• собственным автомобилем,

• Государственной Думой

• и еще с кем угодно по вашему выбору.

Упражнение 129.

- Примените концепцию шести стадий развития, чтобы объяснить:

• собственную жизнь,

• жизнь нашей страны.

Упражнение 130.

-^Отследите любой своей незрелый холодайн, отвечающие за какую-то «судьбоносную» область вашей жизни и сделайте его зрелым и развитым.

СУБЛИЧНОСТИ

«В известном смысле это похоже на то, как если бы в каждом из нас жило несколько персонажей, каждый со своей задачей и целью».

Ш. Гавэйн

Что такое субличности. По несколько вольному переложению классического определения Р. Ассаджоли1, субличности — это некие психологические образования, которые подобны живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей психики. Однако несмотря на то, что живут они в «общем доме», находящемся внутри вашей черепной коробки, каждая из су б личностей имеет собственный стиль жизни и ориентируется на свои собственные потребности, причем и первое, и второе, может сильно отличаться от стиля жизни и потребностей других субличностей и вас самого. Каждая субличность — это, по сути отдельный образ себя, самостоятельная самоидентификация. Для каждой из них у нас вырабатывается вполне определенная система чувств, поступков, привычек, мнений, слов, поз и жестов.

В принципе, можно даже пойти далее и сообщить, что в соответствии со схемой «яйцо Ассаджоли», каждая субличность имеет подсознание, сознание и сверхсознание, то есть воистину является личностью в миниатюре. Однако будет лучше, если мы обратившись к этой схеме для другого — чтобы ввести понятие центра, находясь в котором вы можете изменять все то, что вас окружает.

На нижеприведенном рисунке представлены подсознательная (1), сознательная (2) и сверхсозна- тельная (3) сферы нашей психики, в которых находятся наши субличности (6), а также «я» (5) и поле осознания (4).

То есть среди наших субличностей есть довольно примитивные жители подсознания, привычные и довольно знакомые нам обитатели сознания, а также «небожители» из сверхсознания. Управлять же этим коллективом можно (и нужно) только из центра «я», относясь к своим субличностям точно так же, как хороший режиссер относится к своим актерам, а мудрый руководители — к подчиненным.

Чтобы понять этот «принцип Центра», вполне достаточно просто внимательно изучить схему, которую предложил П. Феруччи2.

 

Определение собственных субличностей. Классическая для психосинтеза техника определения списка своих субличностей называется упражнение «Кто я?», которое вы уже проделывали раньше. Но, как показывает практика, именно в плане определения этих самых субличностей, оно обычно оказывается не слишком информативной процедурой. Поэтому для вышеупомянутой цели определения списка обитателей нашего «я» рекомендую вам воспользоваться техникой выявления субличностей П. Феруччи1.

«1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

Закрыв глаза, начните сознавать эту свою часть. Затем дайте возникнуть представляющему ее образу. Это может быть женщина, мужчина, животное, эльф, предмет, вы сами в маске, чудовище или чпю-нибудь еще. Не пытайтесь сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем вскоре возникнет.

Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это ни вмешиваясь и не давая никаких оценок. Позвольте ему измениться, если он сам того хочет, и показать вам некоторые другие свои стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: