Дайте ему имя, отражающее его сущность. Если

Вы обозначите этого персонажа существительным, добавьте еще одно-два прилагательных, чтобы точнее описать его свойства.

Вот некоторые имена: Преследователь, Окружной Прокурор, Критик Подрезающий Мне Крылья, Подстрекатель, Ты Снова Здесь, Болван... а также: Мисс Совершенство, Изобличитель, Толкач, Упрекающий, Опытный Убийца и пр. А как вы назовете своего Критика?

Теперь станьте Критиком. Объясните своей целостной личности, как она в вас нуждается. Расскажите ей, какой без вас будет беспорядок.

В качестве своего «Я» осознайте ценные стороны Критика. Обсудите с ним, как сохранить и использовать его положительные качества и уменьшить негативные, причиняющие боль. Например, ценной стороной Преследователя может быть Покровитель».

А теперь, по тому же автору и источнику, осуществите технику встречи и переговоров со своим Саботажником.

Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно проделать. Это может быть поступление в учебное заведение, создание семьи, организация оздоровительного центра или прием гостей. Представьте теперь, что ваш план осуществлен.

1 «Это в ваших силах».

 

Теперь попробуйте придумать что-нибудь такое, что нанесет угцерб вашему предприятию, помешает его осуществлению. Вообразите эту картину.

Нарисуйте Саботажника или ту силу, которая толкает на саботаж, противодействует исполнению задуманного.

Теперь сами побудьте в роли Саботажника и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта. Расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

С точки зрения «Я», представьте встречу с Саботажником и проведите с ним переговоры.

Организация роста субличностей. А вот после всего этого и настало время организовать «субличност- ный рост», дабы преобразовать ваши субличности в нечто разумное, доброе и вечное.

П. Ферручи рекомендуется использовать здесь следующую технику работы с субличностью.

«Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Представьте, что вы вместе с этой субличностью находитесь в долине. Вы видите траву, цветы, деревья и гору. Оставайтесь там некоторое время, вслушиваясь в звуки и голоса окружающей вас природы: щебетанье птиц, шелест листьев и тому подобное.

А теперь вместе с субличностью идите к горе. Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, представляйте, что вы пробираетесь через заросли деревьев и каменные завалы, идете по горному лугу или по краю обрыва. Ощущайте, как нарастает чувство восхождения, ощущайте, как воздух становится все более чистым и бодрящим, вслушивайтесь в царящую на высоте тишину.

На протяжении всего восхождения не забывайте

своей субличности. Вы можете заметить происходящие с ней едва уловимые перемены — вроде изменений настроения, выражения лица или одежды, или даже полное преображение, когда субличность превратится в нечто иное.

Когда вы достигнете вершины, пусть вас освещает солнце, обнажая самую суть вашей субличности. При этом вы можете стать свидетелем еще одного преображения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве и пообщайтесь с ней».

Однако помимо этого, любая ваша субличность может быть просто «приведена в чувство» (а вместе с нею — придете в чувство и вы) с помощью следующей и довольно простой техники выдувания.

Выберите одну из своих субличностей.

Станьте этой субличностью и расскажите о ней.

Преувеличьте, утрируйте роль и поведение этой субличности.

Хвастайте всем этим до тех пор, пока не произойдет эмоциональный взрыв и/или опустошение..

Синтез противоположностей. Обычно этой несложной процедуры вполне хватает для того, чтобы «приструнить» субличность, претензиозность которой «надувается» до размеров лопающегося воздушного шарика. И она же является основой для другой, более сложной психотехнологии — техники синтеза противоположных субличностей.

Примите удобное, устойчивое положение, в котором можно было бы расслабиться. Ноги стоят параллельно, глаза закрыты. Обратите внимание на дыхание. С каждым выдохом освобождайтесь от услышанных вами только что вопросов, ответов и разговоров. А затем представьте, что вы остановились в самом Центре. Ощутите, что вы находитесь там.

Теперь, если хотите, пригласите одну из субличностей появиться справа от вас. И если она появилась, наблюдайте ее. Визуализируйте или каким-то иным образом почувствуйте появление этой части. Наблюдайте положение ее тела и выражение лица. Обратите внимание, почему она именно так держит голову, почему у нее такое выражение глаз, почему она так стоит или сидит. Если можете, обратите внимание на то, что она хочет сказать вам своим внешним видом.

А теперь представьте, что вы делаете шаг из центра и вступаете в эту часть. Став этой частью, представьте, что ее тело и чувства стали вашими. Как вы стоите ши сидите? Что делают ваши руки? Как вы держите голову? Что выражают ваши глаза? Какой у вас прикус? Посмотрите, действительно ли вы чувствуете, что ваше тело стало телом этой части. А теперь скажите центру, кто вы: «Я...». И сообщите центру, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия.

Сделайте шаг из этой части обратно в центр. И из центра опять взгляните на эту часть. И если вы дополнительно хотите что-то узнать о ее назначении, спросите ее об этом. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите эту часть, чего она хочет. Спросите эту часть, что ей нужно. И спросите себя в центре, действительно ли вы чувствуете себя готовыми взять на себя ответственность за эту потребность.

Отвлекитесь от этой части и опять обратите внимание на свое пребывание в Центре. На свою способность наблюдать, способность сознавать, способность выявлять глубинную ценность и смысл любых своих частей.

Теперь пригласите противоположную часть появиться слева от вас. И когда эта часть появится, попробуйте получше рассмотреть ее. Некоторое время наблюдайте за тем, как эта часть представляет себя вам. Обратите внимание на ее позу и выражение лица. Обратите внимание на то, что она сообщает вам уже одним своим видом.

А теперь сделайте шаг из центра и вступите в эту часть. Вступая в нее, вы обретаете ее тело, ее позу, выражение лица. Станьте этой субличностью. И скажите центру, кто вы. И скажите центру, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия.

Переместитесь из этой части назад, в центр. И если вы, пребывая в центре, обнаружите, что хотели бы еще что-то узнать о назначении этой части, спросите ее. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. И посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите эту часть, чего она хочет. Спросите эту часть, что ей нужно. И обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя готовыми взять на себя ответственность за эту потребность.

А теперь отвлекитесь от этой части. Ощущайте, что вы пребываете в центре и только в центре. Суммируйте то, чему вы научились и что осознали. И подведя итог, обратите внимание на свое дыхание. И начинайте постепенно выходить из этого внутреннего пространства, постепенно открывая глаза. Запишите свои впечатления об этом упражнении, свои мысли и чувства.

Ш?

А усилить и ускорить процесс интеграции, подойти к будущему синтезу противоположностей, вам поможет еще одно упражнение — техники «синтез противоположностей» (По: «Учебно-тренировочный семинар по психосинтезу». В кн. «Психосинтез. Теория и практика»).

Возьмите одну из тех двух субличностей, с которыми вы только что рабопшли, и спросите ее: чего она хочет? Возможно, она хочет, чтобы что-то произошло, хочет, чтобы было больше чего-то такого, что ей нравится, хочет что-то сделать, что-то получить и т. д. Ответ запишите. Следующий вопрос таков: что этой субличности нужно? Какая потребность стоит за ее желанием? Определите эти два уровня — уровень желания и уровень потребности субличности.

Теперь возьмите вторую субличность, противоположную. И задайте ей тот же вопрос: чего она хочет? Ответ запишите. А после спросите, что ей нужно. Этот вопрос о потребностях желательно задавать неоднократно. Иногда ответ на столь глубокий вопрос — так же, как и на вопрос «кто я?» — не удается получить с первого раза. Задавая этот вопрос, мы с каждым разом проникаем все глубже. Нередко желания наши увидеть гораздо легче, чем потребности. Итак, что нужно этой вашей субличности? В чем она действительно, на самом деле нуждается? Ответ запишите.

А теперь задайтесь интересным вопросом: а есть ли существенные и сущностные отличия между этими субмодальностями в их потребностях — в том, что им действительно надо? И если таковых нет, предложите субличностям объединиться в вашем центре — и даже чисто физически проделайте это объединение, как бы взяв субличности за руки и сведя их вместе.

Упражнение 131.

-^Объясните любому терпеливому и достаточно благожелательному слушателю концепцию Единиц Сознания, а также принципы «раздробленности — собранности» (Ф. Фанч) и «центра» (П. Феруччи).

Упражнение 132.

-^Определите состав своих субличностей по техникам выявления субличностей, упражнению «Круг субличностей» и технике «Встреча поезда».

Упражнение 133.

^Основываясь на том, что вам открылось в упражнении 92, организуйте:

• диалог между своими субличностями,

• встречу с Критиком и Саботажником.

Упражнение 135.

- ►Определите конфликтующие между собой пары субличности и проделайте обе техники синтеза противоположностей.

СУЩНОСТИ И ЧАСТИ В ИНТЕРЬЕРЕ

«Владей своими страстями, которые властвуют, если не

Подчиняются».

Гораиий

Начало работы с сущностями и частями. Ну а теперь обратимся к «классике» — к работе с Единицами Сознания в традициях нейролингвистического программирования и преобразующего процессинга (если помните, я обещал вам рассказать о соответствующих процедурах).

Начнем с вопроса о том, зачем и когда это нужно, т. е. зачем и когда надо работать с сущностями и частями. Так вот, на вопрос «зачем» ответ вы можете дать сами — да затем, чтобы присутствующие в вас сущности и части не мешали вам становиться хозяином своей жизни и судьбы, ужасно неэкологично, но вполне последовательно реализуя бессмертный принцип «лебедь, рак и щука» (успокойтесь: роль лебедя я отвожу здесь вам, ибо ваши сущности и части обычно претендуют только на то, чтобы быть либо раком, либо щукой). А вот ответ на вопрос «когда» более сложен, потому что ни одна ваша сущность или часть не собирается вам докладывать о необходимости своего видоизменения. Вы должны обнаружить это сами — по следующему важному признаку: существует некая область поведения, сфера мыслей ши чувств, которые несмотря на все ваши сознательные усжия раз за разом проявляются в вашей жизнедеятельности и не дают осуществлять ее экологичным образом.

Например, вы хотите стать гибким в своем поведении, но что-то упорно возвращает вас к неэкологичной «прямолинейности» (и это при том, что вы делали и якорения, и взмахи, и субмодальностное редактирование, но все это либо почти совсем не помогло, либо помогло ненадолго). Или у вас имеется какая-то, как любят выражаться психотерапевты, «недифференцированная тревожность», то есть вы ни с того, ни с сего, внезапно испытываете приступы беспокойства, от которого не можете избавиться никакими рациональными уговорами самого себя, что дескать, «нечего бояться — все очень даже хорошо». В первом случае мы можем вполне обоснованно и резонно предположить наличие в вас части «прямолинейности», а во втором — «беспокойства».

То есть всегда, когда вы сталкиваетесь с эмоцией или поведением, которые, несмотря на явную его неэкологичность, никак не хотят исчезать под воздействием ваших увещеваний и даже простых техник самоперепрограммирования, скорее всего вы имеет дело с частью, которая по тем или иным причинам не желает изменяться.

Различие между намерением и поведением. Здесь, однако, важен некий нюанс, знание которого позволяет «уговорить» любую частью. Дело в том, что то неприятное, с чем мы имеем дело (неэкологичная эмоция или поведение) — это выбранный частью внешний способ реализации какого-либо внутреннего намерения. Как правило, намерение части весьма благородно, чего, к сожалению, никак не скажешь о поведении, в коем оно реализуется. Например, у всех алкоголиков существует пьющая часть, которая реализует соответствующее поведение. Но при этом данная часть почти всегда использует это поведение как бы «из самых лучших побуждений»: успокоиться, расслабиться, отключиться от забот — и т.д. и т. п. То есть причиной появления части является именно намерение, которое она желает реализовать — между прочим, по вашей же, пусть и не высказанной, просьбе. Для реализации этого намерения часть ищет адекватное ему поведение — и, например, внезапно обнаруживает, что вы успешно успокаиваетесь (расслабляетесь, отключаетесь от забот...) после двухсот грамм чего-то сорокаградусного. Все, дело сделано. Теперь чем дальше, тем больше уже часть, а не вы, будет определять, когда и как вам принимать это самое «лекарство против страха» — со всеми вытекающими из этого последствиями. Но буде главное здесь не поведение или эмоция, а именно намерение, каковое можно удовлетворить и другими способами, мы всегда можем договориться с частью о том, чтобы эти самые другие — экологичные! — способы, она отыскала и/или приняла как руководство к действию. На этом принципе функциональной автономии — различии между намерением и поведением (согласно которому, кстати, поведение может сохраняться еще очень долго после того, как намерение исчезло) — и базируются все техники работы с сущностями и частями.

Обнаружение сущности или части. Однако какую бы систему «переговоров» с частью или частями (сущностью или сущностями) вы не будете использовать (а их довольно много), любая из них должна начинаться с нахождения или обнаружения этой самой части или сущности. Для того, чтобы оно осуществилось, просто расслабьтесь и допустите, что существует некая внутренняя часть, ответственная за некоторую область ваших эмоции/поведения или связанная с этой областью. А теперь, ни в коем случае не напрягаясь и ни под каким видом не рационализируя (т. е. расслабленно и интуитивно — «от фонаря») попробуйте ответить самому себе на следующие вопросы техники обнаружения сущности или части:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: