Аутсайдер — зеркало педагога

Аутсайдер детской группы находится в позиции, похожей на позицию педагога, вытекающую из его социальной роли “взрослого”. И аутсайдер, и педагог, собственно говоря, оба имеют в группе особый статус: аутсайдер — так как он сидит вне об­щего круга, а педагог — так как он является взрослым. Оба имеют чрезвычайно важное значение для группы: аутсайдер является козлом отпущения и одновременно образцом того, чего группа не хотела бы иметь внутри, а педагог дает группе чув­ство безопасности. В то же время аутсайдер с точки зрения чле­нов группы остается одним из них, а от педагога группа стре­мится отгородиться, почувствовав, что он с ней плохо обраща­ется.

Эта схожесть позиций может привести к тому, что педагог начинает заниматься с одним лишь аутсайдером, т. е. бессозна­тельно как бы заниматься самим собой. Например, Бенита Даублески рассказывает об одном мальчике, который не нравился всему классу, а ей бросался в глаза тем, что все делал без инте­реса, неаккуратно, боязливо, заискивая перед другими (“Не уди­вительно, что его никто не любил”), т. е. проявлял качества, ко­торые никому в группе не нравились, особенно воспитательнице (В. Daublebsky. 1980). Она же постоянно не спускала с него глаз во время игр и всегда держала его возле себя. Когда во время игры в прятки дети не нашли лишь его одного, на вопрос учи­тельницы, не хотят ли они поискать еще, один мальчик ответил: “Он нужен не нам, а вам. Ничего страшного, теперь вы немнож­ко посмотрите и на нас, а не будете все время его охранять, как будто мы можем разозлиться и прикончить его”. После этой сце­ны мальчик-аутсайдер неожиданно ушел из этой группы, и вос­питательница не смогла сказать, изменилось ли его положение после этого события. Вместе с ним из группы исчезло все оттал­кивающее (и в первую очередь для самой воспитательницы).

Не дающее покоя желание непременно интегрировать аут­сайдера в группу и таким образом вчувствоваться в его состоя­ние без проблем для самого себя, вероятно, связано с тем, что педагог узнает в аутсайдере неприятные для него самого особен­ности, аспекты собственной позиции по отношению к группе. Так, например, в педагогических дискуссиях до сих пор спорным остается вопрос о том, должен ли педагог играть вместе с детьми. Независимо от того, принимает он участие в игре или нет, группа реагирует на него, а он на группу. И, возможно, при этом отвергаемый им аутсайдер является напоминанием о неоп­ределенности его собственной позиции по отношению к группе. (Внутри я или снаружи? Как я себя при этом чувствую?) При­мером избегания этого чувства неопределенности является неле­пая педагогическая традиция употребления местоимения “мы” сваливающего всех в одну кучу: “Мы все сейчас хотим успо­коиться...” Что мешает педагогам обратиться к группе иначе “Я хочу, чтобы вы все сейчас успокоились (тогда я смогу пред­ложить вам новую игру)”?

Позиция аутсайдера как ответная реакция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: