Воспитание миролюбия в детском саду

Понятие “воспитание миролюбия” возникло к началу 70-х гг. в результате усилий, направленных на создание концепций воспитания, способных приблизить человечество к состоянию дли­тельного мира. Сначала воспитание миролюбия понималось, в основном, как формирование у учащихся только мирных поли­тических установок и, в силу этого, предусматривалось, в первую очередь, для школьников старших классов. Размышления о воз­можности каких-либо целенаправленных действий в этом на­правлении с детьми дошкольного возраста осложнялись тем, что никому до сих пор не удавалось доказать, что поведение маленького ребенка и международная политика хоть как-то соотно­сятся между собой. Поэтому, к сожалению, до сих пор нельзя еще точно сказать, что нужно делать родителям и воспитателям, чтобы поддерживать поведение ребенка, гарантирующее его ми­ролюбивые наклонности, когда он станет взрослым. И это все, не говоря уже о том, что большинство людей в нашем обществе придерживаются, увы, совсем иных воззрений в области воспитании и политики мира, нежели те, кто разрабатывает идеи “воспитания миролюбия”. И все-таки вполне разумной кажется гипо­теза, что развитие способности разрешать конфликтные ситуации без применения насилия могло бы быть основой воспитания миролюбия.

Почему же во время конфликтов между детьми так беспо­мощен призыв: “Относитесь друг к другу с терпением!”? Почему, вообще, дети бьют друг друга и как это связано с личностью воспитателя или родителей? Поскольку никто не станет приписы­вать другому, в том числе и ребенку, беспричинных действий, я хотел бы назвать две наиболее частые причины слепых агрес­сий и неспособности разрешать конфликты.

Во-первых, это боязнь быть травмированным, быть обижен­ным, подвергнуться нападению, получить повреждения. И чем сильнее агрессия, тем, вероятно, сильнее стоящий за ней страх. Этот страх может корениться в переживаниях, связанных с прошлыми травмами, которые при этом могут и не вспоми­наться.

Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или же само нападение. Хотя формы проявления злости, вызванной обидой, очень сильно отличаются у разных детей, воспитателей и родителей, их все же необходимо рассматривать, с одной сто­роны, как следствие уникальной жизненной ситуации каждого человека. С другой стороны, встает вопрос об общих рекоменда­циях по ослаблению страха и опасности нанесения травм, открывающих возможность для ребенка оптимально развиваться способности в совместной игре с родителями, группой и воспитателями, в том числе и способность совместно разрешать конфликты. Ибо тому, кто чересчур сосредоточен на собственных чувствах страха и злости, не остается места ни на что другое.

Но как ребенок оказывается в ситуации, в которой он испы­тывает страх или чувствует себя травмированным? Из многооб­разия всевозможных ситуаций я хотел бы выбрать те, в которых можно установить связь между возникновением страха или злости и социальными отношениями, показать глубокую взаимо­зависимость родителей и воспитателей, которые в большинстве своем недостаточно четко это осознают. Для этого я выберу си­туации, в которые можно очень хорошо вчувствоваться, — ситуа­ции, в которых возникает страх быть или стать исключенным из группы и злость, вызываемая этим страхом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: