Вариант 2
1. Внутренняя форма и семантические этимоны сущ. лингвистика и смежных по значению и форме языковых единиц.
Постройте различные варианты свободного объяснения (а не строго научного толкования) смысла сущ. лингвистика и смежных с ним по значению и внутренней (в том числе этимологической) форме языковых единиц, опираясь на приведенные ниже материалы.
В случае необходимости обращайтесь за справками к этимологическим, толковым, энциклопедическим и иным словарям.
Лингвистика. Фр. linguistique – из лат. lingua ‘кончик языка > язык (речь) > манера выражаться, слог > красноречие’. Наука (ср. …логия) о языке (языкознание, языковедение). Ср.: аббревиатура, арго, аффикс, валентность, вербальный, волапюк, грамматика, графика, диалект, диахрония, жаргон, иврит, идеография, идиш, интерференция, латиница, лексика, модальный, морфема, морфемика, морфология, морфосмантика, номинация, окказиональный, омо…, омонимия, ономасиология, ономастика, орфография, орфоэпия, парадигма, полиглот, полисемия, прагматика, риторика, санскрит, семантика, семасиология, синтаксис, синхрония, сленг, социолект, стилистика, суффикс, филология, фонетика, фразеологизм, фразеология, эсперанто, этимология, этимон.
|
|
Лингво… От лингвистика. В сложных словах в значении «связанный с лингвистикой как наукой о языке: лингвогеография, лингводидактика, лингвометодика, лингвостилистика, лингвострановедение, лингвотипология, лингвофилософия.
Лексика. Гр. lexikos ‘словесный’ – от lexis ‘речь; способ выражения, слог; оборот, выражение, слово’ (ср. лексико…, лексикография) < lego ‘говорить; рассказывать, излагать, называть’ (ср. диалект, диалектика, риторика, социолект). В лингвистике: словарный состав языка.
Ср.: вербальный, жаргон, риторика, тезаурус.
Риторика. Гр. rhetorike – от rheter ‘оратор, вития’ < из lego ‘говорить; рассказывать, излагать’ (ср. диалект, диалектика, лексика). В лингвистике: теория и практика речевого воздействия и взаимодействия, искусство красноречия. Ср.: гомилетика, декламация1, коммуникация, лингвистика, оратор, фразеология, эмфаза, эмфатический.
2. Каковы возможные механизмы защиты личности и/или социальной группы (общества) от манипулятивного воздействия?
3. Раскройте смысл понятий «аксиологическая лингвистика» и «аксиологический потенциал личности» [Полякова 2001].
4. Что такое концепт и концептосфера? Приведите и кратко охарактеризуйте концепты, значимые для современного русского языкового сознания.
5. Выберите какую-либо микросоциальную группу (корпоративную, семейную, возрастную и т.п.) и соберите материал русской устно-разговорной речи, характерный для выбранной микрогруппы. Обработайте, систематизируйте и проанализируйте собранный материал.
|
|
6. Почему, говоря о русском менталитете, следует иметь в виду, что одновременно это и российский менталитет? В чем усматривается сходство и различия русского и российского?
7. Постройте несколько вариантов объяснения, что такое эстетика и эстетическое, прекрасное и красота, эстезис и экстаз, применительно к различным видами художественного творчества, в проекции на различную аудиторию (дети и взрослые, лица с развитым и неразвитым художественным вкусом и т.д.).
Контрольная работа