Методы коррекции социальных установок родителей

 

Тип родительской позиции Социальные установки Методы коррекции
Уклоняющаяся Равнодушие к ребенку; пассивность в отношениях с ним (к контакту не стремятся, но не уклоняются от него); безучастность к его проблемам. Не проявляют сочувствия, часто отличаются уступчивостью ради собственного спокойствия. Им свойственны беспечность по отношению к опасностям, которые могут угрожать ребенку, отсутствие интереса к проблемам его воспитания. Их педагогические знания минимальны, стихийны, обеднены. Они не могут адекватно оценить ребенка, к детскому саду относятся безразлично. Не способны определить и привить необходимые ребенку качества. Присутствие минимума знаний о социальном развитии ребенка.   Наличие нечеткости в определении собственной роли в воспитании жизненно необходимых качеств ребенка Содействие воспитанию ответственности за собственного ребенка: – визит в семью; – организация индивидуальных встреч с психологом, социальным педагогом; – участие в конкурсе "Эмблема семьи"; – составление "Социального паспорта" ребенка; – вовлечение в совместные развлекательные мероприятия; – организация тренингов, посвященных способам общения с ребенком ("Я – сообщение" и др.)
Отвергающая Вспыльчивы, неуживчивы, подозрительны; воспринимают ребенка как обузу; оценивают ребенка отрицательно, в общении с ним конфликтны, возможны насмешки. В контакте ориентируются на свои переживания и интересы; не умеют общаться с ребенком; отсутствует желание анализировать свое поведение, воздействие на ребенка; почти не контактируют с образовательным учреждением, но считают, что все заботы о ребенке должно взять на себя последнее. Неверие в возможности ребенка. Убежденность в неспособности ОУ сформировать социальные компетенции воспитанников. Отсутствие знаний о социальном развитии ребенка; присутствие неадекватной оценки личностных качеств ребенка Обеспечение взаимодействия со всеми членами семьи на подчеркнуто положительном эмоциональном фоне с учетом воспитательного потенциала родителей: – осуществление взаимных визитов (в ДОУ и семью); – составление индивидуальных программ взаимодействия по социальному развитию ребенка; – привлечение родителей и других членов семей в клубы по интересам; – организация индивидуальных встреч с психологом, социальным педагогом; – оформление информации о достижениях ребенка; – поощрение родителей за участие в мероприятиях ОУ; – участие в выставке семейных работ и др.
Чрезмерно требовательная Приспосабливают ребенка к выработанному ими образу; не всегда считаются с его возрастными, индивидуальными возможностями; чрезмерно контролируют, стремясь ускорить темп его развития. Активно совершенствуют ребенка, устраняют его недостатки. Не проявляют сочувствия к его переживаниям и желаниям. Анализируя свои воздействия на ребенка, считают их единственно правильными. Требовательное отношение к ОУ; критическое отношение к педагогам; уверенность только в собственных возможностях; недоверие к обществу. Обеспечение повышения педагогической грамотности родителей по вопросам возрастных и индивидуальных возможностей детей: – индивидуальные встречи родителей с психологом, социальным педагогом; – тренинг "Любить ребенка – значит позволить ему быть самим собой"; – заочные формы взаимодействия (журнал "Я с тобой", газета "Карусель", письменные сообщения и т. д.); – участие в совместных мероприятиях ДОУ и семьи
Чрезмерно оберегающая Эмоциональная концентрация на ребенке; отношение к нему некритичное, считают его совершенством; возрастные особенности ребенка воспринимаются как уникально-индивидуальные. Стремятся перестраховать ребенка; делают все возможное для него и за него, ограничивая его свободу; ставят ребенка в зависимость от себя. Не могут адекватно объяснить причины поступков ребенка. Стремятся уберечь ребенка от участия в жизни общества; не всегда проявляют желание участвовать в работе ОУ по формированию социальной компетенции семьи. Обеспечение развития ребенка с учетом его возраста и индивидуальных возможностей с активным включением родителей в образовательный процесс: – индивидуальные встречи с психологом, социальным педагогом (знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка); – привлечение родителей к неформальному взаимодействию (посиделки, клубы по интересам и т. д.); – участие в туристических и культпоходах, персональных семейных выставках; – индивидуальные программы взаимодействия по формированию социальной компетенции детей
Разумная Воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, специфическими потребностями и интересами; основа отношений – уважение ребенка; выражают ребенку свои чувства и переживания, определенную категоричность и настойчивость. Умеют анализировать свои воздействия на ребенка, прогнозировать эффекты влияния на ребенка; отношения с ребенком теплые, ровные, характеризуются сочувствием и участием. Умеют играть, занимаются с детьми, учат их помогать другим; отношения с ОУ доброжелательные; уважительное отношение к ребенку, педагогу. Восприятие ребенка как развивающейся личности с определенными индивидуальными качествами. Желание участвовать в работе ОУ Обеспечение расширения возможности вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ: – участие в работе семейного клуба по обмену опытом воспитания ребенка; – поощрение родителей за активное участие в образовательном процессе ДОУ; – участие в выпуске семейной газеты "Знакомьтесь, это – мы"

 

Приложения к письму Минобразования
России от 31.01.2001 г. № 90/30-16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: