Тема 20.
Производство в Европейском суде по правам человека.
Перечень планируемых результатов обучения по теме № 20 соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Индекс компетенции | Перечень компонентов |
ОК-7 | Знать: основные понятия, нормативные правовые акты по дисциплине «Гражданское процессуальное право»; Уметь: аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии по данной дисциплине. Владеть: понятийным аппаратом гражданского процессуального права. |
ОК -12 | Знать: справочные информационно-правовые системы, доступ к которым организован в МосУ МВД РФ имени В.Я. Кикотя («Консультант Плюс», «Гарант», СТРАС «Юрист»). Уметь: использовать Консультант Плюс», «Гарант», СТРАС «Юрист» для подготовки докладов, выступлений на семинарских занятиях, решения практических задач по учебной дисциплине «Гражданское процессуальное право». Владеть: методами, способами и средствами получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации. |
ОПК-1 | Знать: нормативно-правовые акты, определяющие основные понятия, категории гражданского процессуального права. Уметь: использовать знания основных понятий, категорий, институтов гражданского процессуального права Владеть: понятийным аппаратом права изучаемой дисциплины. |
ОПК-2 | Знать: нормы материального и процессуального права, нормы законодательства РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права. Уметь: использовать нормы международного права и нормы материального и процессуального права РФ. Владеть: способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, нормы законодательства РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности. |
ПК-4 | Знать:нормативные правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения дел в ЕСПЧ. Уметь:квалифицированно применять нормативные акты при решении правовых ситуаций на стадии рассмотрения дел в ЕСПЧ. Владеть:навыками анализа нормативных правовых актов в сфере гражданского и гражданского процессуального законодательства. |
Вопросы для подготовки к занятию:
1. История создания и компетенция Европейского суда по правам человека.
2. Источники правового регулирования деятельности Европейского суда по правам человека.
3. Организационный состав Европейского суда по правам человека.
4. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека, рассмотрения в нем дел и исполнения его постановлений.
5. Значение постановлений Европейского суда по правам человека.
Методические рекомендации для подготовки к занятию
При подготовке к занятию обучающиеся должны ознакомиться с содержанием международных соглашений, регламентирующих деятельность ЕСПЧ.
Также целесообразно изучить судебную практику по жалобам граждан на Российскую Федерацию в ЕСПЧ.
Необходимо понимать, что в ЕСПЧ можно обращаться только при исчерпании возможности защитить свои права и законные интересы в национальной судебной системе.
Темы докладов, рефератов и выступлений
1. История создания и деятельности Европейского суда по правам человека.
2. Влияние решений Европейского суда по правам человека на правовую систему Российской Федерации.
Задача № 1.
Гражданка М. обратилась в Европейский Суд по правам человека с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Н-ского районного суда, принятого по делу о выселении ее из жилого помещения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Какова компетенция Европейского Суда по правам человека? Подлежит ли принятию жалоба гражданки М.?
Задача № 2
ООО «Восход» обратилось в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушение судом Н-ской области права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Какое решение должен принять Суд?
Задача № 3
В районный суд поступило судебное поручение от французского суда общей юрисдикции первой инстанции с просьбой допросить гражданина Доронина Е.М., сотрудника ОВД «Таганское» который, находясь в служебной командировке, стал свидетелем ДТП, произошедшего в Париже, в связи с которым сейчас предъявлен иск во Франции. Поручение было составлено на французском языке и содержало просьбу произвести допрос свидетеля и оформить процессуальные документы в соответствии с французским процессуальным законодательством. К поручению прилагались соответствующие статьи ГПК Франции.
Как должен поступить российский суд?
Задача № 4
В российский суд поступило ходатайство о принудительном исполнении решения Высокого суда Англии. Указанным решением был удовлетворен иск Леклера Д. к Аварову С.П. о взыскании 20 тыс. фунтов стерлингов в качестве возмещения ущерба, причиненного имуществу. При исследовании приложенных к ходатайству документов российский суд обнаружил, что в документах отсутствуют доказательства своевременного и надлежащего извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Как должен поступить российский суд?