Перцептивная функция общения. Понятие социальной перцепции. Межличностная перцепция. Структура социальной перцепции. Субъект и объект социальной перцепции.
Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Место межличностного восприятия в системе социально-перцептивных процессов. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Типы социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие.
Механизмы социальной перцепции: идентификация, рефлексия, роль эмпатии в межличностном восприятии. Содержание и значение процесса стереотипизации, её роль при формировании первого впечатления о человеке.
Феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Соотношение процессов межличностного восприятия и атрибуции.
Феномен межличностной аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Основные направления исследований аттракции и их прикладное значение.
Имидж личности: анализ и иллюстрация причин разрыва между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека. Проблема самопроявления. Три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный.
Проблема точности межличностного восприятия. Психологические барьеры, препятствующие точности восприятия, объективности оценки другого человека: эффекты Барнума, бумеранга, первого впечатления, края, ореола, первичности, новизны и стереотипизации.
Источники ошибоксоциальной перцепции: мнение других лиц, галло-эффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние наблюдателя, доминирующие потребности, защитные механизмы и упрощения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. В чём заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?
2. Охарактеризуйте роль межличностного восприятия в процессе общения.
3. Перечислите и охарактеризуйте роль межличностного восприятия в процессе общения.
4. В чём заключается специфика феномена каузальной атрибуции?
5. Перечислите и охарактеризуйте барьеры, препятствующие точности восприятия.