Психология затруднённого общения. Деструктивные психотехники: принижение партнёра, игнорирование, эгоцентризм. Промежуточные психотехники общения: замечания о ходе беседы, выспрашивание, поддакивание. Конструктивные психотехники: эхо – техника, развитие идеи резюме.
Значение способов и методов воздействия в процессе общения и практической деятельности людей. Идеологическая и этическая сторона разработки проблем психологии воздействия. Конкретные способы и механизмы воздействия. Заражение как способ группового воздействия. Внушение, или суггестия, как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Соотношение внушения и убеждения. Подражание и его роль в историческом развитии человеческого общества и в онтогенезе. Значение изучения процессов заражения, внушения и подражания в современных условиях.
Слагаемые убеждения (Д. Майерс). Общие черты и отличия между убеждением и внушением.
Виды и формы межличностных манипуляций. Отличие манипуляции от психологического воздействия. Роль манипуляции в межличностном общении. Основные технологии манипулирования. Человеческие эмоции в использовании манипуляторами.
|
|
Понятие психологического давления. Манипулятивные приёмы, используемые для получения информации. Защита от манипуляций. Способы ухода от контакта с манипулятором. Применение техник психологического самбо.
Феномен социального влияния. Структура и особенности социального влияния. Виды и формы социального влияния. Основные механизмы социального влияния.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Перечислите и охарактеризуйте способы и механизмы воздействия.
2. В чем состоит важность изучения проблем психологии воздействия.
3. В чем состоит отличие манипуляции от психологического воздействия.
4. В чём заключается специфика социального подражания в онтогенезе?
5. Перечислите и охарактеризуйте формы социального влияния.
Раздел 3. Психология социальных групп