История изучения стихийных групп: Г. Лебон и Г. Тард. Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика.
Понятие и виды пассивной и активной толпы. Психологические особенности личности в толпе. Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в стихийных группах.
Заражение как способ группового взаимодействия. Феномен заражения в современных обществах. Понятие паники, паническая толпа. Сверхпаника. Внушение или суггестия в толпе. Понятийный аппарат для описания социальной суггестии. Феномен контрсуггестии. Внушение и убеждение. Роль внушения в пропаганде и рекламе. Подражание. Теория подражания Г. Тарда.
«География» толпы. Методы психологического воздействия на толпу извне и изнутри.
Социальные движения как специфический феномен массового поведения. Взаимодействие стихийных и организованных групп в социальных движениях.
Общественное мнение как база социальных движений механизмы формирования общественного мнения. Методы социально-психологического исследования общественного мнения.
Специфика социально-психологических механизмов формирования общественного настроения. Роль средств массовой коммуникации при формировании общественного мнения и общественного настроения. Соотношение факторов сознательного воздействия на общественное мнение и общественное настроение и стихийные воздействия. Проблема «социального бессознательного» в социальной психологии. Механизмы присоединения людей к социальным движениям. Соотношение позиций большинства и меньшинства. Проблема лидера в социальном движении.
Актуальность изучения психологии социальных движений в современных условиях.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Назовите массовые формы стихийного поведения.
2. Охарактеризуйте поведение человека в толпе и вне ее.
3. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах?
4. Что характеризует панику как социально-психологическое явление?
5. Каким образом можно снизить эффект межгрупповой дискриминации в отношениях между группами?