Дорога в продольном профиле

 

Продольный профиль дороги определяет основные техни­ческие и экономические показатели дороги, ее устойчивость, прочность и долговечность, плавность и скорость движения транспорта, стоимость строительства. Поэтому проектирова­нию дороги в продольном профиле следует уделить особое внимание. Проектирование дороги в продольном профиле на­до увязывать с ее категорией, чтобы, с одной стороны, вы­полнялись все технические нормативы, соответствующие дан­ной категории, а с другой,—достигалась максимальная эко­номия капиталовложений и дорожно-эксплуатационных за­трат. Это достигается правильным назначением величины ра­бочих отметок и радиусов вертикальных кривых.

Все предусмотренные программой вопросы этой темы с достаточной полнотой изложены в рекомендуемой литературе.

Литература: 5, с. 56—65.

Вопросы для самопроверки

1 Основные требования к проектированию дороги в про­дольном профиле.

2. Методы проектирования дороги в продольном профиле.

3- Как устанавливаются черные,.проектные и рабочие от­метки, продольные уклоны и участки проектирования при проектировании дороги в продольном профиле?

4. Какой элемент дороги указывается на продольном про­филе в виде проектной линии?

5. Что такое контрольные точки и как определяются их отметки?

6. Как определяются объемы земляных работ (насыпей и выемок) на дорогах?

7. Как оформляется чертеж продольного профиля?

ВОДООТВОД НА ДОРОГАХ И ПЕРЕХОДЫ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ

Основное внимание следует обратить на физическую сущ­ность воздействия воды на земляное полотно в зависимости от состава грунтов, изучить мероприятия по защите дороги от воздействия грунтовых и поверхностных вод, ясно пред­ставлять себе назначение отдельных элементов системы до­рожного водоотвода, изучить конструкции водоотводных и водопропускных сооружений с тем, чтобы в необходимых слу­чаях уметь выбрать такие сооружения, которые занимают меньше земельной площади.

Необходимо знать основные типы водопропускных и водо­отводных сооружений, уметь определить их местоположение на плане и на продольном профиле, а также определить раз­меры отверстий малых мостов и труб.

Так как дороги низких категорий обычно не имеют само­стоятельных переходов через большие водные препятствия в виде капитальных мостов, то следует обратить внимание на типы и конструкции таких переходов, как паромные и ледо­вые переправы, наплавные мосты и др.

Литература: 3, с. 73—101.

Вопросы для самопроверки

1- Как сказывается увлажнение грунтов земляного полот­на дороги на их несущую способность?

2- Охарактеризуйте дорожно-строительные свойства раз­личных грунтов?

3- Что такое пучины и как с ними бороться?

4. Назовите причины увлажнения грунтов земляного по­лотна-

5- Какие сооружения предусматриваются для отвода от дороги поверхностных и грунтовых вод?

6. Что такое броды, лотки, фильтрующие дамбы, в каких случаях допускается или целесообразно их применение?

7. В каких случаях мост гидравлически не рассчитывает­ся?

8. Как определяется гидравлическим расчетом отверстие малого моста и трубы?

9- Какие типы мостов и труб применяются на автомобиль­ных дорогах?

ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

Дорожные одежды или покрытия—это один из основных элементов автомобильной дороги. Они во многом опреде­ляют экономические и эксплуатационные показатели дороги— безопасность движения, допустимую скорость и вес автомоби­лей, возможность механизации строительства и ремонта, а по стоимости составляют более половины всех капитальных вложений в строительство дороги. Поэтому нужно хорошо ра­зобраться в основных типах и конструкциях дорожных одежд,

знать назначение каждого конструктивного слоя и предъяв­ляемые к нему требования с точки зрения экономики, эксплу­атации, механизации строительства и т. д-

Основное внимание следует уделить изучению дорожных одежд низших, переходных и усовершенствованных облегчен­ных типов, которые применяются на дорогах низших катего­рий.

Об усовершенствованных капитальных дорожных одеждах, которые характерны для дорог высших категорий, достаточ­но иметь общее понятие.

Важно ознакомиться с основными местными дорожно-строительными материалами и иметь общее представление о требованиях, которые предъявляются к этим материалам при использовании их в качестве конструктивных элементов до­рожных одежд.

Необходимо знать также технологию производства работ при устройстве покрытий, применяемых на дорогах местного значения-

Литература: 5, с. 101 — 131.

Вопросы для самопроверки

1. Какие требования предъявляют к дорожным одеждам?

2. Назначение конструктивных слоев дорожных одежд (покрытия, основания, дополнительного слоя основания)-

3- Классификация дорожных одежд-

4. Краткая характеристика усовершенствованных капи­тальных и облегченных покрытий-

5- Характеристика переходных и низших покрытий.

6. Поперечные профили дорожных одежд (серповидный, колейный, корытный, полукорытный).

7- В каких случаях применяют асимметричное расположе­ние дорожной одежды на полотне дороги?

8- Краткая характеристика местных дорожно-строительных материалов.

9- Органические и неорганические вяжущие материалы.
10. Какие факторы влияют на выбор типа покрытий?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: