Продольный профиль дороги определяет основные технические и экономические показатели дороги, ее устойчивость, прочность и долговечность, плавность и скорость движения транспорта, стоимость строительства. Поэтому проектированию дороги в продольном профиле следует уделить особое внимание. Проектирование дороги в продольном профиле надо увязывать с ее категорией, чтобы, с одной стороны, выполнялись все технические нормативы, соответствующие данной категории, а с другой,—достигалась максимальная экономия капиталовложений и дорожно-эксплуатационных затрат. Это достигается правильным назначением величины рабочих отметок и радиусов вертикальных кривых.
Все предусмотренные программой вопросы этой темы с достаточной полнотой изложены в рекомендуемой литературе.
Литература: 5, с. 56—65.
Вопросы для самопроверки
1 Основные требования к проектированию дороги в продольном профиле.
2. Методы проектирования дороги в продольном профиле.
3- Как устанавливаются черные,.проектные и рабочие отметки, продольные уклоны и участки проектирования при проектировании дороги в продольном профиле?
4. Какой элемент дороги указывается на продольном профиле в виде проектной линии?
5. Что такое контрольные точки и как определяются их отметки?
6. Как определяются объемы земляных работ (насыпей и выемок) на дорогах?
7. Как оформляется чертеж продольного профиля?
ВОДООТВОД НА ДОРОГАХ И ПЕРЕХОДЫ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ
Основное внимание следует обратить на физическую сущность воздействия воды на земляное полотно в зависимости от состава грунтов, изучить мероприятия по защите дороги от воздействия грунтовых и поверхностных вод, ясно представлять себе назначение отдельных элементов системы дорожного водоотвода, изучить конструкции водоотводных и водопропускных сооружений с тем, чтобы в необходимых случаях уметь выбрать такие сооружения, которые занимают меньше земельной площади.
Необходимо знать основные типы водопропускных и водоотводных сооружений, уметь определить их местоположение на плане и на продольном профиле, а также определить размеры отверстий малых мостов и труб.
Так как дороги низких категорий обычно не имеют самостоятельных переходов через большие водные препятствия в виде капитальных мостов, то следует обратить внимание на типы и конструкции таких переходов, как паромные и ледовые переправы, наплавные мосты и др.
Литература: 3, с. 73—101.
Вопросы для самопроверки
1- Как сказывается увлажнение грунтов земляного полотна дороги на их несущую способность?
2- Охарактеризуйте дорожно-строительные свойства различных грунтов?
3- Что такое пучины и как с ними бороться?
4. Назовите причины увлажнения грунтов земляного полотна-
5- Какие сооружения предусматриваются для отвода от дороги поверхностных и грунтовых вод?
6. Что такое броды, лотки, фильтрующие дамбы, в каких случаях допускается или целесообразно их применение?
7. В каких случаях мост гидравлически не рассчитывается?
8. Как определяется гидравлическим расчетом отверстие малого моста и трубы?
9- Какие типы мостов и труб применяются на автомобильных дорогах?
ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ
Дорожные одежды или покрытия—это один из основных элементов автомобильной дороги. Они во многом определяют экономические и эксплуатационные показатели дороги— безопасность движения, допустимую скорость и вес автомобилей, возможность механизации строительства и ремонта, а по стоимости составляют более половины всех капитальных вложений в строительство дороги. Поэтому нужно хорошо разобраться в основных типах и конструкциях дорожных одежд,
знать назначение каждого конструктивного слоя и предъявляемые к нему требования с точки зрения экономики, эксплуатации, механизации строительства и т. д-
Основное внимание следует уделить изучению дорожных одежд низших, переходных и усовершенствованных облегченных типов, которые применяются на дорогах низших категорий.
Об усовершенствованных капитальных дорожных одеждах, которые характерны для дорог высших категорий, достаточно иметь общее понятие.
Важно ознакомиться с основными местными дорожно-строительными материалами и иметь общее представление о требованиях, которые предъявляются к этим материалам при использовании их в качестве конструктивных элементов дорожных одежд.
Необходимо знать также технологию производства работ при устройстве покрытий, применяемых на дорогах местного значения-
Литература: 5, с. 101 — 131.
Вопросы для самопроверки
1. Какие требования предъявляют к дорожным одеждам?
2. Назначение конструктивных слоев дорожных одежд (покрытия, основания, дополнительного слоя основания)-
3- Классификация дорожных одежд-
4. Краткая характеристика усовершенствованных капитальных и облегченных покрытий-
5- Характеристика переходных и низших покрытий.
6. Поперечные профили дорожных одежд (серповидный, колейный, корытный, полукорытный).
7- В каких случаях применяют асимметричное расположение дорожной одежды на полотне дороги?
8- Краткая характеристика местных дорожно-строительных материалов.
9- Органические и неорганические вяжущие материалы.
10. Какие факторы влияют на выбор типа покрытий?