Знакомясь с элементами дороги в поперечном профиле, надо не только хорошо представлять себе назначение каждого элемента, по и знать его основные параметры, от чего они зависят, какое влияние оказывают на устойчивость земляного полотна, как учитываются эксплуатационные требования к конструкции отдельных элементов.
Дороги местного значения по протяженности составляют более 90% всей дорожной сети страны и занимают большие площади земель, поэтому особое внимание следует обратить на возможные пути уменьшения ширины полосы отвода земли под дорогу с сохранением требований технических условий. Следовательно, нужно знать основные технические нормы проектирования этих дорог и в чем заключается их отличие от норм проектирования дорог более высоких категорий-
Литература: 5, с. 22—32.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое земляное полотно?
2. Как устанавливается ширина земляного полотна?
3- Какое влияние оказывает крутизна откосов на устойчивость земляного полотна?
4- В каких случаях дорога устраивается в насыпи и в каких в выемке?
5. Что такое проезжая часть дороги, на каких дорогах она устанавливается однополосной?
6. Что такое обочины, для чего они нужны и как устанавливается их ширина?
7. Что называется бровкой земляного полотна дороги, как она показывается на продольном профиле?
8. Что такое кюветы, кювет-резервы, кавальеры, банкеты, обрезы, их назначение, размеры?
9. Что такое полоса отвода? От чего зависят се размеры?
ДОРОГА В ПЛАНЕ
При проектировании дороги в плане нужно исходить из требований экономии земли под дороги и требований землеустройства, для того чтобы дороги по возможности не занимали ценных земель, проектировались по кратчайшему направлению, не способствовали затоплению, заболачиванию или эрозии земель, не разбивали севооборотные массивы на неудобные для обработки участки.
Обеспечение расчетной видимости дороги в отдельных случаях связано с ограничением использования прилегающих к дороге земель, поэтому нужно хорошо разобраться в возможных путях обеспечения видимости с минимальным нарушением интересов землепользователей (выбор соответствующего направления и величины угла поворота, назначение оптимального радиуса кривой).. _
Литература: 5, с. 32—56.
Вопросы для самопроверки
1. Основные правила трассирования дороги в плане.
2. Назначение и элементы дорожных кривых.
3. Как разбивается пикетаж на прямолинейных и криволинейных участках дороги?
4. Чем определяется положение прямолинейного участка трассы на карте?
5. Что такое расчетная видимость на дорогах, как она устанавливается и от чего зависит?
6. Что может ограничивать видимость на кривых и какие мероприятия следует предусматривать для ее обеспечения?
7- Из каких соображений назначаются радиусы дорожных кривых?
8- Что такое развитие трассы и в каких условиях к нему
прибегают?
9- Учет природоохранных требований при трассировании
дороги.