Размещению дорожной сети предшествует установление грузообразующих и грузопотребляющих пунктов.
В качестве грузообразующих пунктов принимаются центральные усадьбы хозяйств, в качестве грузополучающих— предприятия, расположенные в районном центре, железнодорожная станция, условно расположенная на юге, и областной центр, условно расположенный на севере относительно территории района.
Предварительно определяют грузооборот каждого хозяйства в зависимости от его площади.
Размещение дорожной сети в районе проводят, используя графоаналитический метод, основанный на определении положения системы сил, равнодействующих в одной плоскости-
Например, в данном районе расположено несколько грузообразующих пунктов А, В, С, О, Е, продукция которых вывозится на железнодорожную станцию К (рис- 3.1,а). Рассчитываем грузовую работу Т по формуле
Т=Q * l,
где Q — годовой грузооборот, тыс. т;
l — подъездной путь к станции К от каждой грузообразующей точки, км (по воздушной линии).
|
|
Принимаем грузовую работу по перевозкам за силы 1, 2, 3..., а за направление их действия—прямые, проведенные от этих пунктов до пункта тяготения, соединив т. К с точками А, В, С, Д, Е.
Строим поле сил (рис. 3.1,6), расположив силы 1, 2, 3... параллельно соответствующим транспортным связям.
Построение поля сил производится рядом со схемой размещения хозяйств. Начинаем построение с выбора произвольной точки, которую обозначим К, к этой точке с рис. 3.1,а сносим параллельно прямую 1, длина которой соответствует работе Т (20 тыс. ткм) в условном масштабе (например, 1 см—5 тыс. ткм). Отложив длину, получаем т. 1. К точке 1 сносим параллельно прямую 2, длина которой соответствует работе Т (15 тыс. ткм), получаем т. 2.
К точке 2 сносим параллельно прямую 3, длина которой соответствует работе Т (5 тыс. ткм), получаем точку 3.
Последовательно получаем таким образом и точки 4 и 5, соединив последнюю с т. К.
Равнодействующую параллельно переносим вточку К на рис. 3.1. Положение замкнутой (равнодействующей поля силы) укажет направление основной магистрали для указанных пунктов.
Рис. 3.1. Определение положении основного подъездного пути построением силового многоугольника:
а — схема расположения грузообразующих пунктов; б — поле сил и определение направления равнодействующей
Грузообразующие пункты А, В, С, Д, Е будут соединены с основной магистралью подъездными путями, угол примыкания которых рассчитывается по формуле
где SМ — стоимость перевозки 1 ткм груза по магистрали;
SП — то же по подъезду;
Q1, Q2 — количество грузов, перевозимых в противоположных направлениях (рис. 3.2.), т.
|
|
Угол примыкания не должен быть менее 45°. Для укрупненных расчетов принимаем стоимость 1 ткм на магистрали 2 коп., на подъездном пути —8 коп.
Рис. 3.2. Определение угла примыкания подъездного пути к магистральной дороге
При размещении сети дорог на схеме района следует производить построение двух равнодействующих (северной и южной), предварительно проанализировав, какие хозяйства будут относиться к каждой из них.
После построения основной магистрали района рассчитывается угол примыкания подъездного пути к каждому хозяйству, условно считая, что две трети грузов хозяйства направляют в районный центр и одну треть за пределы района.
При размещении сети дорог местного значения следует проводить экономический анализ различных вариантов.