Очистители бензиновых двигателей

Химическая стабильность бензина характеризуется его способностью длительно сохранять первоначальный хи­мический состав без изменения при хранении, перекачке и транспортировании. Химическая стабильность бензинов

определяется в основном их углеводородным составом. Окислению наиболее подвержены бензины, полученные термическим и каталитическим крекингом, коксованием и пиролизом с повышенным содержанием олефиновых и диолефиновых углеводородов. Химически стабильны бензины, произведенные каталитическим риформингом или прямой перегонкой, а также алкилбензин.

Уже за время следования от производителя до бака авто­мобиля происходит частичное окисление бензина, вклю­чая окисление нестабильных соединений кислородом ок­ружающего воздуха с образованием продуктов сложного состава. Длительное хранение бензина, наличие множества перекачек и перепадов температур значительно повыша­ет вероятность окисления части топлива с образованием смолистых соединений, органических кислот и подобных им веществ. Часть окислившихся соединений остается в бензине в растворенном виде, другая, меньшая, выпадает в осадок. Окисление бензина активизируется в присут­ствии влаги, размножением микроорганизмов, накапли­вающихся в резервуарах, а также за счет каталитического воздействия цветных металлов и их сплавов. В неэтили­рованных бензинах появляются подтеки желтого цвета. Наблюдается резкий специфический запах, а на дне ре­зервуаров образуется масляный слой, слаборастворимый в бензине. Все это приводит к повышению кислотности топлива и увеличению его коррозионной активности.

Отложения и загрязнения в топливной системе двига­теля, образующиеся при низких температурах, представ­ляют собой липкие мазеобразные вещества коричневого цвета. Смолы откладываются на внутренних поверхно­стях топливных баков, фильтров, насосов, блокируют то­пливопроводы, покрывают лаковым слоем детали систе­мы впрыска или карбюратора: же клеры, распылители, дроссельные заслонки. Повышенное содержание смоли­стых соединений в применяемом бензине приводит к раз­личным отказам в системе питания двигателя.

В процессе эксплуатации двигателя неиспарившиеся высокотемпературные фракции бензина вместе с находя-6 них смолистыми веществами в виде пленки рас­пределяются по впускному трубопроводу в направлении цилиндров. Уже в этот период начинается интенсивное окисление углеводородов бензина и оседание смолистых веществ на горячих стенках трубопровода. Выделившиеся соединения продолжают полимеризироваться и превраща­ются в твердые смолистые отложения, снижающие попе­речное сечение трубопровода и значительно увеличиваю­щие сопротивление движению горючей смеси, вызывая турбулентность потока. Вследствие этого уменьшается наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, что приводит к снижению мощности двигателя. В дальней­шем смолистые вещества, выпавшие на впускных клапа­нах, образуют твердые карбоновые отложения (нагар), которые нарушают правильность посадки клапанов, не обеспечивают герметичность системы и могут привести к зависанию клапанов.

Содержание фактических смол в исследуемом бензи­не измеряется в мг на 100 см3 топлива. При производстве автомобильных бензинов их содержание должно состав­лять до 5 мг в 100 см3 топлива. Все бензины содержат определенное количество смолистых веществ, образу­ющихся при хранении. Эти вещества имеют высокую кислотность. Они очень незначительно растворяются

в топливах, но легко отклады­ваются на металлических по­верхностях — стенках топлив­ного бака и топливопроводов и других деталях топливной системы. Из-за малой испа­ряемости смолистые вещества не полностью сгорают в ка­мере сгорания, преобразуясь в твердые отложения — нагар. Откладывается нагар в камере сгорания, на свечах, днище поршня и клапанах (рис. 29)

 

 

Он приводит к закоксовыванию форсунок и потере под­вижности поршневых колец, засорению деталей системы впрыска или карбюратора, топливопроводов, топливных баков и выпускного коллектора. Все это приводит к сни­жению мощности двигателя, увеличению расхода топлива и масла, повышению дымности и токсичности отработав­ших газов.

Повышенная концентрация смол значительно умень­шает пробег до появления отказов двигателя в результате интенсивного нагарообразования (табл. 23).

Таблица 23

Зависимость пробега автомобиля

от содержания фактических смол в бензине

 

Содержание смол, лаг/100 см3 бензина Пробег до отказа двигателя, тыс. км
0-10 Более 25
11-15  
16-20  
21-25  
25-50 Менее 5
50-120 Менее 2

Образование нагара в двигателе — явление неизбеже-ное, но интенсивность его протекания можно существен­но снизить. Для этих целей во всем мире успешно приме­няются специальные моющие присадки (очистители) как к бензину, так и к дизельному топливу. При этом для очистки различных деталей двигателя выпускаются спе­циальные препараты (рис. 30).

В ряде случаев присадки-очистители могут добавлять­ся в топливо непосредственно при производстве. Для нужд автосервисов и частных автовладельцев выпускаются спе­циальные присадки в мелкой фасовке (табл. 24)

Рис. 30. Области применения топливных очистителей

Таблица 24

Топливные очистители бензинового двигателя

 

Препарат Фирма-производитель, страна Назначение
Очистители карбюратора
Очиститель карбюратора НПО «Поликом» (торговая мар­ка — LAVR next), Россия Очистка карбюратора, в том чис­ле управляющего редукционного клапана, путем растворения от­ложений, смол и лаковых образо­ваний
Очиститель карбюратора НПП «Астро-хим», Россия Очистка дроссельной заслонки, воздушных и топливных жиклеров, системы холостого хода, свечей зажигания, днища поршня и впу­скных клапанов
МТХ Vergaser-Reiniger Liqui Moly GmbH, Герма­ния Очистка карбюратора путем растворения отложений, смол и лаковых образований, препятст­вие обледенению диффузоров
Carbu Clean MotulS.A., Франция Очиска карбюратора путем рас­творения отложений, смол и ла­ковых образований

 

Продолжение табл. 24

Препарат Фирма-производитель, страна Назначение
Очистители инжектора и форсунок
Очиститель инжектора НПП «Астро-хим», Россия Очистка инжектора от всех видов отложений, восстановление мощ­ности, стабильности и экономич­ности работы двигателя
Fenom Injector Nanocleaner НПФ «Лабора­тория трибо-технологии», Россия Очистка инжекторной системы от нагара и отложений, удаление губчатых образований с впускных клапанов, нагара со стенок ка­меры сгорания, очистка свечей зажигания
Injector Cleaner Hi-Gear Products Inc., США Смазка игольчатого клапана форсунок, восстановление факе­ла распыла топлива, защита от образования нагара
Injector Cleaner SCT (торговая марка Mannol), Германия Очистка системы питания, повы­шение эксплуатационных харак­теристик двигателя
Очистители цилиндропоршневой группы от нагара (антикокс)
Fast Decocer НПФ «Лабора­тория трибо-технологии», Россия Раскоксовка, повышение ком­прессии, увеличение мощности двигателей, устранение калиль­ного зажигания и детонации
Fuel System & Valves Cleaner Hi-Gear Products Inc., США Очистка впускных клапанов, сте­нок камеры сгорания и днища поршня от нагара
Ventil Sauber Liqui Moly GmbH, Германия Предотвращение отложений и снижение стука клапанов, обеспечение лучшего сгорания топлива
Fuel System Clean for Carburator Engines Wynn's Belgium n.v., Бельгия Предотвращение образования карбоновых отложений в карбю­раторе и на клапанах, очистка топливной системы двигателя
Комплексные очистители топливной системы
Очиститель топливной системы НПП «Астро-хим», Россия Очистка топливной системы бензиновых двигателей от всех видов отложений, предотвраще­ние обледенения и коррозии

Продолжение табл. 24

Препарат Фирма-производитель, страна Назначение
Комплексный очиститель топливной системы НПО «Поликом» (торговая мар­ка LAVR next), Россия Очистка всей топливной системы бензинового двигателя, удаление конденсата и лаковых отложений
Fuel System Cleaner StepUp Brends Inc. (Hi-Gear Products Inc.), США Комплексная очистка системы питания, очистка свечей зажига­ния и повышение характеристик бензинового двигателя
Fuel System Clean Motul S.A., Франция Очистка всей топливной системы бензинового двигателя, удаление конденсата, лаковых отложений в инжекторе и карбюраторе, а также нагара в камере сго­рания
Очиститель нейтрализатора
Fenom Catalytic Converter Nanocleaner НПФ «Лабора­тория трибо-технологии», Россия Очистка и восстановление ката­литической активности нейтрали­заторов отработавших газов бензиновых двигателей, очистка электродов кислородного датчи­ка (лямбда-зонда)

Присадки-очистители предназначены для увеличения растворимости смол в топливе, снижения их дисперсно­сти и устойчивости в растворенном виде (седиментаци-онной устойчивости). При этом бензин с присадкой дол­жен растворять уже образовавшиеся отложения, а также переводить воду, имеющуюся в топливном баке, в мелко­дисперсное состояние.

Для топлива существуют и универсальные комплекс­ные присадки, действие которых направлено в основном на очистку всей топливной системы: камеры сгорания, топливопроводов, впускных клапанов и др. Они интен­сифицируют процесс сгорания топливно-воздушной сме­си и предотвращают возможное образование нагара на выпускных клапанах, но образовавшиеся отложения на клапанах такие присадки не очищают. При покупке и применении очищающей присадки обратите внимание на следующие нюансы:

1. Выбирайте известную нефтехимическую фирму,
выпускающую широкий спектр различных очистителей
топливной системы, то есть не только для бензиновых
карбюраторных двигателей, но и для систем с инжекто­
рами, а также с непосредственным впрыском (типа GDI).

8.Для первой очистки топливной системы (выработ­
ка первых двух баков бензина) следует использовать по­
ловину рекомендованной производителем концентрации
присадки. Следующие один-два бака выработайте с мак­
симальной концентрацией очистителя, а затем снова перей­
дите на профилактическую половинную концентрацию
(для сохранения результатов очистки и поддержания ми­
нимального уровня отложений и загрязнений).

9.Не применяйте завышенных концентраций очисти­
теля. В этом случае вместо «мягкого» послойного раство­
рения отложений присадка начинает вымывать большие
куски загрязнений. Их крупные частицы, а также отло­
жения со дна бака очень быстро забивают топливный
фильтр, что может привести даже к разрушению фильт­
рующего элемента и выносу всех скопившихся загрязне­
ний в инжектор со всеми вытекающими отсюда негатив­
ными последствиями.

10.В профилактических целях (для содержания топ­
ливной системы в чистоте) очистители следует приме­
нять регулярно, то есть один раз в 5—6 полных заправок
бака, ориентировочно — через 2—3 тыс. км пробега.

В целом очистители (присадки) к бензину и дизель­
ному топливу от передовых нефтехимических фирм-про­
изводителей достаточно эффективно очищают поверх­
ности и каналы топливных систем за счет применения
современных моющих компонентов, химических ката­
лизаторов и регуляторов горения топлива; способствуют
удалению лаковых отложений в инжекторе или карбю­
раторе; обеспечивают восстановление факела распыла
топлива у форсунок; очищают свечи зажигания, а такженагар в камере сгорания и на впускных клапанах; предот­вращают образование конденсата, обледенения и корро­зии, повышают ресурс нейтрализаторов отработавших га­зов. Все это способствует росту технико-экономических и экологических показателей двигателей.

Если применение топливных очистителей, на ваш взгляд, только усугубило имеющиеся проблемы с топлив­ной системой двигателя и оказало отрицательное действие на состояние свечей зажигания, целесообразно обратить­ся в сервисный центр для очистки топливной системы на стационарных установках с применением специальных очищающих препаратов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: