Особенности эксплуатации современной дизельной
техники в России вынуждают владельцев с особым вни
манием относиться к состоянию топливной аппаратуры,
учитывая, что немногие автопроизводители рекомендуют
своим дилерам поставку новых автомобилей с дизельны
ми двигателями из-за низкого качества дизтоплива, про
изводимого в нашей стране. *
В соответствии с ГОСТ 305-82 отечественное дизельное топливо подразделяется на летнее, зимнее и арктическое. Основные показатели качества дизельного топлива — цетановое число, фракционный состав, низкотемпературные, смазывающие и антикоррозионные свойства. Следует отметить, что отечественное дизтопливо отличается недостаточным цетановым числом, высокой степенью загрязненности и очень часто не соответствует сезону эксплуатации.
Отечественные требования к качеству дизтоплива, а также промышленные технологии его изготовления требуют значительного усовершенствования. Применением некачественного дизтоплива может быть нивелировано основное преимущество дизельного двигателя — экономичность. Однако использование различных присадоки добавок, оптимизирующих процесс сгорания дизельного топлива, позволяет улучшить не только характеристики горючего, но и собственно работу самого двигателя (табл.25).
|
|
Таблица 25
Взаимосвязь физико-химических свойств дизтоплива и условий работы двигателя
Показатель топлива | Влияние на условия работы двигателя |
Цетановое число | Скорость нарастания давления в цилиндрах и жесткость работы дизеля |
Фракционный состав | Пусковые свойства; износ топливной аппаратуры; качество смесеобразования; нагарообразование и закоксовывание форсунок; дымность и износ других деталей дизеля |
Плотность | Горючесть и удельная энергоемкость; распыление и полнота сгорания рабочей смеси; удельный расход топлива и дымность отработавших газов; сопротивление топливной системы, наполнение топливного насоса; стабильность и бесперебойность работы дизеля на различных режимах; наличие утечек через зазоры плунжерных пар |
Содержание серы | Коррозионная агрессивность топлива и продуктов сгорания; износ деталей двигателя; нагарообразование; токсичность выбросов |
Наличие полициклических ароматических углеводородов | Нагарообразование и количество бензопирена в отработавших газах |
Зольность | Нагарообразование и абразивность топлива и продуктов его сгорания |
Вязкость | Сопротивление прокачиванию топлива по системе питания; низкотемпературные свойства |
Сегодня трудно представить себе дизельное топливо высокого качества без присадок, имеющих разные функциональные назначения. Производятся и поставляются на рынок депрессорные, цетаноповышающие, диспергирующие, противоизносные, антиокислительные, антидымные, моющие присадки, ингибиторы коррозии и другие любительские препаратыРегулярное профилактическое использование препаратов автохимии позволяет значительно увеличить межремонтный ресурс дизельной автомобильной техники.
|
|
В последнее время передовые нефтехимические фирмы начали выпуск дизельного топлива высокого качества, соответствующего требованиям EN 590 (Euro-4). Такое дизтопливо отличается низким содержанием серы (не более 50 мг/кг, в то время как у отечественного диз-топлива Л-0,20-62 — не более 2000 мг/кг) и полициклических ароматических углеводородов, а также более высоким цетановым числом (не менее 51 ед., в то время как у дизтоплива Л-0,20-62 — не менее 45 ед.).
Высокое цетановое число и низкое содержание серы у дизтоплива, отвечающего нормам Euro-4, оптимизируют процесс сгорания, снижают шум и вибрации, облегчают запуск, особенно в холодное время года, значительно снижают коррозионные процессы, продлевают работу сажевых фильтров, а также уменьшают количество лаковых и карбоновых отложений на деталях цилиндропоршне-вой группы.
Наличие в составе дизтоплива специальных противо-износных присадок уменьшает износ деталей двигателя и топливной аппаратуры. При этом эксплуатация техники на таком дизельном топливе уменьшает дымность отработавших газов, снижает выброс вредных соединений (сажи, оксида азота и углерода, несгоревших углеводородов) в атмосферу.
2.2.1 Очистители дизельного двигателя
Одно из важнейших эксплуатационных качеств дизтоплива — его способность обеспечивать чистоту топливной аппаратуры и деталей цилиндропоршневой группы двигателя. При сгорании топлива на стенках камеры сгорания и впускных клапанах, а также на распылителях и иглах распылителей форсунок образуется нагар. При этом на днище поршня, впускных клапанах и стенках камеры сгорания формируется плотный твердый нагар темного
цвета, а на распылителях и иглах форсунок — мягкий, смолистый нагар желтоватого цвета или светло-коричневый нагар типа лаковой пленки. Нагарообразование в двигателе зависит от содержания в дизтопливе фактических смол и серы, фракционного состава, количества непредельных и ароматических углеводородов, зольности и коксуемости.
Нагар на стенках камеры сгорания и днище поршня ухудшает отвод теплоты в систему охлаждения двигателя. Образование нагара на впускных клапанах приводит к их закоксовыванию, вследствие чего нарушается необходимая посадка тарелки клапана на седло. В результате могут прорываться раскаленные газы и обгорать посадочные поверхности клапана и седла, а в отдельных случаях происходит зависание клапана.
Наибольшее количество параметрических отказов в работе дизельных двигателей приходится на отложения нагара на форсунках (рис. 31). Из-за нагара на распылителях форсунок ухудшается качество распыления топлива и деформируется факел распыла. Закоксовывание сопел и зависание игл распылителей приводит к подтеканию топлива, так как в этом случае игла не садится на уплотняющий конус распылителя и не перекрывает его канал полностью. Загрязнения внутри форсунки приводят к тому, что в камеру сгорания впрыскивается недостаточное количество топлива (нарушается состав топливно-воз-душной смеси), а впрыскиваемое топливо плохо распыляется, что приводит к нарушению равномерности топливно-воздушной смеси, дымлению, снижению мощности и экономичности работы дизеля.
При помощи известных
технологий безразборного
сервиса автомобильной тех-
|
|
Рис.31. загрязненная форсунка
ники с применением пре- не обеспечивает требуемый
паратов автохимии можно распыл топлива
достаточно эффективно провести очистку (промывку) топливной системы на работающем двигателе.
Препараты подразделяются на образцы, которые просто добавляются в топливный бак, и образцы, которые нужно заливать непосредственно в систему впрыска, то есть не смешивая с дизтопливом. Второй способ также относится к технологиям безразборного сервиса двигателя, однако применяемые таким образом препараты формально уже не являются присадками к топливу.
Обработку по первому способу, который обеспечивает очистку всей топливной системы и предотвращает образование отложений в камере сгорания и системе впрыска, рекомендуется производить примерно через каждые 2—3 тыс. км пробега.
Очистка по второму способу проводится следующим образом: снимается топливный шланг, идущий к топливному насосу, и опускается в банку с препаратом-очистителем. Затем пускается двигатель и вырабатывается содержимое банки препарата на холостых оборотах коленчатого вала. Не допускается заливать такие очистители непосредственно в топливный бак, так как они могут разрушить его внутренний окрашенный слой. В то же время эффективность очистки данным методом, например, форсунок дизеля, очень высока. Удаляется не только нагар, но и лаковые отложения, которые обычно с трудом удаляются ультразвуком даже после разборки двигателя. Неслучайно немецкий автомобильный концерн BMW выпускает для этих целей собственный препарат в фирменной упаковке. И это несмотря на традиционно отрицательное отношение специалистов BMW ко всякого рода присадкам и добавкам.
Топливные очистители (табл. 26) в общем случае предназначены для очистки распылителей форсунок, камеры сгорания от нагара и углеродистых отложений, а также всей топливной аппаратуры. Они способствуют легкому запуску двигателя, восстановлению распыла топлива, повышению мощности и динамики дизеля, снижению износа и защите от коррозии деталей топливного насоса высокого давления и форсунок, более полному и «чистому» горению топлива, снижению его расхода и уменьшению токсичности и дымности отработавших газов Топливные очистители дизельного двигателя
|
|
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Очистители цилиндропоршневой группы от нагара (антикокс) | ||
Ant! Coks ML-202 | НПО «Поликом» (торговая марка LAVR next), Россия | Очистка камеры сгорания от смолисто-коксовых и нагаровых отложений, восстановление компрессии, уменьшение расхода топлива и моторного масла |
Очиститель дизельных форсунок | НПП «Астрохим», Россия | Очистка и смазка топливной системы, распылителей форсунок, инжектора, впускных клапанов, насоса и топливопроводов |
Fenom Diesel Injector Nanocleaner | ООО «Лаборатория трибо-технологии», Россия | Очистка распылителей форсунок, камеры сгорания от нагара и углеродистых отложений, топливной аппаратуры |
Diesel Jet Clean | Hi-Gear Products Inc., США | Очистка форсунок, восстановление факела распыла, предотвращение образования нагара |
Diesel Russ Stop | Liqui Moly GmbH, Германия | Снижение дымности отработавших газов за счет полного сгорания топлива, дожигания сажи и препятствия пригоранию игл форсунок |
Комплексные очистители топливной системы | ||
Комплексный очиститель топливной системы | НПО «Поликом» (торговая марка LAVR next), Россия | Мягкая очистка и повышение ресурса всей топливной системы, улучшение полноты сгорания и экономия топлива |
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
«Дизель-Люкс» | Химический концерн «ХАДО» (торговая марка — Verylube), Украина | Комплексная очистка всей топливной системы, улучшение эксплуатационных характеристик дизеля |
Diesel Spulung | Liqui Moly GmbH, Германия | Очищение форсунок, камеры сгорания и поршней от нагара и всевозможных отложений, снижение шумов и вибраций, повышение динамики и плавности хода автомобиля |
Diesel System Clean | Motul S.A., Франция | Очищение всей топливной магистрали дизеля, удаление с форсунок конденсата, лакоподобных отложений, нагара и возможных микроорганизмов |
Некоторые из вышеперечисленных проблем могут быть вызваны не только загрязнением топливной системы, но и рядом сопутствующих причин. Поэтому перед очистными работами следует провести некоторый минимальный объем диагностических и регулировочных работ (для серьезной диагностики необходимо наличие специального оборудования, которое имеется только на специализированных сервисах).
Следует проверить работоспособность электромагнитных клапанов форсунок — с помощью стетоскопа (срабатывание клапана сопровождается характерными щелчками) или на ощупь. Инициировать работу форсунок (отдельной форсунки) можно на заглушённом двигателе, подав управляющее напряжение на форсунку от внешнего источника питания или воспользовавшись программой-сканером через электронный блок управления. Электрические параметры обмотки на клапане форсунки можно проверить мультиметром также без демонтажа Надо помнить, что несоблюдение рекомендаций по использованию очистителей, инструкции по применению и концентрации препаратов может привести к прямо противоположным результатам и даже к отказу системы питания и всего двигателя.