O 2. 2. Присадки к дизельному топливу

 

Особенности эксплуатации современной дизельной
техники в России вынуждают владельцев с особым вни­
манием относиться к состоянию топливной аппаратуры,
учитывая, что немногие автопроизводители рекомендуют
своим дилерам поставку новых автомобилей с дизельны­
ми двигателями из-за низкого качества дизтоплива, про­
изводимого в нашей стране. *

В соответствии с ГОСТ 305-82 отечественное дизель­ное топливо подразделяется на летнее, зимнее и арктиче­ское. Основные показатели качества дизельного топлива — цетановое число, фракционный состав, низкотемператур­ные, смазывающие и антикоррозионные свойства. Сле­дует отметить, что отечественное дизтопливо отличается недостаточным цетановым числом, высокой степенью за­грязненности и очень часто не соответствует сезону экс­плуатации.

Отечественные требования к качеству дизтоплива, а также промышленные технологии его изготовления тре­буют значительного усовершенствования. Применением некачественного дизтоплива может быть нивелировано основное преимущество дизельного двигателя — эконо­мичность. Однако использование различных присадоки добавок, оптимизирующих процесс сгорания дизельно­го топлива, позволяет улучшить не только характеристи­ки горючего, но и собственно работу самого двигателя (табл.25).

Таблица 25

Взаимосвязь физико-химических свойств дизтоплива и условий работы двигателя

 

Показатель топлива Влияние на условия работы двигателя
Цетановое число Скорость нарастания давления в цилиндрах и жесткость работы дизеля
Фракционный состав Пусковые свойства; износ топливной аппаратуры; качество смесеобразования; нагарообразование и закоксовывание форсунок; дымность и износ других деталей дизеля
Плотность Горючесть и удельная энергоемкость; распыление и полнота сгорания рабочей смеси; удельный расход топлива и дымность отработавших газов; сопротивление топливной системы, наполнение топливного насоса; стабильность и бесперебой­ность работы дизеля на различных режимах; наличие утечек через зазоры плунжерных пар
Содержание серы Коррозионная агрессивность топлива и продуктов сгорания; износ деталей двигателя; нагарообра­зование; токсичность выбросов
Наличие поли­циклических ароматических углеводородов Нагарообразование и количество бензопирена в отработавших газах
Зольность Нагарообразование и абразивность топлива и продуктов его сгорания
Вязкость Сопротивление прокачиванию топлива по системе питания; низкотемпературные свойства

Сегодня трудно представить себе дизельное топливо высокого качества без присадок, имеющих разные функ­циональные назначения. Производятся и поставляются на рынок депрессорные, цетаноповышающие, дисперги­рующие, противоизносные, антиокислительные, анти­дымные, моющие присадки, ингибиторы коррозии и дру­гие любительские препаратыРегулярное профилактическое использование препа­ратов автохимии позволяет значительно увеличить меж­ремонтный ресурс дизельной автомобильной техники.

В последнее время передовые нефтехимические фир­мы начали выпуск дизельного топлива высокого каче­ства, соответствующего требованиям EN 590 (Euro-4). Такое дизтопливо отличается низким содержанием серы (не более 50 мг/кг, в то время как у отечественного диз-топлива Л-0,20-62 — не более 2000 мг/кг) и полицикли­ческих ароматических углеводородов, а также более вы­соким цетановым числом (не менее 51 ед., в то время как у дизтоплива Л-0,20-62 — не менее 45 ед.).

Высокое цетановое число и низкое содержание серы у дизтоплива, отвечающего нормам Euro-4, оптимизируют процесс сгорания, снижают шум и вибрации, облегчают запуск, особенно в холодное время года, значительно сни­жают коррозионные процессы, продлевают работу саже­вых фильтров, а также уменьшают количество лаковых и карбоновых отложений на деталях цилиндропоршне-вой группы.

Наличие в составе дизтоплива специальных противо-износных присадок уменьшает износ деталей двигателя и топливной аппаратуры. При этом эксплуатация техни­ки на таком дизельном топливе уменьшает дымность от­работавших газов, снижает выброс вредных соединений (сажи, оксида азота и углерода, несгоревших углеводоро­дов) в атмосферу.

2.2.1 Очистители дизельного двигателя

Одно из важнейших эксплуатационных качеств диз­топлива — его способность обеспечивать чистоту топлив­ной аппаратуры и деталей цилиндропоршневой группы двигателя. При сгорании топлива на стенках камеры сго­рания и впускных клапанах, а также на распылителях и иглах распылителей форсунок образуется нагар. При этом на днище поршня, впускных клапанах и стенках камеры сгорания формируется плотный твердый нагар темного

цвета, а на распылителях и иглах форсунок — мягкий, смолистый нагар желтоватого цвета или светло-коричне­вый нагар типа лаковой пленки. Нагарообразование в дви­гателе зависит от содержания в дизтопливе фактических смол и серы, фракционного состава, количества непре­дельных и ароматических углеводородов, зольности и кок­суемости.

Нагар на стенках камеры сгорания и днище поршня ухудшает отвод теплоты в систему охлаждения двигателя. Образование нагара на впускных клапанах приводит к их закоксовыванию, вследствие чего нарушается необходи­мая посадка тарелки клапана на седло. В результате могут прорываться раскаленные газы и обгорать посадочные поверхности клапана и седла, а в отдельных случаях про­исходит зависание клапана.

Наибольшее количество параметрических отказов в работе дизельных двигателей приходится на отложения нагара на форсунках (рис. 31). Из-за нагара на распыли­телях форсунок ухудшается качество распыления топлива и деформируется факел распыла. Закоксовывание сопел и зависание игл распылителей приводит к подтеканию топлива, так как в этом случае игла не садится на уплот­няющий конус распылителя и не перекрывает его канал полностью. Загрязнения внутри форсунки приводят к то­му, что в камеру сгорания впрыскивается недостаточное количество топлива (нарушается состав топливно-воз-душной смеси), а впрыскиваемое топливо плохо распы­ляется, что приводит к на­рушению равномерности топливно-воздушной сме­си, дымлению, снижению мощности и экономично­сти работы дизеля.

При помощи известных
технологий безразборного
сервиса автомобильной тех-

 

 


Рис.31. загрязненная форсунка
ники с применением пре- не обеспечивает требуемый
паратов автохимии можно распыл топлива

 


 

достаточно эффективно провести очистку (промывку) то­пливной системы на работающем двигателе.

Препараты подразделяются на образцы, которые про­сто добавляются в топливный бак, и образцы, которые нужно заливать непосредственно в систему впрыска, то есть не смешивая с дизтопливом. Второй способ также относится к технологиям безразборного сервиса двигате­ля, однако применяемые таким образом препараты фор­мально уже не являются присадками к топливу.

Обработку по первому способу, который обеспечива­ет очистку всей топливной системы и предотвращает об­разование отложений в камере сгорания и системе впры­ска, рекомендуется производить примерно через каждые 2—3 тыс. км пробега.

Очистка по второму способу проводится следующим образом: снимается топливный шланг, идущий к топлив­ному насосу, и опускается в банку с препаратом-очисти­телем. Затем пускается двигатель и вырабатывается со­держимое банки препарата на холостых оборотах колен­чатого вала. Не допускается заливать такие очистители непосредственно в топливный бак, так как они могут раз­рушить его внутренний окрашенный слой. В то же время эффективность очистки данным методом, например, фор­сунок дизеля, очень высока. Удаляется не только нагар, но и лаковые отложения, которые обычно с трудом уда­ляются ультразвуком даже после разборки двигателя. Неслучайно немецкий автомобильный концерн BMW выпускает для этих целей собственный препарат в фир­менной упаковке. И это несмотря на традиционно отри­цательное отношение специалистов BMW ко всякого рода присадкам и добавкам.

Топливные очистители (табл. 26) в общем случае пред­назначены для очистки распылителей форсунок, камеры сгорания от нагара и углеродистых отложений, а также всей топливной аппаратуры. Они способствуют легкому запуску двигателя, восстановлению распыла топлива, по­вышению мощности и динамики дизеля, снижению из­носа и защите от коррозии деталей топливного насоса высокого давления и форсунок, более полному и «чисто­му» горению топлива, снижению его расхода и уменьше­нию токсичности и дымности отработавших газов Топливные очистители дизельного двигателя

Препарат Фирма-производитель, страна Назначение
Очистители цилиндропоршневой группы от нагара (антикокс)
Ant! Coks ML-202 НПО «Поликом» (торговая марка LAVR next), Россия Очистка камеры сгорания от смолисто-коксовых и нагаровых отложений, восстановление компрес­сии, уменьшение расхода топлива и моторного масла
Очиститель дизель­ных форсунок НПП «Астрохим», Россия Очистка и смазка топливной системы, распылителей форсунок, инжектора, впускных клапанов, насоса и топливопроводов
Fenom Diesel Injector Nanocleaner ООО «Лабора­тория трибо-технологии», Россия Очистка распылителей форсунок, камеры сгора­ния от нагара и углероди­стых отложений, топливной аппаратуры
Diesel Jet Clean Hi-Gear Products Inc., США Очистка форсунок, восста­новление факела распыла, предотвращение образова­ния нагара
Diesel Russ Stop Liqui Moly GmbH, Германия Снижение дымности отра­ботавших газов за счет полного сгорания топлива, дожигания сажи и препят­ствия пригоранию игл форсунок
Комплексные очистители топливной системы
Комплексный очи­ститель топливной системы НПО «Поликом» (торговая марка LAVR next), Россия Мягкая очистка и повыше­ние ресурса всей топлив­ной системы, улучшение полноты сгорания и эконо­мия топлива
Препарат Фирма-производитель, страна Назначение
«Дизель-Люкс» Химический концерн «ХАДО» (торговая мар­ка — Verylube), Украина Комплексная очистка всей топливной системы, улучше­ние эксплуатационных характеристик дизеля
Diesel Spulung Liqui Moly GmbH, Германия Очищение форсунок, ка­меры сгорания и поршней от нагара и всевозможных отложений, снижение шумов и вибраций, повышение динамики и плавности хода автомобиля
Diesel System Clean Motul S.A., Франция Очищение всей топливной магистрали дизеля, уда­ление с форсунок конден­сата, лакоподобных отло­жений, нагара и возможных микроорганизмов

Некоторые из вышеперечисленных проблем могут быть вызваны не только загрязнением топливной системы, но и рядом сопутствующих причин. Поэтому перед очист­ными работами следует провести некоторый минималь­ный объем диагностических и регулировочных работ (для серьезной диагностики необходимо наличие специально­го оборудования, которое имеется только на специализи­рованных сервисах).

Следует проверить работоспособность электромагнит­ных клапанов форсунок — с помощью стетоскопа (сра­батывание клапана сопровождается характерными щелч­ками) или на ощупь. Инициировать работу форсунок (отдельной форсунки) можно на заглушённом двигателе, подав управляющее напряжение на форсунку от внешне­го источника питания или воспользовавшись программой-сканером через электронный блок управления. Электри­ческие параметры обмотки на клапане форсунки можно проверить мультиметром также без демонтажа Надо помнить, что несоблюдение рекомендаций по использованию очистителей, инструкции по применению и концентрации препаратов может привести к прямо противоположным результатам и даже к отказу системы питания и всего двигателя.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: