Дидактические единицы: психогигиена, психопрофилактика, психологическая реабилитация
Проблемная задача: суть психологических основ гигиены, профилактики и реабилитации психических отклонений от социальных и этических нормативов
Определения и сущность психогигиены и психопрофилактики как основных направлений психологической помощи индивиду и социальным группам. Раскрыть понятие «здоровый образ жизни». Особенности личности психолога.
Основы работы психолога, направленные на формирование и поддержание здорового образа жизни (высокого «качества жизни»). Психологические аспекты психогигиены, психопрофилактики и реабилитации.
Учебные материалы (опорные конспекты)
Психолог как личность и вопросы профессиональной пригодности
Деятельность психолога, как и деятельность врача, относится к трудным профессиям, особенно в клинической психологии.
Прежде всего – это гуманное отношение к пациенту (клиенту). Для врачей морально- этические и нравственные нормы профессии сформулированы в «Клятве Гиппократа»:
|
|
-уважение к жизни;
-запрет на причинение вреда пациенту;
-уважение к личности пациента;
-конфиденциальность;
-уважение к профессии.
Необходим достаточный уровень общей и профессиональной культуры.
Там, где деятельность связана с взаимодействием «человек-человек», профессия оказывает влияние на психическую профессионала («профессиональная деформация»). Она развивается постепенно из профессиональной адаптации- от сильного эмоционального восприятия страданий другого человека к определенной степени эмоциональной сопротивляемости и самозащиты. Одновременно может формироваться вера в своем могуществе и веры во власть над человеком или, наоборот, неудовлетворенности собой.
Синдром хронической усталости считается специфическим и обусловлен постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей. Он проявляется «астенией переутомления», которой предшествует период волевого усилия, напряжения и продолжением работы в состоянии и условиях утомления. Ведущий симптом- раздражительность с повышенной нетерпеливостью, несдержанностью и обидчивостью в виде вспышек с дальнейшим раскаянием и ощущением вялости. Одновременно отмечается плохой сон, тревожность.
Синдром «эмоционального выгорания». Термин введен американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г (цит. по 21) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами
(пациентами) в эмоционально загруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Эмоциональные переживания – неотъемлемая часть нашей жизни и деформация или исчезновение их у профессионалов составляют синдром «эмоционального выгорания «.Синдром включает такие симптомы как утомление и истощение после активной профессиональной деятельности, появляются психосоматические проблемы: нестабильность АД, головные боли, бессонница. Характерно негативное отношение к пациентам, коллегам, своей профессиональной деятельности. Появляется тенденция
|
|
к действиям по шаблону. сужению репертуара рабочих действий, ригидность мышления.Недовольство собой с чувством вины и тревожности проявляются или депрессией или агрессивных тенденций в виде гнева и раздражительности
Деформация профессиональных и личностных качеств связана с изменением авторитета,
оптимизма, правдивости в общении с пациентами, гуманизма (П.И. Сидоров, А.В. Парняков).