Тема 5 Психологические основы психогигиены, психопрофилактики и реабилитации

Дидактические единицы: психогигиена, психопрофилактика, психологическая реабилитация

Проблемная задача: суть психологических основ гигиены, профилактики и реабилитации психических отклонений от социальных и этических нормативов

Определения и сущность психогигиены и психопрофилактики как основных направлений психологической помощи индивиду и социальным группам. Раскрыть понятие «здоровый образ жизни». Особенности личности психолога.

Основы работы психолога, направленные на формирование и поддержание здорового образа жизни (высокого «качества жизни»). Психологические аспекты психогигиены, психопрофилактики и реабилитации.

 

Учебные материалы (опорные конспекты)

Психолог как личность и вопросы профессиональной пригодности

Деятельность психолога, как и деятельность врача, относится к трудным профессиям, особенно в клинической психологии.

Прежде всего – это гуманное отношение к пациенту (клиенту). Для врачей морально- этические и нравственные нормы профессии сформулированы в «Клятве Гиппократа»:

-уважение к жизни;

-запрет на причинение вреда пациенту;

-уважение к личности пациента;

-конфиденциальность;

-уважение к профессии.

Необходим достаточный уровень общей и профессиональной культуры.

Там, где деятельность связана с взаимодействием «человек-человек», профессия оказывает влияние на психическую профессионала («профессиональная деформация»). Она развивается постепенно из профессиональной адаптации- от сильного эмоционального восприятия страданий другого человека к определенной степени эмоциональной сопротивляемости и самозащиты. Одновременно может формироваться вера в своем могуществе и веры во власть над человеком или, наоборот, неудовлетворенности собой.

Синдром хронической усталости считается специфическим и обусловлен постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей. Он проявляется «астенией переутомления», которой предшествует период волевого усилия, напряжения и продолжением работы в состоянии и условиях утомления. Ведущий симптом- раздражительность с повышенной нетерпеливостью, несдержанностью и обидчивостью в виде вспышек с дальнейшим раскаянием и ощущением вялости. Одновременно отмечается плохой сон, тревожность.

Синдром «эмоционального выгорания». Термин введен американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г (цит. по 21) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами

(пациентами) в эмоционально загруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Эмоциональные переживания – неотъемлемая часть нашей жизни и деформация или исчезновение их у профессионалов составляют синдром «эмоционального выгорания «.Синдром включает такие симптомы как утомление и истощение после активной профессиональной деятельности, появляются психосоматические проблемы: нестабильность АД, головные боли, бессонница. Характерно негативное отношение к пациентам, коллегам, своей профессиональной деятельности. Появляется тенденция

к действиям по шаблону. сужению репертуара рабочих действий, ригидность мышления.Недовольство собой с чувством вины и тревожности проявляются или депрессией или агрессивных тенденций в виде гнева и раздражительности

Деформация профессиональных и личностных качеств связана с изменением авторитета,

оптимизма, правдивости в общении с пациентами, гуманизма (П.И. Сидоров, А.В. Парняков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: