Психологические аспекты психогигиены и психопрофилактиким

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Это часть более общей медицинской науки о здоровье человека – гигиены

Психогигиена исследует влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяя вредоносные факторы в природе, обществе, на производстве и в быту. Она определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На практике достижения психогигиены реализуются следующими направлениями:

1.Созданием научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих

условия обеспечения социального функционирования человека для государственных и общественных учреждений;

.2.Передачей психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам

различных групп населения: студентов, учащихся, педагогов, родителей, которые могут влиять на психологические ситуации;

3.Просветительной психогигиенической работы среди населения.

Существуют разные систематики разделов психогигиены. Принято выделять личную (индивидуальную) и социальную психогигиену; по возрасту - детства, юности, зрелого возраста, пожилого возраста; по характеру труда - психогигиену умственного и физического труда; специальные разделы- инженерная, спортивная, военная и др.

Основные задачи психопрофилактики

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, которая включает совокупность мероприятий для обеспечения психического здоровья. Это профилактика личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно- психических заболеваний.

В настоящее время принята международная классификация этапов психопрофилактики по терминологии ВОЗ. Она в терминологии ВОЗ подразделяется на: первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на психику человека. Она тесно связана с общей профилактикой и по сути – это диспансеризация здорового населения с широким комплексом психогигиенических мероприятий. Возникновению нервно-психических нарушений способствуют различные неблагоприятные факторы: социально–гигиенические условия информационные перегрузки, микросоциальные конфликты и психическая травматизация дефекты воспитания) и биологические (травмы мозга, интоксикации, соматические болезни, неблагоприятная наследственность и др.).

В осуществлении первичной психопрофилактики особая роль отводится психологам, которые не только способствуют раннему выявлению отклонений психики, но и обеспечивают специальные психопрофилактические мероприятий (изучение групповой деятельности, совместного поведения и общения, состояния индивида в референтной группе). Психологическая экспертиза также входит в этот круг).

Вторичная психопрофилактика- это раннее выявление начальных фаз психо-неврологических заболеваний и их раннее лечение. Она включает и психотерапию.

Третичная психопрофилактика – это предупреждение рецидивов психо-неврологических заболеваний и восстановление трудоспособности (это профессиональная реабилитация и социальная адаптация с осознанием личностью собственных возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: