Контрольная работа «Россия в XVIII веке»

Контрольная работа «Россия в XVIII веке».

Вариант I.

Часть А.

А1. Какой ряд дат отражает события Северной войны?

1) 1700 г., 1711 г.;

2) 1696 г., 1709 г.;

3) 1709 г., 1722 г.;

4) 1702 г., 1725 г.

 

А2. Знаменитая Полтавская битва произошла в:

1) 1705 г.;

2) 1707 г.;

3) 1709 г.;

4) 1708 г.

 

А3. В результате Северной войны Россия:

1) завоевала выход в Балтийское море;

2) лишилась части своей северной территории;

3) укрепила своё международное положение;

4) потеряла свою независимость;

5) верно 1 и 3.

 

А4. Прочтите отрывок и укажите, когда произошли описанные события.

«Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своём великого государя Великом Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний, и к ним расписать города».

1) 1695 г.;

2) 1700 г.;

3) 1708 г.;

4) 1721 г.

 

А5. Какие из перечисленных нововведений появились при Петре Великом?

А. Первый университет; Г. Новое летоисчесление;

Б. первая мануфактура; Д. Первое высшее учебное заведение;

В. Первая печатная газета; Е. Первый музей.

1) АБД;

2) АДЕ;

3) АВД;

4) ВГЕ.

 

А6. Какой ряд дат отражает начало царствований?

1) 1725 г., 1732 г.;

2) 1728 г., 1741 г.;

3) 1730 г., 1751 г.;

4) 1727 г., 1761 г.

 

А7. Одна из причин свержения Петра III:

1) возвращение из ссылки Бирона;

2) «Манифест о вольности дворянской»;

3) Переход от войны с Пруссией к союзу с ней;

4) Слишком юный возраст императора.

 

А8. Ограничение власти Анны Иоановны были записаны в документе, который назывался

1) Манифест о вольности дворянской;

2) Тестамент;

3) Кондиции;

4) Наказ.

 

А9. Прочтите отрывок и укажите, когда произошли описанные события.

«Принцесса прошла прямо в караульню. «Проснитесь, мои дети, - сказала она солдатам, - и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что престол мне принадлежит, несправедливость, причинённая мне, отзывается на всём нашем бедном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей!»».

1) 1730 г.;

2) 1740 г.;

3) 1741 г.;

4) 1762 г.

 

А10. Иоанн Антонович:

1) погиб во время дворцового переворота;

2) убит при попытке освобождения;

3) публично казнён;

4) умер в ссылке.

 

А11. В период правления Екатерины II был(а) создан(а):

1) Московский университет;

2) Государственный совет;

3) Уложенная комиссия;

4) Святейший синод.

 

А12. Е.И. Пугачёв:

1) назвался императором Павлом I;

2) был убит при попытке пленения;

3) призывал к истреблению всех дворян;

4) верно всё вышесказанное.

 

А13. Ползунов и Кулибин – это:

1) художники-портретисты;

2) скульпторы;

3) архитекторы;

4) изобретатели.

 

А14. Месячина – это перевод крестьян на…

1) частичное государственное обеспечение;

2) работу на мануфактурах;

3) полную барщину;

4) денежный оброк.

 

 

Часть В.

В1. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны. Запишите буквы в правильной последовательности.

А. Гренгамский бой;

Б. Поражение русской армии под Нарвой;

В. Полтавская битва;

Г. Гангутский бой.

 

 

В2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Например: 1А2Б3В.

Деятель Факт биографии
1. А.Д. Меншиков А. Первый русский фельдмаршал
2. Б.П. Шереметев Б. Командовал русским флотом у мыса Гангут
3. Феофан Прокопович В. Перешёл на сторону Карла XII
4. Иван Мазепа Г. Ближайший соратник Петра I
  Д. Автор «Духовного регламента»

 

 

В3. Прочтите отрывок и назовите имя человека (с «порядковым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на российский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не иог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи».

Ответ: _________________________.

 

 

В4. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Например: 1А2Б3В.

Деятель Факт биографии
1. А.Д. Меншиков А. Приглашение на престол Анны Иоановны
2. Долгорукие и Д.М. Голицын Б. исследование восточной оконечности Азии
3. И.И. Шувалов В. Убийство Петра III
4. А.Г. Орлов Г. Ссылка в Сибирь при Петре II
  Д. Создание Академии художеств

 

 

В5. Расположите в хронологическом порядке события крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А. Взятие Казани;

Б. Поворот на юг к Дону;

В. Осада Оренбурга;

Г. Поход на Урал.

 

В6. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.

Деятель Факт биографии
1. Н.И. Новиков А. Потерпел поражение от войск А.В. Суворова
2. Салават Юлаев Б. Публично казнён на Болотной площади в Москве
3. Тадеуш Костюшко В. Соратник Е.И. Пугачёва
4. Станислав Понятовский Г. Редактор ряда журналов
  Д. Последний король Польши

 

 

Часть С.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».

 

С1. Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо.

С2. Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.

С3. Какие последствия имело описанное событие для главного действующего лица и авторов документа?

 

С4. Существует точка зрения, что эпоха «дворцовых переворотов» - «потерянное время» в истории России. Какая другая оценка этого периода вам известна? Какую оценку вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами оценку.

 

Контрольная работа «Россия в XVIII веке».

Вариант II.

Часть А.

А1. Северная война приходится на период:

1) 1700 – 1721 гг.;

2) 1699 – 1720 гг.;

3) 1709 – 1721 гг.;

4) 1701 – 1721 гг.

 

А2. Цель «Великого посольства»:

1) найти союзников в предстоящей войне против Швеции;

2) заключить мирный договор с Польшей;

3) найти союзников в предстоящей войне против османской империи;

4) познакомиться с государственным устройством западных стран.

 

А3. Новое летоисчесление в России было введено в:

1) 1698 г.;

2) 1700 г.;

3) 1701 г.;

4) 1702 г.

 

А4. Кондратий Булавин:

1) взбунтовал против правительства стрельцов в Астрахани;

2) руководил восстанием казаков на Дону;

3) стал первым русским фельдмаршалом;

4) командовал русским флотом в Гангутском сражении.

 

А5. Ассамблея – это…

1) денежная купюра большого достоинства;

2) собрание представителей сословий для совета с ними царя;

3) приём гостей в знатных домах в Петровскую эпоху;

4) орган городского самоуправления, подчинявшийся бургомистру.

 

А6. В период правления Екатерины I был(а) создан(а):

1) Московский университет;

2) Верховный тайный совет;

3) Уложенная комиссия;

4) Святейший синод.

 

А7. Бироновщиной называют эпоху:

1) регентства Бирона после смерти Анны Иоановны;

2) правления Анны Иоановны;

3) от смерти Петра Великого до начала правления Елизаветы;

4) дворцовых переворотов.

 

А8. Русскими войсками в начале Семилетней войны командовал:

1) С.Ф. Апраксин;

2) А.Д. Меньшиков;

3) П.А. Румянцев;

4) П.С. Салтыков.

 

А9. Прочтите отрывок и укажите дату событий, о которых идёт речь.

«Вси к поздравлению её величества, в комнату телу умершего государя близкую пришли; просили её величество, дабы бремя государственного владения, которое Бог и супруг ей вручили, действительно принять изволила. Но государыня сокрушенна печалию и неутомимо плачущая, не могла почти словесно ответствовать; только не возбраняя руки целующим, соизволение своё показала».

1) 1725 г.;

2) 1730 г.;

3) 1741 г.;

4) 1762 г.

 

А10. Правильная последовательность правлений:

1) Екатерина I, Пётр III, Елизавета;

2) Пётр II, Елизавета, Анна Иоановна;

3) Пётр II, Пётр III, Елизавета;

4) Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна.

 

А11. Какой ряд дат отражает начало русско-турецких войн?

1) 1762 г., 1790 г.;

2) 1768 г., 1787 г.;

3) 1774 г., 1792 г.;

4) 1785 г., 1799 г.

 

А12. Эпоху правления Екатерины II называют:

1) женское царство;

2) эпоха великих реформ;

3) апогей самодержавия;

4) золотой век дворянства.

 

А13. Г.А. Потёмкин прославился:

1) победами в первой и второй Русско-турецких войнах;

2) при подавлении крестьянской войны Е.И. Пугачёва;

3) работами по благоустройству Северного Причерноморья;

4) во время дворцового переворота 1762 года.

 

А14. Секуляризация земли – это передача земли от…

1) церкви государству;

2) государства дворянам;

3) церкви дворянам;

4) крестьян помещикам.

 

 

Часть В.

В1. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите место событий.

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и временем».

Ответ _________________________.

 

В2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Например: 1А2Б3В.

Деятель Факт биографии
1. А.Д. Меншиков А. Первый русский фельдмаршал
2. Б.П. Шереметев Б. Командовал русским флотом у мыса Гангут
3. Феофан Прокопович В. Перешёл на сторону Карла XII
4. Иван Мазепа Г. Ближайший соратник Петра I
  Д. Автор «Духовного регламента»

 

 

В3. Расположите в хронологическом порядке события Семилетней войны. Запишите буквы в правильной последовательности.

А. Битва у деревни Кунерсдорф;

Б. Вступление русских войск в Берлин;

В. Бой у деревни Цорндорф;

Г. Сражение у деревни Гросс-Егерсдорф.

 

 

В4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром I. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Например, 1А2Б3В.

Деятель Родство
1. Екатерина I А. Племянница
2. Екатерина II Б. Первая жена
3. Анна Иоановна В. Вторая жена
4. Елизавета Г. Жена внука
  Д. Дочь

 

 

В5. Расположите в хронологическом порядке события крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А. Взятие Казани;

Б. Поворот на юг к Дону;

В. Осада Оренбурга;

Г. Поход на Урал.

 

 

В6. Установите соответствие между деятелем культуры и созданным им памятником. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.

Деятели Памятники
1. Н.М. Карамзин А. Пашков дом
2. В.И. Баженов Б. Памятник Петру I в Петербурге
3. Э. Фальконе В. «Бедная Лиза»
4. И.И. Ползунов Г. Таврический дворец
  Д. Паровая машина

 

 

Часть С.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».

 

С1. Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо.

С2. Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.

С3. Какие последствия имело описанное событие для главного действующего лица и авторов документа?

 

С4. Существует точка зрения, что эпоха «дворцовых переворотов» - «потерянное время» в истории России. Какая другая оценка этого периода вам известна? Какую оценку вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами оценку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: