Контрольная работа «Россия в XVIII веке».
Вариант I.
Часть А.
А1. Какой ряд дат отражает события Северной войны?
1) 1700 г., 1711 г.;
2) 1696 г., 1709 г.;
3) 1709 г., 1722 г.;
4) 1702 г., 1725 г.
А2. Знаменитая Полтавская битва произошла в:
1) 1705 г.;
2) 1707 г.;
3) 1709 г.;
4) 1708 г.
А3. В результате Северной войны Россия:
1) завоевала выход в Балтийское море;
2) лишилась части своей северной территории;
3) укрепила своё международное положение;
4) потеряла свою независимость;
5) верно 1 и 3.
А4. Прочтите отрывок и укажите, когда произошли описанные события.
«Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своём великого государя Великом Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний, и к ним расписать города».
1) 1695 г.;
2) 1700 г.;
3) 1708 г.;
4) 1721 г.
А5. Какие из перечисленных нововведений появились при Петре Великом?
А. Первый университет; Г. Новое летоисчесление;
Б. первая мануфактура; Д. Первое высшее учебное заведение;
В. Первая печатная газета; Е. Первый музей.
|
|
1) АБД;
2) АДЕ;
3) АВД;
4) ВГЕ.
А6. Какой ряд дат отражает начало царствований?
1) 1725 г., 1732 г.;
2) 1728 г., 1741 г.;
3) 1730 г., 1751 г.;
4) 1727 г., 1761 г.
А7. Одна из причин свержения Петра III:
1) возвращение из ссылки Бирона;
2) «Манифест о вольности дворянской»;
3) Переход от войны с Пруссией к союзу с ней;
4) Слишком юный возраст императора.
А8. Ограничение власти Анны Иоановны были записаны в документе, который назывался
1) Манифест о вольности дворянской;
2) Тестамент;
3) Кондиции;
4) Наказ.
А9. Прочтите отрывок и укажите, когда произошли описанные события.
«Принцесса прошла прямо в караульню. «Проснитесь, мои дети, - сказала она солдатам, - и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что престол мне принадлежит, несправедливость, причинённая мне, отзывается на всём нашем бедном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей!»».
1) 1730 г.;
2) 1740 г.;
3) 1741 г.;
4) 1762 г.
А10. Иоанн Антонович:
1) погиб во время дворцового переворота;
2) убит при попытке освобождения;
3) публично казнён;
4) умер в ссылке.
А11. В период правления Екатерины II был(а) создан(а):
1) Московский университет;
2) Государственный совет;
3) Уложенная комиссия;
4) Святейший синод.
А12. Е.И. Пугачёв:
1) назвался императором Павлом I;
2) был убит при попытке пленения;
3) призывал к истреблению всех дворян;
4) верно всё вышесказанное.
А13. Ползунов и Кулибин – это:
1) художники-портретисты;
2) скульпторы;
3) архитекторы;
4) изобретатели.
А14. Месячина – это перевод крестьян на…
1) частичное государственное обеспечение;
|
|
2) работу на мануфактурах;
3) полную барщину;
4) денежный оброк.
Часть В.
В1. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны. Запишите буквы в правильной последовательности.
А. Гренгамский бой;
Б. Поражение русской армии под Нарвой;
В. Полтавская битва;
Г. Гангутский бой.
В2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Например: 1А2Б3В.
Деятель | Факт биографии |
1. А.Д. Меншиков | А. Первый русский фельдмаршал |
2. Б.П. Шереметев | Б. Командовал русским флотом у мыса Гангут |
3. Феофан Прокопович | В. Перешёл на сторону Карла XII |
4. Иван Мазепа | Г. Ближайший соратник Петра I |
Д. Автор «Духовного регламента» |
В3. Прочтите отрывок и назовите имя человека (с «порядковым номером»), к которому относится эта характеристика.
«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на российский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не иог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи».
Ответ: _________________________.
В4. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Например: 1А2Б3В.
Деятель | Факт биографии |
1. А.Д. Меншиков | А. Приглашение на престол Анны Иоановны |
2. Долгорукие и Д.М. Голицын | Б. исследование восточной оконечности Азии |
3. И.И. Шувалов | В. Убийство Петра III |
4. А.Г. Орлов | Г. Ссылка в Сибирь при Петре II |
Д. Создание Академии художеств |
В5. Расположите в хронологическом порядке события крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А. Взятие Казани;
Б. Поворот на юг к Дону;
В. Осада Оренбурга;
Г. Поход на Урал.
В6. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.
Деятель | Факт биографии |
1. Н.И. Новиков | А. Потерпел поражение от войск А.В. Суворова |
2. Салават Юлаев | Б. Публично казнён на Болотной площади в Москве |
3. Тадеуш Костюшко | В. Соратник Е.И. Пугачёва |
4. Станислав Понятовский | Г. Редактор ряда журналов |
Д. Последний король Польши |
Часть С.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».
С1. Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо.
С2. Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.
С3. Какие последствия имело описанное событие для главного действующего лица и авторов документа?
С4. Существует точка зрения, что эпоха «дворцовых переворотов» - «потерянное время» в истории России. Какая другая оценка этого периода вам известна? Какую оценку вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами оценку.
|
|
Контрольная работа «Россия в XVIII веке».
Вариант II.
Часть А.
А1. Северная война приходится на период:
1) 1700 – 1721 гг.;
2) 1699 – 1720 гг.;
3) 1709 – 1721 гг.;
4) 1701 – 1721 гг.
А2. Цель «Великого посольства»:
1) найти союзников в предстоящей войне против Швеции;
2) заключить мирный договор с Польшей;
3) найти союзников в предстоящей войне против османской империи;
4) познакомиться с государственным устройством западных стран.
А3. Новое летоисчесление в России было введено в:
1) 1698 г.;
2) 1700 г.;
3) 1701 г.;
4) 1702 г.
А4. Кондратий Булавин:
1) взбунтовал против правительства стрельцов в Астрахани;
2) руководил восстанием казаков на Дону;
3) стал первым русским фельдмаршалом;
4) командовал русским флотом в Гангутском сражении.
А5. Ассамблея – это…
1) денежная купюра большого достоинства;
2) собрание представителей сословий для совета с ними царя;
3) приём гостей в знатных домах в Петровскую эпоху;
4) орган городского самоуправления, подчинявшийся бургомистру.
А6. В период правления Екатерины I был(а) создан(а):
1) Московский университет;
2) Верховный тайный совет;
3) Уложенная комиссия;
4) Святейший синод.
А7. Бироновщиной называют эпоху:
1) регентства Бирона после смерти Анны Иоановны;
2) правления Анны Иоановны;
3) от смерти Петра Великого до начала правления Елизаветы;
4) дворцовых переворотов.
А8. Русскими войсками в начале Семилетней войны командовал:
1) С.Ф. Апраксин;
2) А.Д. Меньшиков;
3) П.А. Румянцев;
4) П.С. Салтыков.
А9. Прочтите отрывок и укажите дату событий, о которых идёт речь.
«Вси к поздравлению её величества, в комнату телу умершего государя близкую пришли; просили её величество, дабы бремя государственного владения, которое Бог и супруг ей вручили, действительно принять изволила. Но государыня сокрушенна печалию и неутомимо плачущая, не могла почти словесно ответствовать; только не возбраняя руки целующим, соизволение своё показала».
1) 1725 г.;
2) 1730 г.;
3) 1741 г.;
4) 1762 г.
А10. Правильная последовательность правлений:
1) Екатерина I, Пётр III, Елизавета;
|
|
2) Пётр II, Елизавета, Анна Иоановна;
3) Пётр II, Пётр III, Елизавета;
4) Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна.
А11. Какой ряд дат отражает начало русско-турецких войн?
1) 1762 г., 1790 г.;
2) 1768 г., 1787 г.;
3) 1774 г., 1792 г.;
4) 1785 г., 1799 г.
А12. Эпоху правления Екатерины II называют:
1) женское царство;
2) эпоха великих реформ;
3) апогей самодержавия;
4) золотой век дворянства.
А13. Г.А. Потёмкин прославился:
1) победами в первой и второй Русско-турецких войнах;
2) при подавлении крестьянской войны Е.И. Пугачёва;
3) работами по благоустройству Северного Причерноморья;
4) во время дворцового переворота 1762 года.
А14. Секуляризация земли – это передача земли от…
1) церкви государству;
2) государства дворянам;
3) церкви дворянам;
4) крестьян помещикам.
Часть В.
В1. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите место событий.
«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и временем».
Ответ _________________________.
В2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Например: 1А2Б3В.
Деятель | Факт биографии |
1. А.Д. Меншиков | А. Первый русский фельдмаршал |
2. Б.П. Шереметев | Б. Командовал русским флотом у мыса Гангут |
3. Феофан Прокопович | В. Перешёл на сторону Карла XII |
4. Иван Мазепа | Г. Ближайший соратник Петра I |
Д. Автор «Духовного регламента» |
В3. Расположите в хронологическом порядке события Семилетней войны. Запишите буквы в правильной последовательности.
А. Битва у деревни Кунерсдорф;
Б. Вступление русских войск в Берлин;
В. Бой у деревни Цорндорф;
Г. Сражение у деревни Гросс-Егерсдорф.
В4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром I. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Например, 1А2Б3В.
Деятель | Родство |
1. Екатерина I | А. Племянница |
2. Екатерина II | Б. Первая жена |
3. Анна Иоановна | В. Вторая жена |
4. Елизавета | Г. Жена внука |
Д. Дочь |
В5. Расположите в хронологическом порядке события крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А. Взятие Казани;
Б. Поворот на юг к Дону;
В. Осада Оренбурга;
Г. Поход на Урал.
В6. Установите соответствие между деятелем культуры и созданным им памятником. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.
Деятели | Памятники |
1. Н.М. Карамзин | А. Пашков дом |
2. В.И. Баженов | Б. Памятник Петру I в Петербурге |
3. Э. Фальконе | В. «Бедная Лиза» |
4. И.И. Ползунов | Г. Таврический дворец |
Д. Паровая машина |
Часть С.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».
С1. Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо.
С2. Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.
С3. Какие последствия имело описанное событие для главного действующего лица и авторов документа?
С4. Существует точка зрения, что эпоха «дворцовых переворотов» - «потерянное время» в истории России. Какая другая оценка этого периода вам известна? Какую оценку вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами оценку.