«Овощи и фрукты»
Перед проведением занятия помещение ароматизируется цитрусовым аромомаслом. На сенсорном подносе целесообразно размещать фрукты и овощи, нужные для актуализации образов.
Актуализируемый образ/Дополнительная задача | Действие | Необходимые материалы |
Худая морковка | Вытягивание щек | Молодая морковь с батвой |
Толстое яблоко | Надувание щек | Зеленое яблоко |
Кислый лимон | Наморщивание лба, затем облизывание кружка лимона по кругу (взрослый помогает ребенку удерживать голову не подвижно, в упражнении участвует только язычная мышца) | Лимон целый и нарезанный кружками |
Сладкий апельсин | Улыбка губами, не обнажая зубы, затем облизывание кружка апельсина по кругу | Апельсин целый и нарезанный кружками |
Введение в словарь относительных прилагательных | Облизывание ложки с разным вареньем по кругу | Разное варенье в розетках; чайные ложки |
Фруктовый шарик | Перекатывание кумквата (крупной виноградины) во рту от щеки к щеке Здесь и далее: если ребенок не может самостоятельно перекатывать что-либо внутри рта, взрослый переводит материал пассивно | Кумкват (крупная виноградина) |
Ягодные шляпки | Отрывание губами листьев у ягод клубники | Ягоды клубники |
Введение в словарь перцептивных прилагательных: гладкий и колючий | Массаж щек и губ с использованием колючего личи и гладкого кумквата | Личи и кумкват |
Введение в словарь относительны прилагательных | Глотание фруктового сока, который взрослый капает из пипетки на корень языка | Пузырьки с фруктовым соком и пипетка |
Превращение винограда: «Жил-был виноград. Пригрело его солнышко, он и превратился в изюм | Перекатывание виноградины внутри рта от щеки к щеке — Удержание улыбки — Сплевывание с губ/кончика языка изюма | Горсть изюма и несколько ягод винограда в цвет изюма |
Превращение банана: «Жил-был банан, пригрело его солнышко, он и высох» | Проведение языком по банану, находящемуся перед лицом ребенка в вертикальном положении вверх-вниз. — Удержание улыбки. — Пережевывание сушеного банана. | Банан без кожуры Сушеный |
Кокосовый снег | Сдувание кокосовой стружки, не надувая щеки | Кокосовая стружка |
|
|
Комплекс упражнений № 3
«Техномир»
Актуализируемый образ/Дополнительная задача | Действие | Необходимые материалы |
Колеса от машин | Облизывать кружки апельсина по кругу, не вращая головой | Кружки апельсина |
Транспортная «пробка» | Выплевывание бутылочной пробки, удерживаемой губами | Бутылочные пробки |
Посудомоечная Машина | Слизывание варенья с ложек и блюдец круговыми движениями языка, не вращая головой | Ложки и блюдца в варенье |
Стиральная машина | Выталкивание языком марлевой салфетки из-за щеки | Марлевые салфетки |
Подъемный кран | Поднимать языком бусинку, нанизанную на вощеный или замшевый шнурок | Шнурок с бусиной |
Поезд | Дутье в губную гармошку: вдох и выдох на одной ноте, не отрывая рот от поверхности гармошки для обеспечения массажа голосовых складок | Губная гармошка |
Самолеты | Дутье в свистки в виде самолетов | Свистки-самолеты |
Каток | Удержание бочонка из-под киндер-сюрприза языком | Бочонок из-под киндер-сюрприза |
Самосвал | Оплевывание с кончика языка различных специй | Гвоздика бутонами, кардамон и пр. |
Снегоуборочная машина | Сдувание белых шариков ваты, не надувая щек | Белые шарики ваты |
Пожарная машина | Задувание свечей, не надувая щек | Различные по форме, цвету и пр. свечи |
На сенсорном подносе выкладываются дорожки из разных материалов, символизирующих разные поверхности, по которым передвигается транспорт: синий аквагрунт и кораблик на нем; разноцветная фасоль и грузовики; белоголубая вата и самолеты
|
|
Упражнение №4
«Сказочный мир»
Актуализируемый образ/Дополнительная задача | Действие | Необходимые материалы |
Окно в сказочный мир | Смотреть то одним глазом то другим в цветное стеклышко | Цветные стеклышки |
Острые зубы волка из Красной Шапочки | Изобразить оскал: широко улыбнуться показать все зубы, включая боковые, развести челюсть на ширину пальцев | Перчаточная кукла «Волк» с зубами |
Три поросенка | Надавить пальцем на кончик носа с одновременным быстрым выдохом через нос | Перчаточная кукла «Поросенок» |
Спящая красавица | Закрывание и открывание глаз | |
Комарик и Теремка | Ребенок соединяет три пальца в «щепотку» и прикасается к разным частям лица попеременно | |
Колобок | Перекатывание крупного винограда от щеки к щеке | Крупные круглые ягоды винограда |
Морозко | Проведение кусочком льда по массажным линиям | Кусочки льда |
Курочка Ряба | Катание теплым яйцом по разным частям лица | Вареное теплое яйцо |
Царевна Несмеяна | Попеременная смена улыбки и грустного выражения лица | |
Золотой ключик | Проведение языком вверх и вниз по игрушечному ключу | Игрушечные железные ключи |
Как золушка туфельку потеряла | Сплевывание с кончика языка семени кардамона | Семя кардамона |
Волшебное зелье | Сглатывание капелек сладкой воды, капнутых на пипетки на корень языка | Пузырек со сладкой водой и пипетка |
Снежки Снежной королевы | Катание по щекам шариков из фольги | Шары из фольги |
Палочка выручалочка | Удержание между губами и носом ватной палочки, удержание ее языком | Ватные палочки |
Сказочный звездопад | Сдувание с ладоней разноцветного блестящего конфетти | Конфетти |
Волшебная палочка | Поступление и поглаживание по высунутому языку коктейльными палочками | Коктейльные палочки |
Сказочные мельницы | Дутье на цветные «вертушки» | Цветные «вертушки» |