«Ароматный мир»
Упражнения с ароматами способствует не произвольной активации внимания, развитию эмоциональной сферы ребенка, речевой активности ребенка, поэтому упражнения из данного комплекса мы рекомендуем использовать регулярно в течении дня в качестве настраивающих на занятие. Именно использование специй в свою очередь позволяет получать дополнительные кинестезии от язычной мышцы (в связи с тем, что они выделяют эфирные масла, оставляя привкус и слабое жжение), что способствует преодолению апраксии.
| Актуализируемый образ/Дополнительная задача | Действие | Необходимые материалы |
| Аромат цветов | Поднести настоящий цветок с запахом к носу ребенка: вдох через нос, выдох через рот — 3 раза | Разные цветы, например, ромашка, роза, мимоза и пр. |
| Аромат кофе | Сплевывать кофейные зерна, уложенные на нижнюю губу | Кофе в зернах |
| Аромат корицы | Удерживать палочку корицы на верхней губе положив ее на кончик языка | Палочки корицы |
| Аромат муската | Перекатывать мускатный орех внутри полости рта от щеки к щеке | : Цельный мускатный орех |
| Аромат апельсина | Облизывать по часовой стрелке кружки апельсина кончиком языка, зафиксировав голову ребенка сзади | Кольца свежего апельсина |
| Аромат розмарина | Покалывание/проведение легкого массажа веточками розмарина по щекам, губам | Ветки свежего розмарина |
| Аромат мяты | Удерживая листочки мяты за щекой, вытолкнуть их языком | Листья мяты |
| Аромат гвоздики | Сплевывать бутоны гвоздики с кончика языка | Бутоны гвоздики |
| Аромат кардамона | Сплевывать зерна кардамона с кончика языка | Зерна целого кардамона |
Упражнение №6
«Что из чего»
| Актуализируемый образ/Дополнительная задача | Действие | Необходимые материалы |
| Из резины - резиновый | Жевать специализированные трейнеры для артикуляционной мускулатуры (chuwy tubs), силиконовые зубные щетки, либо резиновые груши № 1 попеременно боковыми и передними зубами | Трейнеры/ силиконовые зубные щетки/ резиновые груши |
| Из железа — железный | Облизывать попеременно обе поверхности чайной/столовой ложки | Чайная или столовая ложка в зависимости от размеров органов артикуляции |
| Из травы — травяной | Полоскать горло травяным чаем | Травяной чай в удобной для ребенка чашки |
| Из ореха — ореховый | Перекатывать грецкий орех внутри рта от щеки к щеке | Грецкие орехи небольшого размера |
| Из лимона — лимонный | Облизывать по кругу блюдце, испачканное в лимонном варенье | Блюдце, испачканное в лимонном варенье |
| Из шишки — шишечный | Прокатывать разными шишками по губам и щекам | Шишки от кипариса, сосны, ёлки |
| Из пластика — пластиковый | Покалывать кончик языка по направлению к корню одноразовой вилкой | Одноразовые вилки десертные |
| Из стекла — стеклянный | Вдохнуть носом, выдохнуть ртом в стеклянный пузырёк, чтобы он зазвучал» | Стеклянные пузырьки разной формы для разного звучания |
| Из пробки — пробковый | Выплевывать пробку от бутылки, удерживаемую губами | Пробки от бутылок шампанского |
| Из дерева — деревянный | Поднимать кончиком языка деревянную бусину на шнурке, при этом удерживать голову ребенка сзади | Вощенный или замшевый шнурок с деревянной бусиной |
| Из риса — рисовый | Удерживать рисинку кончиком языка, придерживая ее внутри рта у нижних зубов | Цветной рис |






