Кроме информативных и индикативных рефератов существует ещё один вид – учебный реферат. Это особый вид студенческой письменной работы. Он пишется для того, чтобы расширить и закрепить теоретические знания студента по определённой дисциплине, а также чтобы показать, насколько глубоко он изучил материал, понял его. По содержанию этих рефератов студенты готовят доклады, реферативные сообщения и выступают с ними на семинарах, практических занятиях, конференциях; их готовят к зачетам, экзаменам, предоставляют для поступления в аспирантуру. Объём такого реферата составляет обычно 10–30 страниц (формат А4, интервал полуторный, размер шрифта – 14 пт, шрифт Times New Roman Cyr, см. о требованиях к оформлению далее).
Написать реферат – не означает законспектировать тексты рекомендуемых статей или книг и тем более переписать их. Учебный реферат, так же как и индикативный и информативный рефераты, предполагает описание содержания текста(ов)-источника(ов). Он не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных положений. Информация изученных источников должна быть переработана, иными словами реферат представляет собой изложение какого-либо вопроса на основе обобщения, анализа и синтеза нескольких источников. В нём обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Учебный реферат содержит в себе элементы научного исследования, так как подразумевает:
|
|
изучение проблемы;
собственную систематизацию материала;
сопоставление различных точек зрения авторов;
изложение наиболее существенных положений и выводов реферируемых текстов-источников;
формулирование собственной позиции по заявленной проблеме (теме).
Цель написания реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе – научиться:
самостоятельно находить научную литературу по теме;
работать с литературой;
анализировать проблему, факты, явления, систематизировать и обобщать данные, делать выводы;
аргументированно формулировать свою точку зрения;
оценивать теоретическое и практическое значение проблемы;
выстраивать логику изложения материала;
создавать стилистически грамотный письменный научный текст;
правильно оформлять научную работу (цитаты, ссылки, список использованной литературы, таблицы, рисунки).