Обязательные дисциплины

 

Усвоение обязательных вероучительных дисциплин детьми в возрасте 8-10 лет направлено на достижение следующих задач:

· заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

· дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

· помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в таинствах и богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

· воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру как творению Божию;

· формировать ценностные жизненные ориентиры;

· научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

 

«ВЕТХИЙ ЗАВЕТ» (28 ЗАНЯТИЙ)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство. История Шестоднева. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом. Ветхозаветные патриархи. История Иосифа. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев через Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай.

 

«НОВЫЙ ЗАВЕТ» (28 ЗАНЯТИЙ)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Первое чудо в Кане Галилейской. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Воскрешение сына Наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Избрание апостолов. Исцеление дочери хананеянки. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды и Тайная вечеря. Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском. Вознесение Господне.

«ОСНОВЫ ЗАКОНА БОЖИЯ» (42 ЗАНЯТИЯ)

Занятия по «Основам Закона Божия» рекомендуется проводить в диалоговой форме (например, форме обсуждений) с использованием «проблемных методов обучения», доступных для восприятия в данной возрастной категории.

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Что такое Закон Божий? Заповеди. При каких обстоятельствах Бог дал человеку Заповеди? Зачем Бог дает человеку Заповеди? Заповеди Божии как проявление любви Бога к человеку. Что такое грех? «Какая большая заповедь в законе?»

Десять Заповедей в Ветхом Завете:

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди Божии в Новом Завете. Нагорная проповедь: «вы – соль земли», «вы – свет мира», запрет не только на убийство, но и на гнев, осуждение и оскорбление, указание на то, что мир с ближними важнее всех жертв Богу, и о недопустимости вражды, указание на необходимость чистоты не только телесной, но и в мыслях, указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху, «…да будет слово ваше: да, да; нет, нет», «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного», «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас», «…когда молишься, не будь, как лицемеры», «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него», молитва «Отче наш», «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», «Не собирайте себе сокровищ на земле…», «…если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло», «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить…», «…вынь прежде бревно из твоего глаза», «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…», «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки», «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

«БОГОСЛУЖЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА»

(28 ЗАНЯТИЙ)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Что такое богослужение и какова его цель? Каким бывает богослужение, где и кем совершается? Храм ─ это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и великие праздники. Литургия – центральное богослужение. Понятия о таинствах Покаяния и Причащения.

Цель молитвы, условия правильной молитвы (внимание, благоговение). Молитвы:«Отче наш», молитвы до и после трапезы перед и после учения. Достойно есть. Богородице Дево, радуйся. Молитва за живых. Молитва об усопших. Основные песнопения Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона).

 

 

По итогам усвоения обязательных вероучительных дисциплин воспитанники 8–10 лет должны обладать определенными знаниями и умениями:

· знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос, Сын Божий – Спаситель мира;

· знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона);

· представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

· понимание Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;

· знание названий двунадесятых и великих праздников;

· знание о таинствах Покаяния и Евхаристии;

· знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

· умение петь тропари двунадесятых праздников (по возможности), тропарь Пасхи.

· осознанное участие в таинствах Покаяния и Причащения.

«ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» (34 ЗАНЯТИЯ).

Базовый курс

Применение данного курса возможно и в старших возрастных группах, когда есть необходимость освоения базы церковнославянского языка.

Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих задач:

· сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов;

· раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;

· овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Церковнославянский язык и его назначение. Церковнославянская азбука и история ее создания. Жития святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Графическая традиция церковнославянского языка. Церковнославянская азбука, изучение азбуки.

Имена букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими и отличные от них. Правописание «дублетных» букв: «есть» и «ять»; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и широкого, «омеги» простой и торжественной. Употребление букв «ер» и «ерь». Правила употребления букв «азъ», «я», «юс-малый». Правила употребления букв «ук», «ижица».Правила употребления букв «кси», «пси». Отличия в употреблении букв «фертъ» и «фита».

Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое.

Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке.

Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1–19, десятков, сотен, тысяч.

Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы.

Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи.

 

По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:

· знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;

· знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;

· знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;

· умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;

· знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;

· владение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;

· умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);

· умение работать с церковнославянскими словарями.

3.3. ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 11–13 ЛЕТ

 

Для детей 11–13лет рекомендуются занятия продолжительностью не более 30–40 минут.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: