Принципы скаутского движения

СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ «СКАУТИНГ»

Печатается по: Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. – Омск: Изд-во госпедуниверситета, 1995.

 

Скаутское движение определяется как добро­вольное, неполитическое воспитательное движение для молодых людей, открытое для всех без ограничения по происхождению, вероисповеданию или расовой принадлежности, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанным Основателем Движения.

 

Роберт Баден-Пауэлл о цели воспитательной системы «скаутинг»

 

«Скаут» в переводе с английского — разведчик, но смысловое наполнение этого слова представлялось Б-П намного шире, чем его собственно военное обозначение. Скаут — это первопроходец и перво­открыватель во всех областях жизни и знания, чело­век, который не боится работать на самых сложных жизненных участках.

Скаутинг — это игра, игра длительная, всемирная, организованная, со своими законами и обычаями, ритуалами и формой, приключениями и романтикой. Но игра — вещь серьезная, она несет огромную воспитательную нагрузку, и поэтому Б-П так определял ЦЕЛЬ своей системы — «образование характера». Что же это означало?

Во-первых, сформировать индивидуальный характер. Под этим Б-П понимал чувство долга, решительность, выносливость, терпение, умение полагаться на себя и быть находчивым в затруднительных обстоятельствах, благородство и доброта по отношению к другим.

Во-вторых, развить в ребенке любовь и привычку к труду.

В-третьих, научить молодого человека служить другим и проникнуться желанием этого служения.

В-четвертых, воспитать в нем чувство патриотизма.

Система «скаутинг» направлена на то, чтобы захватить характер ребенка в тот момент, когда в нем еще не охладел энтузиазм, поощрять и развивать его индивидуальность так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком и ценным гражданином своего Отечества. Если обратиться к словам И. Жукова, то цель скаутинга — «воспитать Человека в человеке».

Может показаться, что ничего принципиально нового Б-П не предложил. Любая детская органи­зация стремится подготовить достойных граждан своей страны.

Но при этом следует учитывать, что скаутинг — это:

— неполитическое объединение детей;

— внешкольная воспитательная система;

— индивидуальный подход;

— саморазвитие подростка.

Вся система скаутинга лишена абстрактных по­строений. Она нацелена на то, чтобы подготовить молодого человека к жизни в обществе и природе, облегчить процесс социальной адаптации в сложной взрослой жизни.

 

Принципы скаутского движения

 

В Конституции Всемирной Организации Скаут­ского Движения записано, что целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей в достижении их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов

местных, национальных и международных сообществ.

Путь к достижению целей скаутского движения основывается на его фундаментальных принципах:

— Долг перед Богом;

— Долг перед другими;

— Долг перед собой.

Первый принцип — это духовное развитие личнос­ти, второй — отношение личности к обществу, третий — ответственность личности за собственное развитие.

Фундаментальные принципы скаутского движения конкретизируются в Обещании и Законах, которые есть во всех национальных скаутских организациях. В России текст Обещания и Законов был утвер­жден вторым съездом ФСР в октябре 1993 года.

Текст обещания:

«Честным словом обещаю, что сделаю все, от меня зависящее, чтобы:

— выполнить свой долг перед Богом и Родиной;

— помогать людям;

— и жить по законам скаутов».

Долг перед Богом — один из наиболее сложных вопросов в практической скаутской работе в России. Восьмидесятилетнее господство государственного атеизма не могло не отразиться на формировании целых поколений. И поэтому в России, в отличии от других стран, в решении этой проблемы есть свои особенности.

Для Б-П религия — простая вещь. Надо верить в бога и делать добро людям.

У русских скаутов до революции были очень прос­тые традиционные формы молитвы. Утренняя: «Господи, помоги мне быть сегодня лучше, чем я был вчера» и вечерняя: «Господи, помоги мне быть завтра лучше, чем я был сегодня». В отрядах ОРЮР ребенок должен принять веру, иначе ему придется уйти. В Конституции ВОСД записано, что весь вос­питательный смысл скаутинга заключается в том, «чтобы помочь молодым людям и детям, осознавая материальный мир, осуществить поиск духовных ценностей жизни».

Во многих скаутских отрядах России Долг перед Богом понимается как развитие духовности, как овладение национальными культурными православ­ными ценностями, а Библия воспринимается как величайший памятник мировой культуры. Соответ­ственно, можно сказать, что на обрядовой стороне — обязательном посещении церкви, молитвах, соблюде­нии постов и т. д. — основное внимание не заостря­ется. Руководителем комиссии по духовному воспита­нию СибАС Павлом Заякиным предложена интерес­ная концепция христианской программы, на которой следует остановиться более подробно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: