Что делать с долгом перед Богом?

 

Ребенка нужно воспитать не только сильным, ловким, умным, но и добрым, честным, умеющим отдавать свою любовь людям. А это не физическая, а духовная категория. Именно сочетание социального, физического и духовного развития составляет мировоззренческий фундамент, формирование которого соответствует цели скаутинга. И здесь, несомненно, должно превалировать духовное (религиозно-нравственное) воспитание, так как именно оно закладывает в ребенке понимание так называемого «естественного закона», или «нравственного закона», или «мо­рального кодекса». Во многом именно этот «естественный закон» определяет взаимоотношение людей друг с другом и личност­ные поступки каждого. Следовательно, в детском возрасте особенно важно уяснить это для себя и открыть Того, кто стоит за этим законом. Задача взрослого — помочь и направить. А это практически невозможно, если не ВЕРИШЬ сам. Поэтому единственный выход — постараться идти к Богу вместе с детьми.

 

Почему христианство?

 

Христианство — это наша, пускай и очень нелег­кая, тысячелетняя история. Естественно, что ориентация на христианство не означает, что о других религиях и культах не надо ничего знать, а с людьми, их исповедующими, не общаться. Более того — выбор веры, дело сугубо личностное и добровольное. В нашей стране крайностей это достаточно сложно, потому что, как бы это кощунственно не звучало, вера вошла в моду.

В чем проблемы?

Личная проблема: именно Вы — лидер, и никто так не влияет на ребят, как Вы. Поэтому, честнее приз­наться в своей некомпетентности (если она есть) и вместе с детьми искать Веру.

Семейная проблема: на Западе духовное воспитание ребенка — дело семьи, затем церкви, а затем — других структур. Наша семья, как правило, совер­шенно иной вариант. Очень часто родители просто равнодушны к этой проблеме, а порой, и прямо препятствуют посещению детьми библейских занятий. Поэтому руководитель, прежде чем приступить к их проведению, обязательно должен решить этот вопрос с родителями каждого скаута.

Отрядная проблема: как сделать первый шаг, как заставить ребят увидеть сложность духовных воп­росов? Лучше обратиться к профессионалам, найти хорошие контакты с церковью, ее служителями, организовать с их помощью проблемные дискуссии. Опыт скаутского отряд «Сталкер» позволяет пред­ложить основные направления деятельности в об­ласти духовного развития:

— организация систематического изучения Библии;

— связь с церковью;

— христианские праздники;

— программа «Милосердие»;

— миссионерские маршруты;

— сюжетные игры;

— христианские лагеря;

В Обещании Долг перед Богом и Долг перед Ро­диной тесно связаны. А АБС дает ребенку право выбора, дабы не зас­тавлять лгать самому себе и окружающим. Он может, если не верит, давать клятву только Родине. Но лояльность и патриотизм беседами не привить. В скаутинге патриотизм преломляется через любовь и знание родного края, его природы. В природе нет фальши, с ней нельзя лукавить. И не случайно мно­гие скаутские программы, названия скаутских отрядов и патрулей, скаутские игры связаны со всем живым вокруг нас.

Патриот — это человек, стремящийся к благу своей Родины, ее единству и спокойствию. Но это одна сторона вопроса. Верность своей стране во многом должна быть в гармонии с развитием мира. Проще здесь, наверное, обратиться к словам Б-П, который писал: «Мы должны позаботиться о том, чтобы, воспитывая чувство патриотизма у наших мальчиков и девочек, этот патриотизм был шире ограниченного чувства, которое обычно ограничивается собственной страной и обуславливает чувство ревности и враждебности в отношении людей из других стран. Наш патриотизм должен быть шире и благороднее, он должен признавать справедливость, разумность позиций людей из других стран... Первым шагом в этом направлении (дружбе своей страны с другими нациями мира) должно быть развитие мира и доброй воли внутри наших собственных границ, обучая наших молодых людей этому так, чтобы мир и добрая воля стали привычкой их жизни».

Хочется отметить и еще один, возможно кажущийся здесь неуместным, аспект. Патриотизм предполагает не только нравственное, но и физическое здоровье. Относясь беззаботно к последнему, чело­век может стать обузой для общества, не сумеет принести пользы своей Родине. Поэтому в основу физического воспитания Б-П были положены три принципа:

— развитие в детях чувства личной ответственности за свое здоровье;

— умение ухаживать за своим телом;

— укреплять здоровье и развивать выносливость.

Вторая часть скаутского Обещания связана со служением людям. Традицией русских скаутов был узелок на галстуке, который должен был напоминать о добрых делах. Б-П подчеркивал, что они не обязательно должны быть какими-то масштабными, например, убрать с дороги камень, мешающий ходить людям. Казалось бы, пустяк. Но, чтобы его заметить, надо быть внима­тельным и осознать необходимость данного поступка. Но доброе дело — это только первый шаг. Чтобы служить людям, надо много знать и уметь, быть готовым к любым неожиданностям.

И не случайно девиз скаутов — «БУДЬ ГОТОВ». Естественно, все помнят, что это призыв пионе­ров. Существовало даже объяснение, что это слова В. И. Ленина. Но в скаутинге «Будь готов!» не несет никакой политической нагрузки и означает — будь готов всегда исполнять свой долг и не страшиться опасности, чтобы помогать людям.

И, наконец, выполнение скаутских законов:

1. Скаут верен Богу, предан Родине и почитает своих родителей.

2. Скаут честен и правдив.

3. Скаут помогает ближнему.

4. Скаут исполняет требования своих родителей и начальников.

5. Скаут — друг всем и брат всякому другому скауту.

6. Скаут трудолюбив и настойчив.

7. Скаут бережлив и уважает чужую собственность.

8. Скаут — друг природы.

9. Скаут вежлив.

10. Скаут чист в мыслях, словах и делах.

11. Скаут весел и никогда не падает духом.

12. Скаут скромен.

Уже упоминалось о знакомстве Б-П с рыцарской литературой. Весь нравственный кодекс скаутов, проникнутый духом служения близкому, базируется на рыцарских законах чести и взаимопомощи. Может возникнуть вопрос — законы хорошие, но и моральный кодекс строителя коммунизма ничего кроме добра в своем содержании не нес. Но дело в том, что признание этих законов — персональный, добровольный выбор каждого ребенка. Не существует массовых приемов в отряд, погони за количеством. Если ребенок сдружился со своим отрядом, потерять комфортную среду ему не захочется. Поэтому само­дисциплина заставит его подчиняться основным правилам, которые постепенно превратятся в привычку.

Воспитательная нагрузка Обещания и Законов как раз и состоит в добровольном выборе определенной линии поведения. Следует обратить внимание и еще на один важный момент. С одной стороны, законы нарушать нельзя, но ребенок — всегда ребенок, и непостоянство является одним из свойств его характера. Идеальных детей не существует. Они приходят в скаутинг из нашего реального мира. И поэтому скаутские законы — идеал, к которому ребенок должен стремиться, поднимаясь от ступени к ступени.

На протяжении всего существования скаутского движения важным инструментом в достижении ос­новной цели выступает скаутский метод.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: