Графическая схема | Описание графической схемы |
Система канатного доступа обеспечивает работнику доступ к рабочему месту и возврат обратно, выход на поверхность площадки и изменение в рабочей позиции, предоставляет опору и позиционирование, защищая от падения, обеспечивая при необходимости спасение с высоты. Состоит из: 1 – структурные анкера, закрепленные на длительное время к сооружению (зданию), или анкерные устройства, состоящие из элемента или ряда элементов или компонентов, которые включают точку или точки анкерного крепления; 2 – анкерные канаты; 3 – точка присоединения устройства позиционирования на канатах согласно инструкции изготовителя; 4 – устройство позиционирования на канатах, которое при установке на анкерном канате подходящего диаметра и типа, дает возможность пользователю изменять свое положение на этом канате; 5 – канат страховочной системы; 6 – устройство позиционирования на канатах страховочной системы типа A (устройство управления спуском), которое сопровождает пользователя во время изменений позиции и которое автоматически блокируется на канате под воздействием статической или динамической нагрузки; 7 – страховочная привязь; 8 – амортизатор; А – точка присоединения согласно инструкции изготовителя к страховочной привязи (маркированная буквой А). Различают: – устройство позиционирования на канатах типа B для подъема по канату, приводимое в действие вручную, которое, в случае прикрепления к рабочему канату, блокируется под воздействием нагрузки в одном направлении и свободно скользит в обратном направлении (устройства позиционирования на канатах типа B всегда предназначаются для применения вместе таким же устройством типа A, подсоединенным к канату страховочной системы); – устройство позиционирования на канатах типа C для снижения по рабочему канату, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет пользователю совершать управляемое перемещение вниз и остановку “без рук” в любом месте на рабочем канате (устройства позиционирования на канатах типа C всегда предназначаются для применения вместе таким же устройством типа A, подсоединенным к канату страховочной системы); Работник при использовании системы канатного доступа должен быть всегда присоединен к анкерным канатам обоих систем (системы канатного доступа и страховочной системы). Подсоединение должно проводиться без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах. |
Приложение № 15
|
|
к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом
Минтруда России
|
|
от «___»_________ 2014 г. № ____
Системы обеспечения безопасности работника
при перемещении по конструкциям
№ п/п | Графическая схема | Описание графической схемы |
Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при перемещении (подъеме или спуске) по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему. Обозначения на схеме: 1 – страховочная привязь; 2 – стропы самостраховки; 3 – амортизатор; 4 – соединитель (карабин), который позволяет работнику присоединять страховочную систему для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой. Конструкция карабина должна исключать случайное открытие, а также исключать защемление и травмирование рук при работе с ним. | ||
2.1 | Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при горизонтальном перемещении по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему. Обозначения на схеме: 1 – страховочная привязь; 2 – стропы самостраховки; 3 – амортизатор; 4 – соединитель (карабин). | |
2.2 | ||
2.3 | ||
2.4 | ||
Работник обязан осуществлять организацию временных анкерных точек с фактором падения не более 1 (схема 1 приложения № 10), при перемещении по конструкциям и высотным объектам с обеспечением своей безопасности вторым работником (страхующим). Обозначения на схеме: 1 – страховочная привязь; 2 – страхующий канат; 3 – амортизатор; 4 – соединитель (карабин); 5 – устройство, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет страхующему совершать управляемое перемещение страхующего каната и остановку “без рук” в любом месте на страхующем канате; 6 – защита рук страхующего. |
Приложение № 16
к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом
Минтруда России
от «___»_________ 2014 г. № ____
Графические схемы различных тормозных систем, их характеристики, соотношение усилий, возникающих на анкерных устройствах в зависимости от углов перегиба страховочного каната и усилия рывка
Графическая схема тормозной системы | Характеристика тормозной системы | Соотношение усилий в тормозной системе |
Через один карабин. Угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°. | При значении α от 0° до 30°: Р2=0,5Р1 P2+P1= Pk=1,5P1 | |
Через два карабина | При значениях α и β от 0° до 30°: Р2=0,25Р1 Рк2 = 0,75 Р1 Pк1 = l,5P1 | |
Через два карабина и устройство для спуска по канату | Σθ = 360° - 420° при значениях α1 от 0° до 30° и α 2 от 60° до 120°: Р2 =(0,1-0,12) Р1 Рк1 = 1,5 Р1 Рк2= (0,6-0,62) Р1 | |
Использование спускового устройства | Р2 << Р1, при любых α | |
Через карабин и устройство для спуска по канату «восьмерка» | Σθ = 360° - 420° при значениях β от 60° до 120°: Р2= (0,1-0,12) Р, РК=1,5Р, | |
Р1 – усилие на работнике, которого удерживает страхующий (усилие рывка); Р2 – усилие, которое воздействует на страхующего; Рк, Рк1, Рк2 – усилия, воздействующие на карабины; Σθ – суммарный угол обхвата страховочным канатом карабинов и устройства для спуска по канату. |
Если в качестве тормозной системы используется карабин, закрепленный за анкерную точку, угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°.
При обеспечении страхования через карабин страхующий постоянно контролирует натяжение страховочного каната во время работы, а также подъема (спуска) работника и обеспечивает постоянное удержание работника без провисания (ослабления) страховочного каната.
Для обеспечения постепенного (плавного) гашения динамической нагрузки (рывка), которая возникает в случае падения работника, страхующий должен вначале протравить канат путем свободного его пропускания через тормозную систему примерно на длину, равную 1/3 высоты ожидаемого падения работника, а затем обеспечить остановку падения и удержания работника.
|
|
Не допускается удерживать работника, который поднимается (спускается), путем пропускания страховочного каната через плечо, поясницу страхующего, а также использовать какие-либо технические приспособления, прикрепленные к привязи страхующего.
Приложение № 17
к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом
Минтруда России
от «___»_________ 2014 г. № ____
Рекомендуемые узлы и полиспасты,
используемые при подъеме и спуске грузов
Таблица 1
№ п/п | Название узла | Графические схемы узлов | Примечание | |||
1. | Штык с двумя шлагами | Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления | ||||
Прямой | Применяется для обвязывания опор и грузов | |||||
«Восьмерка» | Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления | |||||
«Восьмерка» с двойной петлёй | Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв | |||||
Встречная «восьмерка» | Применяется для связывания канатов одинакового диаметра | |||||
Грейпвайн | Применяется для связывания канатов одинакового диаметра | |||||
Брамшкотовый | Применяется для связывания канатов разного диаметра | |||||
«Маршара» | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6-8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места | |||||
«Прусика» | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10-12мм | |||||
«Бахмана» | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах | |||||
UIAA | Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места | |||||
Баттерфляй | Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната | |||||
Стремя | Применяется для организации самоспасения при зависании, а так же для закрепления каната к анкерной точке | |||||
«Гарда» | Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы. | |||||
Стопорный узел | Применяется в качестве стопорного узла на конце каната | |||||
|
|
Длина каната выходящего из стопорного узла (п.15 таблицы 1) должна быть не менее 10 см.
Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а так же в наряде-допуске.
Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.
Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:
а) закрепленного устройства для спуска по канату;
б) узла «UIAA»;
в) "Карабинного тормоза".
При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:
а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;
б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;
в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;
г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;
д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;
е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.
Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.
Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию, применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.
Таблица 2
Графическая схема полиспаста с одним подвижным блоком (отношение массы груза к тяговому усилию равно 2) | Графическая схема полиспаста с двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 4) | Графическая схема полиспаста с одним фиксированным и двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 6) |
На грузовом канате выше тягового зажима должен быть установлен зажим для ограничения обратного хода конца каната, на котором закреплен груз. В плане производства работ с учетом оценки рисков может быть разрешено использование вместо зажима самозатягивающегося узла.