Ввиду всех этих доводов, приведенных выше, Всеведующий Победитель во всех сутрах Великой колесницы и, в частности, в «Общей сутре» (mDo sde spyi) говорил:
Ум подобен художнику,
Ум создает психофизические скопления.
Сколько бы и чего ни было в мирах самсары,
Все это нарисовал ум.
Поскольку все дхармы-явления самсары – это естественная форма (rang gzugs) заблуждающегося ума, и все дхармы-явления нирваны – это проявление характера пребывания реальности (gshas lugs), – то есть ума, свободного от загрязнений двойственного восприятия (gzimg 'dzirí), все сутры, тантры и шастры говорят, что дхармы-явления – это только ум (sems tsam, cittamātra). Так, Великий Брамин [Сараха] говорит:
Один лишь ум – семя всего;
Он, словно волшебная драгоценность,
Дарует желанные плоды как самсары, так и нирваны.
И этому уму я выражаю почтение.
На стадии Пути этапы постижения реальности (don de nyid) следующие: вначале, на основании наблюдения [внешнего объекта] как простого узнавания образов-аспектов, а также постигается отсутствие внешнего объекта, отличного от ума, в результате чего возникает не-наблюдение объекта (don mi dmigs pa).
|
|
Если нет воспринимаемого, то нет и воспринимающего, поэтому на основании не-наблюдения объекта [не наблюдается субъект, и] возникает не-наблюдение воспринимающего [аспекта] в простом узнавании образов-аспектов (mam par rig pa tsam). [86]B «Трактате о различении центра и середины»[65]сказано:
На о сновании наблюдения [наблюдаемого]
Подлинно рождается не-наблюдение [наблюдаемого],
На основании же ненаблюдаемости
Не-наблюдение устанавливается как истинная сущность [ума].[66]
Таким образом, если точно, как есть, осознать способ пребывания [ума], не существующего как двойственное восприятие, постигнешь пространство реальности Дхармадхату (chos dbymgs).
В «Украшении [сутр Махаяны]»[67]сказано:
Осознавая благодаря мудрости, что нет ничего отличного от ума,
Затем постигаешь, что и ум настолько же не существует.
[Бодхисаттвы, ] обладающие мудростью, осознав отсутствие обоих,
Пребывают в Пространстве Реальности, не принадлежащем этой [двойственности].
2.1.4. Объяснение восьми видов [сознаний] – собрания причин и условий заблуждения
Объяснение восьми сознаний – собрания причин и условий заблуждения, включает в себя две части:
2.1.4.1. Краткое объяснение,
2.1.4.2. Развернутое объяснение.
Краткое объяснение
[Кармапа] говорит:
Сказано, что взаимозависимыми причинами и условиями этого
Являются [сознания] шести групп, ум и сознание-основа.
[Вопрос: ] «Если же вы говорите, что вся самсара и нирвана являются умом (sems), то как именно они им являются?» [Ответ: ] Поскольку сперва важно понять причины и условия, а также то, каким образом из их взаимозависимости возникают [явления] самсары, и [87] этот процесс описывается в безупречных сутрах, тантрах и шастрах, где сказано: «[Таковыми причинами и условиями] являются шесть групп сознаний, омраченный ум (nyon mongs pa canyid, klistamanas) и сознание-основа (kun gzhi, ālaya).[68]«Причем сознание-основа действует как причинное условие, поэтому семь [остальных] групп оказываются результатами, благодаря которым индивидуально вызревает вся карма и всё страдание трех миров. С другой стороны, впечатления от них откладываются в сознании-основе, что порождает ее способность [функционировать], и поэтому сознание-основа также называется еще и результатом семи групп [сознаний]. В «Йогатантре ваджрной вершины»[69]сказано:
|
|
Утверждаю, что сознание-основа – [поле] для непрерывного вызревания семян,
Это сущность как внешнего, так и внутреннего.