Вся самсара и нирвана – это только ум

 

Ввиду всех этих доводов, приведенных выше, Всеведующий Победитель во всех сутрах Великой колесницы и, в частности, в «Общей сутре» (mDo sde spyi) говорил:

 

Ум подобен художнику,

Ум создает психофизические скопления.

Сколько бы и чего ни было в мирах самсары,

Все это нарисовал ум.

 

Поскольку все дхармы-явления самсары – это естественная форма (rang gzugs) заблуждающегося ума, и все дхармы-явления нирваны – это проявление характера пребывания реальности (gshas lugs), – то есть ума, свободного от загрязнений двойственного восприятия (gzimg 'dzirí), все сутры, тантры и шастры говорят, что дхармы-явления – это только ум (sems tsam, cittamātra). Так, Великий Брамин [Сараха] говорит:

 

Один лишь ум – семя всего;

Он, словно волшебная драгоценность,

Дарует желанные плоды как самсары, так и нирваны.

И этому уму я выражаю почтение.

 

На стадии Пути этапы постижения реальности (don de nyid) следующие: вначале, на основании наблюдения [внешнего объекта] как простого узнавания образов-аспектов, а также постигается отсутствие внешнего объекта, отличного от ума, в результате чего возникает не-наблюдение объекта (don mi dmigs pa).

Если нет воспринимаемого, то нет и воспринимающего, поэтому на основании не-наблюдения объекта [не наблюдается субъект, и] возникает не-наблюдение воспринимающего [аспекта] в простом узнавании образов-аспектов (mam par rig pa tsam). [86]B «Трактате о различении центра и середины»[65]сказано:

 

На о сновании наблюдения [наблюдаемого]

Подлинно рождается не-наблюдение [наблюдаемого],

На основании же ненаблюдаемости

Не-наблюдение устанавливается как истинная сущность [ума].[66]

 

Таким образом, если точно, как есть, осознать способ пребывания [ума], не существующего как двойственное восприятие, постигнешь пространство реальности Дхармадхату (chos dbymgs).

В «Украшении [сутр Махаяны]»[67]сказано:

 

Осознавая благодаря мудрости, что нет ничего отличного от ума,

Затем постигаешь, что и ум настолько же не существует.

[Бодхисаттвы, ] обладающие мудростью, осознав отсутствие обоих,

Пребывают в Пространстве Реальности, не принадлежащем этой [двойственности].

 

2.1.4. Объяснение восьми видов [сознаний] – собрания причин и условий заблуждения

 

Объяснение восьми сознаний – собрания причин и условий заблуждения, включает в себя две части:

2.1.4.1. Краткое объяснение,

2.1.4.2. Развернутое объяснение.

 

Краткое объяснение

 

[Кармапа] говорит:

 

Сказано, что взаимозависимыми причинами и условиями этого

Являются [сознания] шести групп, ум и сознание-основа.

 

[Вопрос: ] «Если же вы говорите, что вся самсара и нирвана являются умом (sems), то как именно они им являются?» [Ответ: ] Поскольку сперва важно понять причины и условия, а также то, каким образом из их взаимозависимости возникают [явления] самсары, и [87] этот процесс описывается в безупречных сутрах, тантрах и шастрах, где сказано: «[Таковыми причинами и условиями] являются шесть групп сознаний, омраченный ум (nyon mongs pa canyid, klistamanas) и сознание-основа (kun gzhi, ālaya).[68]«Причем сознание-основа действует как причинное условие, поэтому семь [остальных] групп оказываются результатами, благодаря которым индивидуально вызревает вся карма и всё страдание трех миров. С другой стороны, впечатления от них откладываются в сознании-основе, что порождает ее способность [функционировать], и поэтому сознание-основа также называется еще и результатом семи групп [сознаний]. В «Йогатантре ваджрной вершины»[69]сказано:

 

Утверждаю, что сознание-основа – [поле] для непрерывного вызревания семян,

Это сущность как внешнего, так и внутреннего.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: