Что же говорится о связи между шестым видом сознания[62](ментальным) и дхармами, проявляющимися в качестве объектов? Подобно тому, как привычки-впечатления от дневных ощущений и мыслей в сновидении, когда сами эти [восприятия] уже подавленны сном, переживаются зрительно и на слух будто бы непосредственно, как объекты [сознаний] органов чувств (причем переживания не [кажутся] ложными). И таким же образом [воспринимается, например, ] вспоминаемая ваза, [предыдущее восприятие] которой в прошлом [оставило] впечатление в уме. Хоть само это [восприятие] и прекратились, но [возникшее] после концептуальное сознание вновь подхватывает оставшееся и продлевает его на своем этапе. Не анализирующий (та brtags) [ум] обращается к наблюдаемому (dnngs pa) с мыслью «это ваза», однако, это только затвердевшее цепляние за истинность воспринимаемого явления, между тем как никаких истинно существующих отдельных материальных явлений, отличных от ментального сознания (yiď), нет. Например, в то время как во сне не существует даже атома [материальной вещи], видится огромное многообразие всего, но видится лишь несуществующее. Момент возникновения впечатления от вазы, момент возникновения собственно ее характеристик [в ментальном восприятии] и момент возникновения мысли о ней как об истинной по своей природе, это несколько разных моментов, поэтому [объекты ментального познания лишь кажутся внешними].
|
|
Демонстрация того, что ум не рожден
[84]Рассматривается в двух частях:
2.1.3.1. Собственно объяснение,
2.1.3.2. Использование в качестве доказательства [других] источников.
Собственно объяснение
[Кармапа] говорит:
Таким образом, эти сознания шести групп,
Проявления объектов и чувствующих существ,
Цепляние за «я» и узнавание образов-аспектов,
Всё воспринимающееся, что бы ни возникало, —
Ничем другим, отличным [от ума], не сотворено. Не так ли?
Не создается это самим [умом],