Возникновение которых зависит от ментального сознания

 

Таким образом, шесть объектов и шесть органов, а также объект и восприятие, объектом которого тот является, суть умственные события[76]и не более. Они не существуют в абсолютном смысле.

Что же тогда такое теперешняя их видимость? Что касается теперешнего проявления внешних объектов и внутренних органов чувств, то в силу неведения, с безначальных времен, мы там, где не было двойственности восприятия и воспринимаемого, приписывали наличие [этой двойственности]. В результате этого впечатления, семена такого [двойственного восприятия] откладывались в сознании-основе. Видимость же [внешних объектов и внутренних органов] суть проявления, возникающие от пробуждения таких [отложенных в сознании-основе] элементов (khams).

Пять сознаний, таких как сознание глаза и т. д., видящие внешние объекты, воспринимают формы, звуки, запахи, вкусы и осязаемое, однако, не узнают (shes pa) отличительные особенности (khyad par, viśesa), такие как при мысли: «Это столб, а это ваза». Ведь и в текстах говорится:

Сознание глаза воспринимает синее, Но не думает: «Это синее».

Стало быть, объекты сперва проявляются для сознаний органов чувств, а узнавание их особенностей – это умственное событие, а именно различение.[77]Поэтому из всех умственных событий именно благодаря различению, имеющему своим объектом характеристики, возникают такие идеи как: «эта форма прекрасная, а эта безобразная» или «этот звук приятный, а этот неприятный» и так далее. [92]Все подобные различения возникают на основании ментального сознания.

В «Центре и границах» (dBus mtha) сказано:

 

То, что видит объекты – это [воспринимающее] сознание,

То же, что [видит] особенности – это умственное событие.

 

Состояния, когда ментальное сознание не возникает, описаны Ачарьей Васубандху в «Полном разъяснении в тридцати [строфах]»:[78]

 

Возникновение ментального сознания

Происходит всегда кроме [состояний], когда нет различения, —

В двух видах медитативного погружения,

В бесчувственном, обморочном состоянии и в глубоком сне.

 

Эту цитату следует понимать так, что, поскольку в перечисленных пяти состояниях ментальное сознание до поры втянуто (bsduspa) в сознание-основу (то есть не активно или находится в латентном состоянии), направленность на дхармы-явления не четкая (chos la gtod pa mi gsal ba), и поэтому сказано, что [эти состояния] являются состояниями, когда [ментальное сознание] не возникает.

 

 

Объяснение немедленного ума вместе с омраченным умом

 

Объяснение «немедленного условия вместе с омраченным умом» включает в себя две темы:

2.1.4.2.2.1. Краткое объяснение через название,

2.1.4.2.2.2. Развернутое объяснение определяющих характеристик.

 

Краткое объяснение через название

 

[Кармапа] говорит:

 

Далее, немедленный и омраченный ум.

 

Было рассказано о четырех условиях возникновения и прекращения шести групп [сознаний]. Одним из них является немедленное условие (de ma thag rkyen), которое описывают четырьмя способами. Так каково же это немедленное условие? Некоторые утверждают, что это часть шестого (ментального сознания), тогда как другие говорят, что его нет в реальности (don la). Однако [и это указывает] лишь на то, что они, полажившись на изложенное Шраваками, которые признают лишь шесть групп, не понимают традицию Махаяны, в которой признаются восемь видов сознания.

Следовательно, ум, который пребывает в сознании-основе (kun gzhi la gnas pa’i yid) состоит из двух частей: это (1) так называемый немедленный ум и (2) омраченный ум.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: