Языковая ситуация в современной Российской Федерации, нынешние реалии речевого коммуникативного процесса в различных сферах социального, политического, правового, экономического и культурного взаимодействия людей, «эпидемический уровень снижения культуры речевого общения» (1), прежде всего, в таких традиционно «элитных» сферах, как СМИ, политика, законодательство, выдвинули на передний план российской лингвистики в 90-е годы прошлого века проблему экологии русского языка в самом широком смысле. Стремление к построению правового рыночного государства, демократизация всех сфер жизни общества в соединении с «вестернизацией» современной русской культуры привели к активному вовлечению в сферу даже официального общения языковых средств, семантически и стилистически её не соответствующих.
Демократизация общественной жизни, её правовая регламентация как никогда остро поставила проблему ценности человеческой личности, защиту от посягательств на её честь и достоинство. Всё в большей степени назревает потребность в правовом регулировании отношений людей в сфере использования русского языка в политике, экономике, общественной жизни, в том числе и в СМИ. Остро встаёт проблема диффамации (термин, используемый Европейским судом по правам человека), то есть распространения не соответствующих действительности порочащих сведений (статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
«Современное российское общество […] создаёт совершенно новые ценности, основанные на радикальной индивидуализации социума, нивелировании и атомизации общественной жизни» (2). Этим обусловлено и возникающее диалектическое противоречие: с одной стороны, в соответствии с Конституцией, каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации, с другой — каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.
[…] Оскорбительными для личности могут быть как недостоверные факты, так и слова и конструкции, несущие негативную социальную оценочность: собственно обсценная лексика, эвфемизмы (ночные бабочки), зоосемантические метафоры, рождающие негативные ассоциации (свинья, осёл и др.), каламбуры (коммуняки), экспрессивно-оценочная лексика (хам, мерзавец, фашист) и т. п. Подробно данная лингвистическая проблема разрабатывается учёными, входящими в Гильдию лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам.
Чёткая дифференциация языковых средств изложения фактов и их оценки, критериев их дифференциации является одной из приоритетных задач лингвистической экспертной деятельности.
Литература
- Шарифуллин Б. Я. Основные проблемы юрислингвистики //Юрислингвистика — 4, Барнаул, 2004.
- Мансурова В. Д. Инстанция истины: О соотношении норм языка и права в общественной коммуникации //Юрислингвистика — 4, Барнаул, 2004.
Справочные материалы:
1. Аннотация — краткое, обобщенное описание (характеристика) текста работы (статьи, книги, рукописи и т. д.). Перед текстом аннотации дается библиографическое описание работы (автор, название, место и год издания).
Аннотация помогает сориентироваться в массе источников, а также подготовить обзор литературы.
Текст аннотации обычно составляют 2 части: в 1-ой части содержится формулировка темы, изложение основного содержания данного произведения; во 2-ой — сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.
Пример:
Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А. П. Сковородникова. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 480 с.
Предлагаемый словарь-справочник энциклопедического типа дает достаточно полное описание выразительных средств и речевых погрешностей современной массовой русскоязычной коммуникации. Словарные статьи, кроме необходимых теоретических сведений, содержат богатый иллюстративный материал и библиографию.
Словарь рассчитан на самый широкий круг пользователей: учителей и учащихся старших классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев; студентов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений; журналистов, работников редакций и издательств; аспирантов и научных работников, вообще на всех, кто интересуется проблемами речевой культуры.
Перед написанием аннотации:
1) прочитайте текст;
2) разбейте его на смысловые части, выделите в каждой из них основную мысль, сформулировав ее своими словами;
3) перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения;
4) определите предназначенность текста какому-либо кругу читателей.
В аннотации можно использовать слова и обороты: автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает, уделяет особое внимание, убедительно доказывает; в работе рассматривается актуальная проблема…; книга (работа) может быть интересна (какому кругу читателей…) и т. п.
2. Рецензия — это критический отзыв о конкретном произведении (а также — любом другом факте, событии, фильме, спектакле и т. п.), его разбор, оценка, в которой дается анализ важности, актуальности представленного материала, оценивается его идея и качество изложения.
Излагая идеи, доказательства, выводы, содержащиеся в произведении, автор рецензии высказывает свое отношение к ним, дает критическую оценку, делая в заключении свои выводы по поводу рецензируемого материала.
Типовой план написания рецензии (отзыва) на научную работу:
1. Предмет анализа:
а) жанр анализируемого произведения,
б) автор,
в) название (заглавие),
г) выходные данные (где издана работа).
Примечание: предмет анализа (пункты а, б, в, г) обозначается в названии рецензии: Рецензия на дипломную работу (тема) студентки …
2. Актуальность темы, проблемы.
3. Объект и предмет исследования.
4. Формулировка основной цели и задач исследования.
5. Краткое содержание работы.
6. Общая оценка:
а) круг вопросов, затронутых в работе, характер их освещения (достаточно полно или поверхностно), оригинальность их решения,
б) достоверность фактического материала,
в) теоретическая (научная) и практическая значимость работы,
г) сфера возможного применения материалов работы,
д) общая оценка композиции (структуры) работы,
е) оценка логических связей между главными научными положениями, содержащимися в работе,
ж) особенности языка научного произведения, стиля изложения автора,
з) критические замечания: чем захватывает произведение (положительное) и что, на ваш взгляд, является спорным или неправильным, с чем нельзя согласиться.
Стереотипные речевые формулы, используемые в жанре рецензии: Рассматривая … вопрос, автор отмечает, что…; В работе дается обзор…; В рецензируемой работе представлен анализ…; В первой части (главе) работы уделяется внимание…; Богатый (разнообразный) фактический материал, приведенный автором в работе, подтверждает (доказывает), что…; В целом отмечая положительные качества работы, нельзя не сказать и об отдельных неточностях (просчетах, недостатках, ошибках)…
3. Тезисы — краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения (или анализируемого текста) в виде его основных, сжато сформулированных положений, выводов и их обоснования. Это позволяет обобщить изучаемый материал, раскрыть содержание научной работы, глубже разобраться в ней, понять ее.
По структуре тезисы бывают:
а) простыми, представленными только констатацией основных положений;
б) сложными, в которых констатация положений подкрепляется положениями, развивающими констатирующие тезисы (констатирующие + развивающие положения).
По форме изложения встречаются тезисы:
а) представленные лишь в виде отдельных абзацев без их нумерации или
б) пронумерованные.
Среди тезисов, составляемых на основе чужого текста, могут быть:
— дословные — записанные в виде цитат (авторских высказываний) или — адаптированные автором тезисов с сохранением стиля и оригинальности суждений автора, формы его высказываний.
При составлении тезисов необходимо помнить, что в них:
1) излагаются только основные понятия и положения исследования в лаконичной — краткой, емкой и четкой форме;
2) приводится минимум фактов и примеров (или не приводится вообще);
3) не допускается перенасыщения цифровыми материалами, графиками, схемами;
4) требуется смысловая и грамматическая связность тезисов между собой, переходы от одного к другому;
5) объем тезисов — от 1,5 до 5 стр. машинописного текста.
Перед написанием тезисов рекомендуется:
а) прочитать неоднократно текст;
б) разбить его на отрывки, в каждом из них выделить главное и на его основе сформулировать тезис;
в) привести примеры, факты, подтверждающие эту мысль;
г) по окончании работы сверить тезисы с первоисточником;
д) при необходимости внести дополнения, исправления.