Подстили научного стиля, их основные жанры

В научном стиле выделяют: 1) собственно-научный (академический), 2) научно-учебный, 3) научно-популярный подстили.

1. Собственно-научный (академический) подстиль характеризуется:

а) академическим изложением:

- логической стройностью,

- четкой системой аргументации,

- максимальной информативной насыщенностью известными и новыми для науки данными,

- систематизацией научных фактов и явлений,

- насыщенностью специальной терминологией;

б) ориентированностью на специалистов.

Основными жанрами собственно-научного подстиля являются монография, статья в научном журнале, тезисы, научная рецензия.

2. Научно-учебный подстиль ориентирован на обучение, подготовку будущих специалистов, поэтому характеризуется:

- развернутой системой аргументации, цель которой — обосновать что-то уже известное в науке;

- целенаправленная систематизация материала с целью передачи иерархии (соподчиненности) понятий внутри категориального аппарата и обучить будущего специалиста языку данной научной дисциплины;

- развернутые определения понятий (дефиниции);

- различные приемы представления (презентации) научных понятий и обучающего комментария научных определений и терминов, новых для читателя или слушателя и важных для понимания и ясности изложения;

- логические подчеркивания, активизирующие внимание читателя или слушателя, направляющие, организующие его мыслительную работу, что очень важно в процессе обучения.

Жанры: учебник, учебное пособие, методические рекомендации, лекция и т. д.

3. Научно-популярный подстиль рассчитан на передачу уже известной научной информации неспециалистам, широкому кругу читателей, слушателей, то есть на популяризацию научных знаний.

Характеризуется:

- полной научной достоверностью,

- адекватностью описания научных понятий и явлений,

- доходчивостью, понятностью научной информации для неспециалистов,

- включением в изложение разнообразных средств выразительности.

При этом важны способы популяризации, конкретные приемы изложения материала, его жанровые разновидности.

Жанровые разновидности: энциклопедия, справочник, научно-популярная брошюра, статья в научно-популярном издании.

 

Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

  • Каковы лексика, фразеология, морфологические и синтаксические особенности научного стиля?
  • В чем заключаются жанровые особенности аннотации, тезисов, рецензии в научном стиле?
  • Каковы особенности работы с цитатами в научном тексте, способы их оформления?
  • Как правильно составить библиографическое описание книги, статьи?

 

Задания для практической работы

Задание 1. Охарактеризуйте научный текст, определив:

1) тему,

2) объект исследования,

3) предмет изучения данного объекта,

4) цель исследования,

5) задачи,

6) сферу применения данного текста,

7) его функции,

8) стилеобразующие черты (функциональные свойства) текста,

9) общие языковые особенности текста,

10) языковые средства, используемые в нем:

а) лексические, б) фразеологические, в) словообразовательные, г) морфологические, д) синтаксические. Приведите примеры из текста.

Рыкунов Р. Н., г. Санкт-Петербург


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: