Устная публичная речь

Публицистический стиль входит в группу книжных функциональных стилей русского литературного языка, обслуживает сферу общественно-политических отношений.

Главная его функция — функция воздействия, влияния на общественное мнение, формирования этого мнения. Публицистический стиль выполняет также информативную и экспрессивную функции.

Выделяют несколько разновидностей (подстилей) публицистического стиля:

1) газетно-публицистический,

2) радио-тележурналистский,

3) ораторский.

Основные жанры публицистики: газетные и журнальные статья, очерк, интервью, листовка, прокламация, выступление (устная речь) на общественно-политическую тему.

Стилеобразующими чертами (функциональными свойствами) публицистики являются:

1) информативная насыщенность,

2) чередование экспрессии и стандарта,

3) страстность,

4) убедительность,

5) воздействующая сила публицистического слова.

Общие языковые особенности публицистического стиля:

1) экспрессивность, оценочность;

2) стандартность оформления материала;

3) информативная насыщенность;

4) обобщенность изложения;

5) вариативность изложения информации в соответствии с определенными моделям (жанровым разновидностям);

6) лаконичность, экономия языковых средств;

7) эмоциональность;

8) непринужденный, доверительный тон общения;

9) отбор языковых средств с установкой на доходчивость.

Языковые средства публицистического стиля:

1. Лексические средства:

1) общественно-публицистическая лексика;

2) нейтральная (межстилевая) лексика;

3) употребление слов в переносном значении со специфической публицистической окраской;

4) использование экспрессивно-окрашенной лексики;

5) употребление речевых стандартов (клише);

6) наличие иноязычной лексики (в том числе — экзотизмов, варваризмов).

2. Фразеологические средства:

1) публицистическая фразеология: общественно-экономическая ситуация, исторические условия, виртуальное пространство, вступить в силу;

2) речевые стандарты (клише): прежде всего, нужно сказать, принять меры, кстати говоря.

3. Словообразовательные средства:

1) окказиональные оценочные слова: прихватизация, дерьмократ;

2) активизация иноязычных суффиксов: – изм–, –аций–, –изаций– (социализм, депортация, коммерциализация, деноминация, провокация); приставок: анти–, гипер–, де–, дез–, контр–, транс–, ультра–, пост–, ре–.

4. Морфологические средства:

1) частотность употребления формы родительного падежа;

2) употребление формы настоящего и прошедшего времени глаголов;

3) употребление единственного числа существительных в значении множественного;

4) использование страдательных причастий настоящего времени с суффиксами – ом–, –ем–: читаемый, ведомый;

5) широкое использование служебных слов: предлогов, союзов, частиц.

5. Синтаксические средства:

1) экспрессивные синтаксические конструкции;

2) конструкции с обособленными членами предложения, в том числе выраженными причастными и деепричастными оборотами;

3) риторические вопросы;

4) повторы;

5) предложения, построенные на противопоставлении — по типу антитезы;

6) парцелляция;

7) сегментация текста;

8) инверсия;

9) короткие предложения, усиливающие экспрессию;

10) неполные и эллиптические предложения: Туризм — для всех!;

11) различные по цели высказывания предложения;

12) возможность обращений;

13) анафорические конструкции: Ему внушали, его уговаривали, ему обещали — но до сих пор он ничего не получил;

14) активность формы родительного падежа существительного в роли несогласованного определения: голос мира, отзвуки прошлого, свобода печати.

6. Графические средства:

1) шрифтовые выделения заголовков и значимых частей текста;

2) цветовые выделения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: