При указанной ширине канала расстояние между расходящимися судами в связи с наличием запасов на практике оказывается значительно большим ширины судна. Это очень важно из-за того, что между расходящимися судами может возникнуть взаимное притяжение, которые иногда приводят к аварии. Соответственно ширина двух путного канала в благоприятных условиях устанавливается в пределах (5,8-6,8)В и в неблагоприятных условиях – (9,2 – 10)В.
Навигационная глубина канала (Н) необходимая для безопасного прохода по нему судна, зависит от конструкции судна, его технических качеств, скорости ветра, волнения, течений и заносимости. Минимальная глубина канала выбирается с учетом дифферента и качки судна на ходу. Дифферент увеличивается при движении судна по мелководью, особенно в канале.
Навигационная глубина канала Н определяется:
Н = Т + z1 + z2 + z3 + z0;
Где: Т – осадка судна
z1,z2,z3,z0 – минимальные запасы
Минимальный запас z 1 под килем обеспечивает нормальную управляемость судна. Этот запас устанавливается в зависимости от осадки судна Т и принимается равным:
|
|
- 0,04Т для илистых грунтов;
- 0,05Т для грунтов средней плотности;
- 0,06Т для плотных и скальных грунтов.
Запас на волну z2 рекомендуется принимать в зависимости от высоты волны с 3% -ой обеспеченностью и длины судна по таблице
Высота волны с 3%-ой обеспеченностью в системе волн,м
Длина судна, м 0,5 1 2 3 4
100 0,05 0,25 0,66 1,05 1,60
200 0 0,05 0,25 0,65 1,10
300 0 0 0,10 0,25 0,50
Запас глубины z3 на увеличение осадки судна при движении зависит от:
- скорости хода судна;
- ширины и осадки судна;
- глубины и площади сечения канала при одностороннем движении в пределах 0,2 – 1,2 м, а при двустороннем движении в два раза большим.
Запас z0 на крен судна определяется по формуле:
z0 = В/2 Sin a – z1
Для танкеров Sin a принимается равным 0,035 и для сухогрузных судов – 0,07
Проектная глубина канала Нп равна навигационной глубине с учетом запаса на заносимость т.е.
Нп = Нн + z4;
где – z4 запас на заносимость, зависит от местных условий и принимается не более 1,2 м.
Для обеспечения нормальной эксплуатации каналов важным является правильным назначение крутизны откосов.
Крутизна откоса – это отношение его вертикальной проекции к горизонтальной. Назначение слишком крутых откосов приводят к быстрому их оползанию. Для пологих откосов характерно значительное увеличение дноуглубительных работ. Обычно заложение – величина обратная крутизне откосов канала производится в пределах указанных в таблице
Тип и состояние грунта Заложение
откоса
|
|