В настоящем документе применяются следующие обозначения и сокращения:
ВТИП - временная технологическая инструкция по перегрузке;
ГЗП - грузозахватное приспособление;
ИТР - инженерно-технический работник;
МИТС - местные инструкции по типовым способам и приемам работ;
ПРР - погрузочно-разгрузочные работы;
ПТЭ – правила технической эксплуатации;
РТК - рабочая технологическая карта;
СККН - специализированный конвейерный комплекс для навалочных грузов;
ТО - техническое обслуживание;
ТУ - технические условия.
Промышленная безопасность и задачи ПТЭ
В обеспечении промышленной безопасности важную роль играют ведомственные документы, конкретизирующие и дополняющие требования документов перечисленных выше организаций федерального уровня. Таким ведомственным документом для морских портов, наряду с рядом других руководящих документов Минтранса России, являются ПТЭ.
В ПТЭ отдельно не рассматриваются плавучие краны и плавучие перегружатели. Однако большинство рекомендаций и указаний, относящихся к береговым кранам, могут быть использованы для организации технического обслуживания и местного надзора за техническим состоянием крановой (перегрузочной) части плавучих кранов и плавучих перегружателей.
|
|
Задачей ПТЭ является создание в морских портах таких условий технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, а также производства работ с применением этого оборудования, при которых обеспечиваются промышленная безопасность и эффективное использование перегрузочных машин.
Отметим, что в числе задач, которые необходимо решить для обеспечения промышленной безопасности, одну из наиболее сложных представляет своевременное обнаружение трещин в основных элементах металлоконструкций кранов и другого подъемно-транспортного оборудования. В настоящее время по ряду причин трудно предсказать появление трещины на основе осмотра или расчета, но можно свести к минимуму время эксплуатации оборудования после появления трещины за счет частоты и добросовестности проведения осмотров металлоконструкций. В ПТЭ для всех видов подъемно-транспортного оборудования настоятельно рекомендуются следующие мероприятия:
1) ТО-1 с периодичностью от 1 смены до 1 месяца;
2) ТО-2 с периодичностью от 1 до 3 месяцев;
3) оперативный осмотр - 1 раз в месяц;
4) периодический осмотр - не реже чем через 3 месяца;
5) техническое освидетельствование:
- по кранам: частичное - 1 раз в год, полное - 1 раз в 3 года;
- по другому оборудованию - 1 раз в год;
6) обследование кранов, отработавших нормативный срок, через 1 - 3 года в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам;
|
|
7) текущий, капитальный и иные виды ремонта, предусмотренные нормативно-технической документацией.
Для портальных кранов - основного технологического оборудования портов - во всех перечисленных мероприятиях предусматривается осмотр металлоконструкций с целью обнаружения трещин и других дефектов на основе разрабатываемых портом карт осмотра крана. Исключение составляет упрощенный ежесменный осмотр, выполняемый докером-механизатором при приемке-сдаче смены, когда осмотр металлоконструкций производится с земли и с площадок на портале и на поворотной части крана.