Под режимом эксплуатации сооружения следует понимать совокупность основных условий и требований, которые должны строго выполняться при использовании сооружения. Например, для причалов это нагрузки от перегрузочной техники, устанавливаемой на причале.
Нагрузки не должны превышать допустимых значений, предусмотренных проектом.
К требованиям режима эксплуатации относятся: исправность инженерных коммуникаций, отбойных устройств и т. д. Нарушение этих требований может привести к возникновению дополнительных усилий в конструкции и, как следствие, к нарушению ее прочности и устойчивости.
При возникновении существенных изменений в условиях службы или в состоянии сооружений режим их эксплуатации должен быть соответственно изменен. Изменения режима эксплуатации должны оформляться приказом по порту.
В состав инженерного обслуживания портовых сооружений входят: осмотры и обследования; инструментальные наблюдения; проектирование ремонтных мероприятий; технический надзор за ремонтными работами; планирование ремонта и других мероприятий технической эксплуатации.
|
|
Сооружения должны подвергаться следующим видам осмотров и обследований: повседневному и периодическому осмотрам, контрольно-инспекторскому и внеочередному обследованию. Повседневные осмотры проводятся силами хозяйственных частей подразделений и лицами, за которыми закреплены сооружения (например, 'начальник причала, склада, комендант здания и т. д.). Целью повседневных осмотров является визуальная проверка состояния сооружений и соблюдения условий установленного режима эксплуатации. В процессе повседневного надзора выявляются мелкие неисправности, устраняемые, как правило, силами и средствами района (комплекса). Результаты повседневного надзора оформляются соответствующими записями в журналах.
Периодические технические осмотры должны давать исчерпывающие представления о состоянии сооружения и данные для планирования ремонтных работ. Целесообразно для участия в проведении периодических осмотров привлекать специалистов санитарно эпидемических станций, пожарного надзора, портнадзора. Результаты периодических осмотров оформляются отчетом.
Контрольно-инспекторские обследования включают сложный комплекс работ по изучению состояния всех конструктивных основных элементов портовых сооружений с применением различной аппаратуры, взятием и исследованием проб, материалов, испытанием сооружения и конструктивных элементов. Необходимость в проведении инструктивных наблюдений устанавливается портом совместно с проектными организациями.
|
|
Внеочередные обследования проводятся обычно после штормов, ледоходов, сильных ливней и в ситуациях, в результате которых сооружения подверглись воздействиям, выходящим за пределы нормальных условий эксплуатации. При обнаружении неисправностей при внеочередном обследовании принимаются меры для срочной ликвидации этих неисправностей или устанавливаются новые режимы эксплуатации. Внеочередные обследования выполняются специальными комиссиями с привлечением проектных и научно-исследовательских организаций. Комиссия, выполняющая внеочередные обследования, устанавливает возможность и условия дальнейшей эксплуатации сооружений, объемы и сроки выполнения ремонтных работ.
Состояние акваторий портов контролируется:
- проведением промеров глубин;
- наблюдениями за заносимостью;
- проверкой наличия на дне топляков, а на поверхности воды — плавающих предметов и загрязнений.
Регулярными промерами контролируется состояние глубин в каналах и гаванях. Капитаном порта устанавливается проходная осадка судов для движения по каналу и акватории порта. Для каждого порта устанавливается предельная скорость движения судов и угол подхода судов к сооружению. Гарантированные глубины и безопасность судоходства должны обеспечиваться регулярным выполнением дноуглубительных работ и удалением со дна подводных препятствий.
Содержание сооружений порта в надлежащем техническом состоянии зависит от своевременного и качественно выполненного ремонта. По характеру и объему работ различают капитальный и текущий ремонты. Капитальным ремонтом предусматривается обычно замена несущих конструктивных элементов сооружения. Текущим ремонтом предусматривается замена отдельных элементов сооружения, устранение мелких неисправностей. Целесообразно в процессе капитального ремонта выполнять также и модернизацию сооружений, в результате которой может быть увеличена пропускная способность причала.
ПРАВИЛА