Понятие эксплуатации машин подразумевает эффективное использование оборудования за счет организационной и технологической подготовки перегрузочного процесса и работоспособности машин.
Под работоспособностью понимается такое техническое состояние оборудования, при котором его параметры находятся в пределах, заданных технической документацией, т.е. когда машина способна выполнять заданные функции с регламентированными параметрами.
Комплекс задач и работ, ограничиваемый вопросами поддержания оборудования в работоспособном состоянии (техническое обслуживание, надзор, ремонт), объединяется понятием техническая эксплуатация.
В эксплуатационной деятельности портов необходимо предусматривать подсистему технической эксплуатации, так как этим определяется способность машин работать с заданными параметрами по производительности и энергопотреблению. От этого также зависят срок службы машин и окупаемость капиталовложений в технику, надежность в работе и, следовательно, надежность транспортного обслуживания.
Слаборазвитая система технической эксплуатации может привести к высоким расходам на аккордную оплату срочных неплановых ремонтов, штрафам за срыв обработки флота (особенно линейного) и т. д.
Современный уровень проектирования техники предусматривает разработку методов и средств технической эксплуатации. Следовательно, приобретая новые средства погрузочно-разгрузочных работ, необходимо приобрести или создавать инфраструктуру обслуживающего сервиса, что позволит поддерживать работоспособность техники во времени.
Организация технической эксплуатации машин определяется режимом производства (сезонностью, сменностью, сменной и годовой загрузкой машин) и конструктивными особенностями машин.
В технической эксплуатации используют следующие общепринятые термины и определения:
надежность — свойство технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах при соответствующих режимах и условиях использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования;
исправное состояние — состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документации;
работоспособное состояние — состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполняв заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической или конструкторской документации;
отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта;
наработка (на отказ) — продолжительность или объем работы до отказа;
предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление его исправного (работоспособного) состояния невозможно или нецелесообразно;
технический ресурс (ресурс) — наработка объекта от начала эксплуатации либо ее возобновление после среднего или капитального ремонта до наступления предельного состояния;
ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта.
Основными задачами технической эксплуатации
перегрузочных машин являются:
1) максимальное использование производительности оборудования путем полной реализации технических возможностей машин, выявления резервов производительности на основе передового опыта новаторов производства;
2) увеличение долговечности машин и снижение износов
путем соблюдения правильных приемов работы и обслуживания, а также качественного ремонта;:
3) снижение эксплуатационных расходов на ремонт, запасные части, материалы и т. п.;
4) обеспечение безопасности во время работы, ремонта и повышение надежности, перегрузочных машин в работе.
Техническая эксплуатация включает мероприятия по приемке, пуску в эксплуатацию и техническому надзору за оборудованием, техническому обслуживанию машин (уход, регулировка, смазка), планово-предупредительный ремонт. Все эти мероприятия проводятся в соответствии с «Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов», Правилами Госгортехнадзора России, а для плавучих перегрузочных средств также в соответствии с Правилами Российского Регистра. Основу технической эксплуатации машин в нашей стране составляет планово-предупредительная система обслуживания и ремонта машин. При этом предусматривается планомерное и своевременное проведение профилактического технического.обслуживания и ремонта с целью предупредить развитие интенсивных износов или дефектов и тем более.аварийных повреждений.