Гуманитарный факультет
Кафедра филологии и журналистики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим
вопросам
__________ Л.К. Еркинбаева
«____» ____________ 2017г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины: Общее языкознание
Специальность: 5В011800 – Русский язык и литература
5В 012200 – Русский язык и литература с
Нерусским языком обучения
Талдыкорган, 2017 г.
Учебно-методический комплекс составлен доцентом Есимкуловым Б.Н. на основании ГОСО РК 22.06.2006г. специальности 5В012200 – «Русский язык и литература с нерусским языком обучения» и типовой учебной программы.
___________________________
(подпись преподавателя)
Рассмотрен на заседании кафедры филологии и журналистики
От ______ мая 2017 г., протокол № ______
Заведующий кафедрой ___________________ Ж.Б. Есенбек
Одобрен методическим бюро гуманитарного факультета
От _______ мая 2017 г., протокол № _______
Председатель МБ______________________ Жаукумова Ш.С.
СМК ЖГУ И/РУУПД. 09-2017 | Ф.4.09-36 |
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по академическим вопросам
_____________ Л.К. Еркинбаева
«_____» ___________2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: Общее языкознание
для специальности: 5В012200 – «Русский язык и литература
в школах с нерусским языком обучения»
3-кредита
Талдыкорган - 2017г.
Составитель: Есимкулов Бакыт Нусупбекович, к.ф.н, ассоциированный профессор (доцент)
Рецензент: Ли Эмма Викторовна, к.ф.н, профессор кафедры журналистики и филологии ЖГУ им. И. Жансугурова
Учебная программа рассмотрена на заседании кафедры журналистики и филологии и рекомендована к использованию в учебном процессе для студентов специальности 5В012200 - русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения
Протокол №____ от «____»______________2017 г.
Зав.кафедрой __________________ Есенбек Ж.Б.
Учебная программа одобрена методическим бюро гуманитарного факультета и рекомендована к утверждению.
Протокол №_____ от «____» _____________2017 г.
Председатель МБФ___________________ Жаукумова Ш.С.
СМК ЖГУ П/УМКД.09-2017 | Ф.4.09-28 |
Гуманитарный факультет
Кафедра журналистики и филологии
С И Л Л А Б У С
по дисциплине: Общее языкознание
для специальности: 5В012200 - Русский язык и литература в школах с
нерусским языком обучения
форма обучения: очная
Курс: 4
Семестр: 7
Количество кредитов: 3
Всего часов: 135
Из них:
Лекций: 30
Практических: 15
СРС (в том числе СРСП): 90
Рубежный контроль: 1
Экзамен: 7 семестр
Талдыкорган - 2017 г.
ДАННЫЕ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ
|
|
Есимкулов Бакыт Нусупбекович -доцент кафедры журналистики и филологии, кандидат филологических наук
Тел.: 321104, e-mail - esimkulov.63@mail.ru
Часы занятий – по расписанию.
Время консультаций – по средам в 15.00. в 124 к. учебного корпуса №1 (ул. Жансугурова, 187-А)
Пререквизиты: синтаксис современного русского языка
Постреквизиты: учебно-производственная практика
Краткое описание дисциплины
Цель курса «Общее языкознание» - обобщить, углубить и расширить лингвистическую подготовку студентов-филологов. В результате изучения этого курса, являющегося завершающим в системе дисциплин лингвистического цикла, студенты должны получить основные знания узловых проблем теории языкознания, без осмысления которых не может быть четкого понимания сущности языка как важнейшего средства общения и особенностей его функционирования.
Основное внимание в курсе «Общее языкознание» должно быть направлено на овладение методологией научного исследования, на изучение достижений русского языкознания.
Важнейшая задача курса – показать будущим учителям русского языка плодотворное воздействие лингвистической теории на практику преподавания языка, и прежде всего русского языка в национальной школе.
При чтении курса рекомендуется опираться на факты как русского, так и родного языка, по возможности привлекать иллюстративный материал из других родственных и неродственных языков.
Практические занятия должны способствовать дальнейшему формированию и совершенствованию умений анализировать факты разных языков, выявляя общее специфическое, проводить лингвистические наблюдения, делать выводы и обобщения.
Задачами учебной дисциплины являются:
- помочь студентам систематизировать и обобщить знания о языке, полученные при изучении всех лингвистических дисциплин, предусмотренных государственным стандартом для бакалавриата;
- вооружить студентов основными достижениями языкознания в виде базового лингвистического знания;
- познакомить их с этапами развития науки, с научными направлениями и школами и с трудами их основателей;
- познакомить студентов с методами и принципами научного описания языка и вооружить умениями по их использованию;
- подготовить к дальнейшему пополнению и углублению лингвистических знаний.
Лингвистические знания – это знания о языковой действительности. В них язык предстает: 1) как абстракция – уникальное и универсальное свойство человека, существующее не изолированно, а в связи с носителем, с обществом, с его культурой, историей, мышлением, менталитетом, мировидением; 2) как исторически сложившееся явление; 3) как система языковых единиц и их различных классов, которая организована структурой; 4) как функционирующий механизм.
Металингвистические знан ия включают: 1) информацию об истории развития языкознания, 2) сведения о структуре науки; 3) лингвистические модели описания и объяснения языка; 4) методы лингвистического описания и исследования языка; 5) понятийно-терминологический аппарат.
Практические умения вытекают из теоретических знаний и имеют выход в педагогическую и научно-исследовательскую деятельность.
Изучение курса «Общее языкознание» позволит студентам систематизировать знания о лингвистической природе языка, взглянуть на язык как единый организм, понять социальную природу языка, его внутреннюю структуру и формы существования, рассматривать язык как конкретно - историческую категорию, осуществлять связи с дисциплинами не только лингвистического, но и литературоведческого цикла, а также с общественными науками.
Формируемые компетенции:
- Владеет знаниями в области теории общего языкознания;
- Владеет заниями, умениями, навыками поиска, формализации, структурирования и систематизации психолого-педагогических знаний, быть способным к педагогической рефлексии,
|
|
- Владеет умениями и навыками лингвистического анализа,
- Владеет современными методами анализа языковых явлений,
- Умеет обобщить, сопоставить достижения научных направлений, школ.
- Умеет применить теоретические знания на практике.