Дети. Смотрите, что мы нашли! (Читают надпись.) Это бутылка с витаминами.
Воспитатель. Сейчас я тоже посмотрю. (Читает.) Это волшебные витамины. Тот, кто проглотит витаминку, превратится в красивый белый зуб. Вы хотите стать красивыми зубами?
Дети. Да, хотим!
Воспитатель. Интересно, какие из вас получатся зубы? Я дам каждому витаминку. Закройте глаза и откройте рот. (Музыка замолкает. Воспитатель дает детям витамины и надевает на голову каждого макет с изображением зуба.)
До трех считайте, глаза открывайте! Посмотрите на себя. Какими вы стали! Расскажите, что вы знаете о зубах. (Дети рассматривают изображения зубов и рассказывают.)
Встреча с Кариесом»
Неожиданно раздается страшный звук. Возле границы «Страны здоровых зубов» появляется ребенок, изображающий Кариес.
Кариес. Пустите меня в ваше волшебное царство белых зубов! Вы знаете, кто я? (Дети читают надпись на его груди.)
Правильно прочитали? А вы знаете, кто такой Кариес? (В от
ветах дети вспоминают всё, что знают об этой болезни.)
Верно. Я сейчас проберусь в ваше царство!
Пытается пройти в ворота, но не может.
Воспитатель. Что же нам делать? Посоветуйтесь.
Посовещавшись, дети решают, что нужно спрятаться под защи
ту зубной пасты и щетки. Неожиданно врывается Кариес и начи-
■ нает ловить зубы. Поймав некоторых, уводит их с собой и на
! изображение белого зуба наклеивает черную дыру. Часть детей ус-
, певают убежать за перегородку. Кариес скрывается.
j 4. «Приезд доктора»
I Звучит печальная музыка. Дети встречают заболевшие зубы.
[ Больные идут медленно.
| Дети. Что с вами случилось?
Больные рассказывают.
Воспитатель. Что же делать? (Посовещавшись, дети предлагают вызвать доктора.)
Доктор. Здравствуйте, я врач-стоматолог. Вы знаете, что я лечу? Что у вас случилось? А что нужно знать, чтобы не заболеть кариесом? (Выслушивает ответы детей.) Я не смогу здесь вылечить ваших друзей, но помогу снять боль. Нужно сделать гимнастику Су Джок. Наши ладони похожи на человечков. Большой палец — это голова, указательный и мизинец — руки, а средний и безымянный — ноги. На большом пальце найдем болевую точку и помассируем ее. (Звучит спокойная музыка. Дети повторяют дви-
жения.) Вам понравилось мое лечение? Может, вы тоже знаете, как можно снять зубную боль?
Ребенок. Можно провести аутотренинг! Надо удобно сесть, а еще лучше — лечь и расслабиться. Закрыть глаза... Солнышко пригревает. Оно греет вашу правую ногу, левую; вашу правую руку, левую; вашу голову. Зубная боль становится все меньше и меньше, меньше и меньше.
Доктор. Мне так понравилось с вами. Можно обратиться к вам с просьбой? Мне так хочется получить на память ваши портреты.
Воспитатель. У нас нет фотоаппарата. Что же делать? (Дет и предлагают нарисовать.) Тогда нужно отправиться в королевство волшебной Кисточки.
5. «В королевстве волшебной Кисточки»
Воспитатель. Чтобы туда пройти нужно отгадать загадку.
Слушайте!
Тридцать два веселых друга, Уцепившись друг за друга, Вверх и вниз несутся в спешке, Хлеб грызут, грызут орешки.
Дети отгадывают загадку и проходят в королевство.
Преподаватель рисования. Здесь, дорогие мои зубки, живет Королева Кисточка. Посмотрите вокруг, может быть, кто-то из вас встретит в этом королевстве своих друзей? (Дети находят макеты зубов.) Ой, ребята, а что с ними случилось? Почему один из них — веселый, а другой — грустный?
Дети. Зуб заболел. Он желтый, а не белый.
Преподаватель рисования. Что же вас привело в королевство волшебной Кисточки? (Дета рассказывают.) Хорошо вы придумали. Но вы уже устали, поэтому перед работой давайте проведем психо гимнастику.
Звучит спокойная, тихая музыка. Для рисования мы используем различный материал — зубную пасту, пенку с красками, гуашь. Выбирайте, что хотите, и начинайте работу. (Под музыку дети рисуют.)
6. «Снова в путь»
Готовые рисунки дети отдают доктору и рассказывают о сйойи замысле.
Доктор. Спасибо за портреты:, А теперь приглашаю вас к еебе в кабинет, где я смогу вылечить ваших друзей. Возьмитесь за руги и идите за мной. (Под музыку уводим детей.)
Содержание схемы (модели) анализа проведенного занятия представлено в табл. 7.
В?
Занятие по развитию речи с использованием театрализованной игры в средней возрастной группе
Тема «Путешествие в мир сказок»
Цель: развить речь ребенка в процессе диалога персонажей знакомых сказок. Задачи:
Р — прививать интерес к театрализованной игре, желание участвовать в коллективных играх; развивать мимику, движения, умственную активность, творческие способности, собственную речь;
О — закрепить знания детей о знакомых сказочных произведениях; учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения, используя в речи монологи, диалоги; пополнять словарный запас;
В — воспитывать любовь к народному творчеству; поощрять добрые отношения, внимание друг к другу, активность и самостоятельность.
Ход занятия
1. Психологический настрой детей
Дети здороваются с гостями, приглашают в свою группу и вежливо предлагают сесть.
У воспитателя в руках — палочка, на конце которой прикреплен силуэт комара. Воспитатель издает звуки, напоминающие комариные (з-з-з-з-з), и спрашивает детей:
— Кто это к нам в гости прилетел?
Дети. Комар!
Воспитатель. А как вы его узнали? (Дети ствечают: маленький, жужжит, летает, дтнныйнос, как иголке) Давайте встретим нашего необычного гостя.
Дети здороваются с Комаром, и приглашают к себе поигрят ь.
Комар (голосом воспитателя). Извините, мне нужно лгегехь дальше.
19
Дети. Куда?
Воспитатель. Куда же ты путь держишь?
Комар. По морю, по окияну, в царство славного Салтана.
Воспитатель. Дети, из какой сказки этот герой? (Ответы детей.) А мы можем оказаться в этой сказке?
Дети. Да!
Воспитатель. А каким образом? (Из нескольких ответов дети выбирают один.) Давайте скажем волшебные слова и превратимся в комариков. Тогда мы сможем полететь за нашим героем. (Воспитатель вместе с детьми придумывают волшебные слова и произносят вслух.)
Дети голосом изображают комаров (з-з-з-з) и, расправив руки, легко, на мысочках, бегут по группе под музыкальное сопровождение. Закройте глаза на минутку. Теперь откройте. Дети! Где это мы с вами очутились?
Дети. В сказке.
Воспитатель. Сядем тихонько и посмотрим, что же будет дальше? (Дети садятся на ковре.)
2. Введение детей в мир сказки (инсценировка отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе С ал тане»)
Воспитатель
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
Аня
Кабы я была царица... То на весь бы мир одна Наткала бы полотна.
Таня
Кабы я была царица... То на весь крещеный мир Приготовила бы пир.
Ксюша
Кабы я была царица... Я б для батюшки-царя Родила богатыря.
Воспитатель
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь...
Речь последней, по всему, Полюбилася ему.
Царь
Здравствуй, красная девица!..
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас — ткачиха,
А другая — повариха.
Уходят.
Воспитатель. Дети, в какой сказке мы с вами побывали? (Ответ: в «Сказке о царе Салтане»,) Давайте попрощаемся с Комариком, поблагодарим его.
3. Валеологическая пауза
В группу вбегает Зайчик.
Воспитатель. Кто это, ребята? Откуда он?
Ответы детей. Возможно обыгрывание голосом.
Воспитатель. А какой он, Зайчик?
Дети. Бодрый, подвижный.
Воспитатель. Наверное, он много двигается, умеет правильно дышать, заботится о своем здоровье. А вы хотите быть такими же здоровыми?
Дети. Да!
Воспитатель. А что для этого нужно? (Ответы детей:..., заботиться о своем позвоночнике.) Давайте позаботимся.
Дети делают упражнения со словами из валеологаи.
Когда встаю я по утрам, Мой позвоночник гибок, прям. Когда я сплю, стою, сижу, Я позвоночник берегу, И от болезней убегу!
Зайчик. Молодцы! Я хочу и дальше дружить с вами н дарю вам игру...
4. Дидактическая игра -«Собери картинку и обыграй ее»
Воспитатель раздает детям части картинок. (Целые лежа/п на трех столах— по одной.) Деги, разделившись на три группы, собирают целое из частей. Воспитатель поощряет тех, кто собран картинку первым, затем предлагает детям обыграть свои картии-
П
ки. Дети самостоятельно распределяют роли для обыгрывания, получают у воспитателя атрибуты. Остальные наблюдают, сопереживают.
5. Диалоги сказочных героев
Диалог из русской народной сказки «Заячья избушка»
Петух. Чего, Заинька, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась она ко мне в дом, да меня ж и выгнала.
Петух. Пойдем, Заинька, я твоему горю помогу.
Заяц. Куда тебе, Петушок? Собаки гнали, не выгнали, Медведь гнал, не выгнал, и тебе с Лисой не справиться.
Петух. Нет, выгоню!..
Диалог из русской народной сказки -«Машенька и Медведь»
Медведь. Сяду на пенек, съем пирожок.
Маша. Не садись на пенек, не ешь пирожок. Высоко сижу, далеко гляжу!
Медведь. Ах! Какая глазастая!..
Диалог из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»
Волк. Куда идешь, Красная Шапочка?
Красная Шапочка. К бабушке. Несу ей пирожок и горшочек масла.
В о л к. А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка. Вон за той мельницей...
Воспитатель хвалит детей за инсценировки.
6. Физкультминутка «Утречко» — пальчиковое упражнение
Солнышко встало — утро настало Эй, Федя, разбуди соседей... Вставай, большая, Вставай, указка. Вставай, середка, Вставай, сиротка! Вставай, Митрошка! Привет, ладошка!..
7. «Угадай, кто пришел»
Воспитатель. Дети, кто к нам стучится? Давайте пригласим войти!
Дети. Заходите, пожалуйста! (Заходит ребенок, выполняет движения Петушка.)
Воспитатель. Кто это? Угадайте!
Дети. Петушок!
Воспитатель хвалит Петушка за красивую походку. Петушок передает воспитателю «волшебный мешочек».
8. «Волшебный мешочек»
Воспитатель. Угадайте, дети, что у меня в «волшебном мешочке»? (На ощупь.)
Дети. Ложки! (Достают по очереди и вместе с воспитателем вспоминают слова из сказки.) «Эта ложка простая — Котова. Это ложка простая — Пётина, а эта ложка — непростая, точеная, ручка золоченая, Жихаркина. Никому ее не отдам!».
Воспитатель, Из какой сказки эти ложки?
Дети. «Жихарка».
Воспитатель. Вы ее хорошо знаете?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда давайте приготовим всё, что нам понадобится, и поиграем. (Идет распределение ролей.)
9. «Жихарка»
Воспитатель. Где жил Жихарка? С кем? Чем они занимались?
Д е т и. На охоту ходил. Домовничал. Обед готовил, стол накрывал да ложки раскладывал.
Воспитатель. Что наказывали Кот и ПетухЖихарке?
Дети. Дверь запирать, никому не открывать.
Воспитатель. Но что случилось однажды?
Дети. Кот, Петух (выбираются дети) ушли на охоту, а Жихарка (Ваня) забыл двери запереть. (Инсценировка.)
Зрители благодарят артистов.
10. Подведение итогов
Воспитатель (подводя итоги). Что мы с вами делали?
Дети. Играли в сказки.
Воспитатель. Мне понравилось, как вы друг другу помогали, были внимательны. Вы хорошо знаете сказки, а еще лучше научились рассказывать их и показывать. Очень выразительно это делали Ксюша, Ваня, Полина, Аня, Саша. Молодцы!
Результативную деятельность проведенного занягия представляет схема (модель) анализа в табл. 8.
Занятие в подготовительной к школе группе <из цикла, программы «Радуга»)
Тема «Шаг в иауку>. (Раздел «Зоология ►) Цель: помочь детям в процессе самостоятельной поисковой деятельности осознать ценность научных книг. Задачи:
Р — формировать удегей интерес к самостоятельному поиску научных знаний в процессе реализации педагогических форм (научный доклад, решение кроссвордов, работа с географической картой);
О — дать краткую информацию о деятельности ученых XX века; закрепить знания о млекопитающих;
В — воспитывать у детей интерес и способность работать в творческих группах.
Материал: разнообразный материал о животных для создания книги; всевозможные научные книги энциклопедического содержания, листы бумаги, фломастеры, карандаши, ручки, линейки, клей, различные ребусы и кроссворды о животных, контурная географическая карта, силуэты животных, шапочки «молодых академиков», магнитофон, проигрыватель.
Предварительная работа: ознакомление с наукой зоологией, географической картой животного мира; составление алгоритмов своей поисковой деятельности; чтение письма от ученого-зоолога XIX века с просьбой помочь написать научную книгу; сбор разнообразного материала о животных; изготовление шапочек «молодых академиков»; разучивание «Гимна науке».
Ход занятия
1. «Письмо-загадка» от ученого XIX века
Воспитатель вместе с детьми рассматривает материал, который они собрали за неделю по теме «Зоология». В группу входит кто-то из взрослых, спрашивает:
— Что это у вас такое? Зачем вам всё это?
Дети отвечают, что получили письмо от ученого-зоолога. Зачитывают его.
Воспитатель. Вот поэтому мы и собрали столько материала.
Взрослый. И как, помогли вы ученому?
Дети. Да нет, еще не помогли.
Взрослый. Почему?
Дети. Мы не знаем, что ему надо конкретно. Ведь у него не дописаны три страницы, а о каких животных, мы не знаем.
Воспитатель. Как же нам быть? Хочется помочь, а как? Было бы здорово встретиться с самим ученым и весь материал ему показать. Но как это сделать?
Дети отвечают.
2. Сюрпризный момент. Встреча с ученым-зоологом
Взрослый. Ребята, а я слышал, что есть такой способ, но
не знаю, правда ли это. Можно встретиться с человеком даже из XIX века с помощью силы мысли. Для этого надо встать в круг, взяться за руки, представить ученого, закрыть глаза и сильносильно захотеть, чтобы он здесь появился. Но сделать это надо обязательно всем вместе, иначе у нас ничего не получится.
Звучит музыка. Дети попадают в прошлое. Появляется ученый-зоолог.
Ученый. Что такое? Где я? Куда я попал?
Воспитатель. Здравствуйте, не волнуйтесь, пожалуйста. Вы — ученый?
Ученый. Да, я — ученый-зоолог, но ответьте мне, где я?
Дети отвечают.
Воспитатель. Уважаемый ученый, вы находитесь в детском саду. Мы получили Ваше письмо и узнали, что Вам необходима помощь, но мы не знаем, как помочь, и поэтому силой своих мыслей мы переместили Вас к нам, в XXI век.
Ученый. А как вы можете мне помочь? Ведь вы еще такие маленькие и наверняка не умеете еще читать и писать.
Дети отвечают.
3. Создание научных лабораторий
Ученый. Дело в том, что я писал книгу о животных в алфавитном порядке, чтобы ею удобнее было пользоваться всем. А вот на букву «М» у меня нет никакого материала о животных. На каждую букву мне необходимы две страницы.
Воспитатель. Но, уважаемый ученый, Вы писали, что у Вас не дописаны три страницы!
Ученый. Ах да, третья страница — это карта, как завершение всей моей книги, но, чтобы заполнить ее, у меня не достает материала о животных на букву «М».
Воспитатель. Ребята, а каких животных на букву «М» вы знаете?
Дети отвечают.
Ученый. А мне надо написать только об одном животном.
Воспитатель. Ребята, о каком животном вы могли бы рассказать ученому? Наверное, это будет животное, о котором вы много знаете, можете найти информацию в книгах, смотрели телепередачи и свое сообщение построите так, чтобы оно было понятно другим.
Дети делают выбор. Уважаемый ученый, мне кажется, что Ваша книга будет не очень интересна для детей, если в ней будут только одни научные доклады.
У ч е н ы й. А что же мне тогда делать?
Дети предлагают внести в книгу кроссворды, загадки, шарады. Я бы тоже хотел, чтобы в моей книге была загадочная страница. Теперь мне понятно, о каких трех страницах шла речь в письме.
Виды творческих лабораторий
Создание научных докладов.
Географические исследования.
«Загадочная» лаборатория.
Воспитатель. Итак, страниц у нас три. Как мы их будем заполнять?
Дети образуют три группы для работы в лабораториях.
4 Зак_ 53068
Построение алгоритма
Ученый. Для того чтобы написать книгу, недостаточно только одних знаний. Надо знать последовательность написания, чтобы книга была понятна всем. А как вы начинаете свою работу?
Дети отвечают.
Воспитатель. Для этого мы с ребятами строим план своей поисковой деятельности.
Ученый. Что это за план такой?
Дети отвечают: построение алгоритма поисковой деятельности.
Да, теперь я вижу, что вы действительно сможете помочь закончить мою книгу.
5. Самостоятельная поисковая деятельность детей в лабораториях
Если одна из лабораторий заканчивает работу раньше, дети
оказывают помощь другим.
6. Результат продукта деятельности детей в лабораториях — сообщения, дополнения, вопросы, взаимопроверка.
7. Прощание с ученым
Ученый благодарит детей за помощь, дарит им шапочки «молодых академиков». Ребята исполняют «Гимн науке», делают «Магический круг» и перемещают ученого обратно. Делятся впечатлениями.
Результаты проведенного занятия представлены схемой (моделью) в табл. 9.
Занятие по экологическому воспитанию в средней возрастной группе
Тема «Весна в лесу»
Цель: закреплять и расширять имеющиеся представления у детей о природе.
Задачи:
О — учить детей различать сезонные изменения весной, понимать периодичность наступления времени года, знать названия весенних месяцев и их признаки;
Р — формировать у детей элементы экологического сознания, развивать мышление, память, воображение, внимание;
В — воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему нас миру.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением времен года, дидактическая игра «Этажи леса», костюм «Лесовик», карточки с загадками, письмо от «лесных жителей», кассеты с записью звуков леса и детских мелодий.
Раздаточный материал: листы с изображением весны, цветные мелки.
Ход занятия
1. Психогимнастическая игра «Дождик»
Дети становятся в круг.
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что сейчас пойдет дождь. Мы с вами сочиним музыку дождя. Повторяйте за мной. Упало две капли..! (Отхлопали два раза.) Упало три капли..! (Отхлопали три раза.) Упало четыре капли..! (Отхлопали четыре раза.) Упало пять капель..! (Отхлопали пять раз.) Пошел сильный ливень! (Хлопки вразнобой.) И вот дождь начал затихать.
Упало три капли..! (Отхлопали три раза.) Упало две капли..! (Отхлопали два раза.) А теперь, дети, прислушайтесь! Сейчас упадет последняя капля... (Один тихий хлопок.)
2. Путешествие в лес
Воспитатель. Ребята, дождик прекратился, и сейчас самое время отправиться за город. Как вы считаете? Мы поедем в автобусе, но сначала нужно вспомнить правила поведения в общественном транспорте.
Дети отвечают. Рассаживаемся по местам. Поехали!
Звучит музыка с записью детских мелодий. Остановка «Лесная», выходим!
3. Отдых на полянке
Воспитатель. Вот полянка, давайте присядем на ней и послушаем музыку леса. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно прислушаться. (Звучит кассета с записью звуков природы.) Что вы услышали?
Дети отвечают. А я услышала, как где-то журчит ручей, как из-под земли пробивается первый росток.
В это время из-за кресла появляется «Лесовик». Ой, кто это?.. Да это же добрый человечек, живущий в лесу, потому и зовут его Лесовик. Давайте, ребята, с ним поздороваемся.
Лесовик (читает стихотворение В. Орлова «Живой букварь»)
Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению, Паучок терпению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду, Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте. У природы круглый год Обучаться нужно. Весь большой лесной народ Учит крепкой дружбе.
А вы, дети, знаете, какое сейчас время года?
Дети отвечают. А какие еще времена года бывают?
Дети отвечают.
А по картинкам угадаете? (Лесовик достает иллюстрации с изображением разных времен года. Дети угадывают времена года и рассказывают об их признаках.)
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, что сейчас в лесу происходит с животными, деревьями?
Дети отвечают.
Л е с о в и к. А загадки вы отгадывать любите? (Задает три-четыре загадки об обитателях леса.)
Дети отвечают.
А животных по этажам леса вы сможете расселить? (Предлагает детям дидактическую игру «Этажи леса». Дети вместе с воспитателем расселяют обитателей леса по этажам.)