Глава 1. Феномен прощения в жизни личности

Почему люди сталкиваются с проблемой невозможности простить ближнего? Л. Б. Шнейдер предполагает, что виной всему является забота о чужом мнении, нежелание потерять лицо и гордость. Он обращается к древней Руси, ее обычаям, традициям. На Руси существовало понятие чести, которую нельзя было опорочить [16]. Обидчик, который нарушил законы общества, другого человека должен был отвечать за свои действа. Но при этом, также на Руси существовал обычай, который заключался в том, что нельзя было отказывать просящему человеку. И таким образом наши предки сталкивались с дилеммой. С одной стороны, важно не опорочить свою честь, с другой стороны, нельзя отказывать просящему человеку. Как быть в такой ситуации? Выход был найден. В Православии существует праздник, который называется Прощеное Воскресенье. В этот день человек может, как попросить прощение у тех людей, которых обидел, так и получить прощение в ответ. Именно в данный праздник на Руси любой человек мог простить своего обидчика, не подвергая свою честь сомнению.

В. Франкл говорит, что сегодня инстинкты и традиции не руководят людьми и не диктуют им как поступать. Он вводит понятие «экзистенциального вакуума», который заключается в потере инстинктов, которые обеспечивали раньше безопасность в мире животных, и потере традиций, которые руководили жизнью человека ранее [13]. Если сегодня традиции и правила отличны от прошлых, то является ли прощение настолько значимым? И что руководит прощением сегодня?

В. Франкл рассматривает связь между прощением и свободой. Рассуждая о свободе человека, он пишет, что человек не является свободным в выборе обижаться ему или нет [13]. Обида возникает непроизвольно от его желания. Но он может сам выбрать дальнейшие свои действия и либо предпринять что-то для избавления от обиды, либо принять ее, либо отвергнуть. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что человек не прощает лишь тогда, когда сам выбирает путь непрощения. Мы не можем не чувствовать обиду в тех ситуациях, когда она естественна, но мы ответственны за трансформацию ее.

Также В. Франкл подчеркивает ограниченность человека виной в прошлом и смертью в будущем [13]. Именно такая ограниченность совершенствует человека и придает ему смысл жизни [13]. Ведь в отсутствии вины, у человека отсутствовала бы и мотивация к изменению. А в отсутствии ограниченности жизни, человеку незачем бы было стремиться к разрешению ситуация. Конца нет и нет желания избавиться от тягостных мыслей. В связи с этим В. Франкл говорит о том, что каждый человек свободен и ответственен за свои поступки. И эта свобода заключается и в том простит он обидчика или нет [13]. Исходя из этого, вытекает следующая проблема: часто человек стремится к прощению, осознает его необходимость, но при этом прощение не наступает.

Существуют различные взгляды на феномен прощения. Кто – то рассматривает его как позитивный, кто – то как негативный.

Например, Ф. Ницше говорит о прощении как неуважении к обидчику [6]. По его мнению, прощая, мы принимаем неспособность обидчика действовать разумно и следовать определенным принятым в обществе правилам. Э. А. Гасин рассматривает прощение как слабость [6], Ф. Е. Василюк как мнимое милосердие и желание возвыситься над другим человеком [6].

А вот К. Типпинг рассматривает прощение как феномен позитивный. Он говорит, что мы не можем быть счастливы и здоровы, пока обижаемся [12]. Л. Б. Шнейдер, исследуя прощение в супружеских парах, говорит, что оно напрямую связано как с поддержанием существующих отношений, так и с успешностью отношений будущих [16]. Конечно, взглядов на прощение как феномен позитивный существенно больше.

Р. Энрайт внес большой вклад в исследование прощения. Он выделил различия в прощении у детей и взрослых. Если у ребенка прощение основано на желании кары и возмездия, а также мнении взрослого и авторитетного человека, то у взрослого прощение основано на моральных нормах, религиозности и желании душевной гармонии [17]. Таким образом, ребенок готов простить лишь тогда, когда знает, что обидчик будет справедливо наказан, а близкий взрослый оценит детский шаг милосердия. Взрослый же, находясь на более высокой стадии морального развития, прощает обидчика для нормализации своей жизни, вне зависимости от наказания и поощрения. Как пишет N. Fow: «прощение и примирение – не одно и тоже» [22].

Также Р. Энрайт был первым, кто исследовал прощение как процесс и выделил 4 фазы прощения: фаза открытия, фаза принятия решений, фаза действий, фаза результата. Важно отметить то, что данные фазы обширны и не иерархичны. Таким образом, данные фазы не обязаны соблюдаться в четком направлении от первой к последней. Человек может включаться на любом этапе и передвигаться по фазам с любой скоростью и в любой последовательности. Это позволяет вернуться и проработать то, на что, возможно, не хватило времени, или то, что не было осознано на какой – либо из фаз.

Многие исследователи связывают прощение и физическое здоровье. Они доказывают прямую связь между хорошим самочувствием и способностью прощать. Например, J. A. Strasser в своих исследованиях выявляет связь между способностью к прощению и хорошим самочувствием у пожилых людей [27]. А, например, К. Типпинг в своей книге «Радикальное прощение» разделяет прощение на Традиционное и Радикальное [12]. Именно Радикально прощение и связано напрямую с физическим самочувствием. Радикальное прощение – это желание человека простить всех людей вокруг себя, даже тех, кто не причинял боли и обид. Но при этом у такого человека (обиженного) не возникает никогда обид, у него абсолютно отсутствует потребность кого – либо винить. При Радикальном прощении человек не рассматривает никаких подоплек под действиями других, открыто доверяет людям и не имеет никаких негативных мыслей. Именно при Радикальном прощении человек ощущает себя по настоящему счастливым, спокойным и радостным. Именно такое прощение является источником здоровья, как физического, так и психического. К. Типпинг приводит реальные примеры исцеления людей от рака. Все они проходили методику, разработанную К. Типпингом для прощения.

R. P. Fitzgibbons также связывает прощение и здоровье. Он пишет о том, что пока человек не может отпустить свою обиду, и постоянно думает о ней, тело и психика истощаются [21], что приводит к различным негативным проявлениям. Человек может испытывать различные боли и напряжение в теле, быть подверженным множественным заболеваниям.

P. A. Hannon и его коллеги в ходе своих исследований установили положительную корреляцию между непрощением супруга и ухудшением здоровья вскоре. Особенно такое ухудшение здоровья затрагивает сердечно - сосудистую систему и органы зрения [24]. В рамках психосоматики это можно объяснить следующим образом: негативные мысли приводят к различным скачкам давления, а вместе с тем и поражению сердечно – сосудистой системы. А вот органы зрения могут быть затронуты вследствие болезненных переживаний, на которые человек уже не имеет сил, и которые становятся, как бы менее обнаруживаемы с ухудшением зрительных способностей. Поэтому одним из самых важных факторов к прощению может стать именно улучшение физического здоровья.

Некоторые авторы рассматривают непрощение как реальный стресс для организма, который может вызывать различные неприятные переживания и иногда даже серьезные последствия, равные последствиям после хронического стресса. E. L. Worthington с коллегами выделяют несколько аспектов прощения: «1) люди, которые прощают, могут рассчитывать на более сильную социальную поддержку; 2) прощение супруга снимает напряжение в браке; 3) прощение может напрямую положительно влиять на здоровье; 4) непрощение может быть связано с отсутствие навыка строить конструктивные отношения» [29]. Если человек постоянно испытывает напряжение, в какой – то момент оно переходит в хронический стресс, который реально истощает организм, как психологически, так и физически. Таким образом, стресс является естественным сопровождением непрощения. Что касается навыка построения конструктивных отношений, данный навык заключается в способности контролировать свои переживания и умении разрешать возникающие конфликты конструктивно. Данное умение может сформироваться лишь в условиях значимых и ценных отношений с партнером.

J. Rowe в своих исследованиях приходит к выводу о том, что желая простить обидчика, человек стремится к душевному облегчению и восстановлению отношений [26]. Хотя многие авторы подчеркивают то, что прощение и примирение не одно и тоже. Например, N. Fow пишет о том, что часто после прощения человек не готов продолжить отношения со своим обидчиком [22]. Он уже не жаждет мести, искренне желает добра своему обидчику, но их отношения на этом заканчиваются. Возможно, здесь срабатывает страх того, что обидчик может еще раз причинить боль, или данные случаи говорят о том, что доверие между людьми не восстановлено. Однако, что касается, «душевного облегчения», то под ним подразумевается снятие психологического напряжения, в котором пребывает человек, который не может простить.

Существует много мнений на тему того, что лежит в основе прощения. Какими качествами должен обладать человек, чтобы он мог прощать любого ближнего?

В ходе исследования А. С. Чукова выявила, что взгляды на прощение абсолютно различны: кто – то воспринимает прощение как проявление доброты и снисходительности, кто – то как осознание ситуации и обидчика, кто – то как эмоциональное состояние, кто – то как умение и способность, кто – то как установку, а кто – то как необходимость [15]. Все это действительно олицетворяет прощение. Однако, каждый человек индивидуален и вместе с этим индивидуален и процесс прощения, который проходит человек. Также в ходе своего исследования А. С. Чукова выявила, что образ прощающего у людей связан с добродетельностью, умом, силой, искренностью и справедливостью [15]. Это похоже на упомянутый в данной работе феномен прощения в Древней Руси, который был описан Л. Б. Шнейдером.

Э. А. Гасин выделяет любовь в основе прощения. Он говорит, что именно она, ориентированная на ближнего, нравственная и смиренная помогает человеку отпустить обиды [3]. Также он подчеркивает, что те люди, которые не обладают таким качеством, к прощению не предрасположены. Здесь любовь подразумевает под собой не влюбленность в человека, а индивидуальную черту. M. E. McCullough выделяет другие качества в человеке, который способен прощать. Это альтруизм и эмпатия [25]. Тем самым, если человек не способен думать и заботиться о других, если он ставит свои блага выше всего, если он не способен сопереживать ближнему и радоваться вместе с ним его победам, то он будет сталкиваться и с проблемой прощения. Р. Энрайт выделяет понимание в основе прощения [17]. Он говорит, что именно оно способствует объективному пересмотру себя, обидчика и ситуации. А вот современный исследователь из Турции выявляет положительную корреляцию между прощением и следующими качествами: смирение, умение сосредоточиться на других, открытость, скромность самооценки и забывчивость [18]. Т.е. он как бы объединяет в своем исследовании многие предыдущие и в ходе количественного анализа подтверждает правильность взглядов каждого из предыдущих исследователей. Исходя из этого, можно помочь человеку простить обидчика, развивая в обиженном перечисленные выше качества. По мнению M. Cardak, особенно значимым фактором здесь является смирение [18]. Смирение здесь понимается как феномен заключающийся в невозмутимости и принятии реального образа «Другого».

Конечно, когда говорят о прощении, подразумевают некий обширный феномен. Прощать можно многих и за многое. Но существует ли какая – то связь между ситуациями обиды и возможностью/ невозможностью простить?

А. С. Чукова говорит, что ситуациями, которые наиболее часто прощаются, являются: неблагодарность за услугу, оскорбление, невозврат долга. А ситуации, которые либо никогда не прощаются, либо прощаются, но редко: измена партнера, предательство близкого человека, насилие, кража [15]. В связи с этим можно разделить прощение на легко и труднодоступное.

Также А. С. Чукова выделяет функции прощения в межличностном общении: 1) поддержание отношений (без прощения невозможно поддерживать отношения на том же уровне, на котором они были до утраты доверия); 2) познание другого и себя (именно в прощении мы осознаем свою глубину и свои возможности, а вместе с тем и другого человека); 3) аффективная (вследствие прощения происходит снятие психологического напряжения и облегчение эмоционального состояния); 4) смыслообразующая (любая ситуация учит человека жизни и помогает развить качества, необходимые тому, кто обижается и обидел); 5) воспитательная (мы можем не прощать, наказывая человека, и прощать его, демонстрируя свою снисходительность, взывая к его совести); 6) общественная (если бы люди не прощали, мир превратился бы в хаос); 7) прагматическая (часто люди прощают обидчика в тех ситуациях, где данный конфликт может мешать личным интересам, рабочим успехам, достижению ресурса и т.д.); 8) личностный рост (возможность расти и развиваться лучше проявляется в состоянии душевного равновесия) [15]. Все данные функции олицетворяют феномен прощения, как необходимый и полезный процесс.

С. В. Кривцова пишет о том, что часто в ситуациях обиды блокирован диалог между обиженным и обидчиком, что в свою очередь нагнетает атмосферу [6]. Часто из – за невозможности обсудить свое непрощение с обидчиком, возникает много домыслов, которые не соответствуют реальности. Вместе с тем, возможность прощения отдаляется от человека. Мы живем в социуме и нам необходима коммуникация и поддержка со стороны других людей. Именно поэтому обиженный идет к друзьям или психологу, чтобы восстановить диалог и объективно оценить ситуацию. Решение разобраться в сложившейся ситуации и понять то, что скрыто – первый и наиболее ценный шаг в прощении. Такой шаг является проявлением силы и осознанности личности. Пересмотр и переоценка ситуации связаны с объективным и независимым взглядом. Такой шаг описывают многие исследователи. Он считается переломным моментов в прощении. Во - первых, прийти к данному «пересмотру» может только тот человек, кто уже готов отказаться от собственного самолюбия в пользу прощения, во - вторых, данный процесс переоценки предполагает динамичное последующее развитие прощения, к которому человек мог стремиться долгие годы, но не получать его. Droll вводит понятие «трансформация смысла», которое дословно переводится, как «конструирование новой правды на основе прошлых событий» [22]. Это абсолютно новый взгляд на ситуацию, обидчика и себя самого. Также K. Типпинг говорит о трансформации сознания при Радикальном прощении, которое приводит к «духовному эволюционированию» и исцелению [12]. Он выделяет 5 этапов Радикального прощения и несколько из них имеют в своей основе именно трансформацию смысла и сознания.

Этап «трансформации» требует колоссальных энергетических затрат. И такая работа над собой не каждому по силам. Л. Б. Шнейдер называет прощение – борьбой [16]. Борьбой между собственной обидой и избавлением от гнева себя и обидчика. Борьба является постоянным внутренним сопровождением. Однако по мимо таких негативных факторов как: истощение, напряжение, - она приводит и к позитивным осознаниям. Например, к запуску рефлексии, а вместе с тем к осознанию мешающего действия непрощения и осознанию необходимости простить.

С. В. Кривцова выделяет некоторые аспекты прощения: 1) прощение – личная активность человека (человека нельзя заставить простить или помешать ему сделать это. Также прощение не зависит от того, раскаивается или нет сам обидчик. Прощение – индивидуальное решение); 2) человек хочет простить по многим причинам, но возобновление отношений с обидчиком не является главной целью (Прощение и примирение – не одно и тоже); 3) простить можно только переструктурировав ситуацию и собственную обиду [6]. Тем самым С. В. Кривцова также подчеркивает важность «трансформации смысла» и энергетические затраты, без которых невозможна активность человека, о которой она говорит.

Выводы по главе:

· Существуют различные взгляды на феномен прощения. Например, Ф. Ницше, Э. А. Гасин, Ф. Е. Василюк рассматривают прощение как негативный феномен. Л. Б. Шнейдер, В. Франкл, Р. Энрайт, К. Типпинг рассматривают прощение как феномен позитивный;

· Процесс прощения переживается по – разному взрослыми и детьми;

· Прощение является осознанным решением личности;

· Важным фактором, способствующим прощению, является достижение объективного взгляда на ситуацию и поведение партнера;

· Способность к прощению обусловлена такими качествами личности как: альтруизм, милосердие, способность к эмпатии.

· Ощущение достигнутого прощения не всегда является истинным;

· Прощение не равно примирению;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: