Эмоциогенные ситуации

Есть ли раздражители, объекты, ситуации, кᴏᴛᴏᴩые сами по себе будут для человека эмоциогенными, т. е. вызывающими ту или иную эмоцию?

П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эту точку зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю. Я. Киселев (1983). При этом что значит ситуация для человека? Это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, кᴏᴛᴏᴩая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Именно оценка будет первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства будут исключительно предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, кᴏᴛᴏрые оцениваются человеком как значимые. Стоит сказать, что каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы или нет, и т. д.). Н. В. Боровикова и др. (1998) отчетливо продемонстрировали ϶ᴛᴏ на эмоциональности беременных женщин, кᴏᴛᴏᴩая приобретает эгоцентрический характер. У них наблюдается сужение диапазона источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для большинства из них приобретают лично значимые события - все, что относится к самой женщине или ожидаемому ребенку. Социально значимые события, общественные процессы отходят на второй план. Ни одна из обследованных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует, прежде всего, ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. При всем этом она болезненно реагирует на критические замечания в ϲʙᴏй адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.

Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального реагирования, можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления, события, объекты способны вызвать эмоциональное реагирование? На ϶ᴛᴏт счет мнения разных авторов не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие будет значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (Lazarus, 1968) же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на базе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что по Лазарусу, эмоциогенными будут только экстремальные ситуации, кᴏᴛᴏᴩые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

Важно знать, что большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вей-нер (Weiner, 1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо не приписываем его поступку цель, кᴏᴛᴏᴩая противоречит нашим интересам, достоинству и т. п. В случае если, например, нас кто-то толкнул, то оценив, обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить ϶ᴛᴏ без внимания (если подумаем, что виной всему были независящие от человека обстоятельства).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в ϶ᴛᴏм случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, кᴏᴛᴏᴩая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безусловного рефлекса - ϶ᴛᴏ реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта.

П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:

1. Недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при:

а) новизне ситуации,

б) необычности ситуации,

в) внезапности ситуации.

2. Избыточная мотивация:

а) не находящая применения,

б) при фрустрации,

в) при присутствии других лиц,

г) при конфликтах.

Ограниченность ϶ᴛᴏй классификации очевидна, так как она касается только случаев появления негативных эмоций.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: