Страхи в дошкольном детстве

У детей в возрасте от 3 до 5 лет страх может возникать либо в результате неправильных педагогических воздействий родителей (в наказание запирают в темной комнате, оставляют дома одного), либо в результате каких-то непредвиденных обстоятельств (ребенок застревает в лифте, становится свидетелем автомобильной катастрофы и т.д.), либо тогда, когда его лишают общения со сверстниками [А.И. Захаров, 2000]. В этом возрасте нередки также ночные страхи, говорит А.И. Захаров. Главными персонажами чаще всего оказываются волк, Баба-Яга. Дети 3-5 лет испытывают опасения перед отходом ко сну. Они боятся, что кто-то спрятался под кроватью или следит за ними из окна. Частота ночных кошмаров может свидетельствовать о том, что «ребенок самым активным образом набирается жизненного опыта. Типичными в данном возрасте являются страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Страх одиночества способствует возникновению все более усиливающегося в дальнейшем и проявляющегося в соответствующих условиях страха «быть никем»: когда дети остро реагируют, если на них долгое время никто не обращает внимания, когда не считаются с ними или игнорируют их. В это же время у Бабы-Яги появляются партнеры - Кощей Бессмертный и Бармалей, которые, как утверждает А.И. Захаров, появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными [А.И. Захаров, 2000].

На дошкольный возраст приходится пик ночных кошмаров, поскольку ребенок самым активным образом набирается жизненного опыта. Как правило, в таких снах детей преследуют животные и страшные воображаемые существа. Частые, с повторяющимся сюжетом ночные кошмары требуют особого исследования.

Согласно данным, представленным в книге А.И. Захарова «Развитие умственных способностей детей», менее всего подвержены страхам мальчики в 4 года, а девочки в 3 года, т.е. в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и особенно у девочек заметно возрастает [А.И. Захаров, 1986. С. 16]. С приходом умения планировать свои действия и предвидеть действия других, появления способности к сопереживанию, чувству стыда, вины, гордости и самолюбия усложняется и психологическая структура страхов. У старших дошкольников (5-7 лет) А.И. Захаров обнаруживает в наиболее выраженной форме следующие страхи: пожара, стихии (конкретно - землетрясения), глубины и наказания со стороны родителей. Кроме этого свойственны детям 6-летнего возраста страхи нападения, животных (змей, медведя), страшных снов и огня [А.И. Захаров, 2000. С 69-75]. Страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые для них представляют гораздо более реальную опасность. Автор также указывает, что в 6-7 лет дети заметно боятся змей, укус которых смертелен; крайне болезненно переносят операции, в том числе удаление аденоидов и миндалин [А.И. Захаров, 2000. С. 62-64].

В этом же возрасте, как утверждает А.И. Захаров, и мальчики и девочки могут бояться страшных сновидений и смерти во сне. «В старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. В 5-8 лет страх отсутствия матери выражается во сне конкретным страхом ее потери и смерти. В этом возрасте ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежное, что человеческая жизнь не бесконечна. Страх смерти появляется как аффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения. Этот страх, как и большинство других страхов, присущ эмоционально чувствительным детям и полностью отсутствует при задержке психического развития, психопатоподобном, расторможенном и агрессивном поведении, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом. С появлением страха смерти наивный период в жизни детей постепенно завершается, уточняет автор. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера» [А.И. Захаров, 1986. С. 54].

Ф. Перлз, говоря о развитии эмоциональной сферы дошкольников, обращает внимание на то, что многие взрослые заставляют детей подавлять свои чувства и навсегда натягивать на себя фальшивую маску «владения собой». Это достигается посредством выдвижения на передний план «внешнего мира» и его требований [Ф. Перлз, 1993. С. 108].

Страх у ребенка может появиться в результате личного опыта, но чаще всего он заимствуется из его социального окружения. «Источником так называемых внушенных детских страхов, как правило, являются взрослые: родители, воспитатели, бабушки, дедушки и т.д. Фразы: "Не подходи - упадешь", "не гладь - укусит" передают сигнал тревоги, и у ребенка уже возникает реакция страха. Далее страх может закрепиться и распространиться на сходные ситуации. К числу внушенных страхов относятся страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры о пожарах, убийствах, смерти отражаются на детской психике и калечат ее» [А.И. Захаров, 1986].

Принимая во внимание теорию привязанности, разработанную детским психологом Дж. Боулби (а родители являются объектом привязанности), можно понаблюдать за ребенком, столкнувшимся с чем-то непонятным. Прежде чем выдать свою собственную эмоциональную реакцию, малыш смотрит на мать, «считывая» ее реакцию на происходящее. Если мать спокойна, то и ребенок вероятнее всего будет спокоен, если же на лице матери появляются испуг и страх, то и ребенок пугается и «выдает» соответствующую реакцию.

Рассуждая о том, какую роль играют взрослые в возникновении детских страхов, И.М. Юсупов, в частности, указывает на то, что «ребенок рискует получить любые фобии, начиная со страха темноты до общего страха перед жизнью. Если в жизни есть нечто, внушающее маме безотчетный страх - животное, насекомое, сквозняки, инфекционные заболевания, транспорт и т.д., - это свидетельство общего недоверия к «враждебному» миру, чувство своей уязвимости» [И.М. Юсупов, 2005. С. 4].

Иногда, чтобы добиться послушания ребенка, взрослые прибегают к запугиванию. Пример: бабушка с дедушкой на даче укладывают спать внучку, которая никак не хочет засыпать. Испытаны все уговоры, но ничто не помогает, и как последний аргумент звучит фраза: «Сейчас вот прилетит дрозд из лесу, тогда увидишь...». Ответ ребенка заставляет задуматься: «А кто это дрозд? Я должна его бояться?».

Страх заражения также внушен чаще всего родителями, пугающими своих детей разными болезнями. «Этот страх падает на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти», -говорит А.И. Захаров. «Тревожность, мнительность разрушают остатки уверенности в себе. Страх заражения - это тоже угроза смерти, наказание за нарушение запрета» [А.И. Захаров, 1986. С. 60-61].

Очень часто дети боятся уснуть из-за страха смерти во сне. Причин тому немало, так как взрослые, не умеющие объяснить ребенку феномен смерти, говорят ему, например, что бабушка заснула и больше никогда не проснется; тяжелую психическую травму наносят своему ребенку такие родители, которые заставляют его присутствовать на похоронах или в доме, где находится покойник.

По мнению В. Карандашева, страх смерти предполагает определенную зрелость чувств, их глубину и потому выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, склонных к абстрактному мышлению. Страшно «быть ничем», т.е. не жить, не существовать, не чувствовать, быть мертвым. Автор также отмечает, что «страх смерти в 3-5-летнем возрасте - это симптом пробуждающегося сознания. Само ощущение себя становится потребностью. А страх себя не ощущать легко превращается в страх смерти <...>. Страх небытия - вот чего прежде всего боится ребенок 3-5 лет» [В. Карандашев, 1999. С. 15].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: