Страхи младших школьников

Многие авторы отмечают, что к моменту поступления в школу количество страхов уменьшается. В этом возрасте страхи преобразуются, качественно изменяются, так как значительно расширяется окружающий мир ребенка, и его страхи отражают восприятие этого мира. На смену вымышленным, иррациональным страхам приходят более серьезные заботы, которыми наполняется жизнь школьника. «Ощущения страха становятся сильнее, обобщеннее, принимая форму тревоги или беспокойства. Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками [К. Флейк-Хобсон и др.]. Возникновение тревоги, связанной с посещением школы, может быть вызвано несколькими причинами, но двумя наиболее частыми из них являются боязнь расстаться с матерью и тревога из-за какой-то деятельности в школе.

В школьном возрасте уменьшается эгоцентрическая и увеличивается социальная направленность личности. Новая позиция школьника способствует переключению внимания на познание более конструктивных целей. Уже с первого класса страх за свою жизнь перестает звучать как аффект или мысль, вызывающая беспокойство. Однако у эмоционально чувствительных детей подобный страх может давать знать о себе в виде боязни покойников, «черной руки», скелетов и Пиковой Дамы. Автор указывает на то, что в двух последних образах нетрудно найти аналогию с предшествующими Кощеем Бессмертным и Бабой-Ягой [А.И. Захаров, 1995. С. 49].

Обычно уже в 8 лет дети боятся не столько собственной смерти, сколько смерти родителей. Эта форма страха «принципиально отличается от других, когда самому ребенку ничего не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит». Данного рода страх - это особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует, как говорит B.C. Мухина, о «развивающейся способности к сопереживанию» [B.C. Мухина, 1990, С. 120-122].

Ведущим страхом в этом возрасте А.И. Захаров называет страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, среда сверстников или семья. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всем том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста. Учитель - новая значимая фигура для школьника. Многое нужно уметь - слушать учителя, концентрировать внимание, правильно отвечать на вопросы. Первоклассники, по разным причинам не справляющиеся с обучением в школе, попадают в разряд, неуспевающих, что часто приводит к неврозам, а то и к школобоязни.

Школа предъявляет к детям новые требования, но не все школьники соответствуют этим требованиям (память, способность решать по-, ставленные задачи, внимание, рефлексия, логическое мышление). «Расширение физического мира ребенка, усиление его мыслительных способностей и воображения увеличивают и число причин для беспокойства. Детей пугают увечья, насмешки сверстников, неудачи в учебе, трагические события в жизни близких друзей и родных» [С.Б. Готтлиб, 1998. С 86].

Родители, сами боящиеся школы, также могут непроизвольно внушать страх детям: драматизируют проблемы, излишне контролируют детей, выполняют вместо них домашние задания. В результате появляется чувство неуверенности в себе. Школьные неврозы могут быть и у благополучных в обучении детей (с гипертрофированным уровнем притязания), у отличников и у неуспевающих в этих случаях одинаковые проявления (болит живот, рвота, головные боли и т.д.).

Школьные страхи - это отдельная группа взаимосвязанных страхов. В нее входят: страх сделать ошибку, страх отвечать у доски, страх отвечать на вопросы учителя, страх агрессии сверстников [А.И. Захаров, 1986].

Навязчивые страхи, считает ряд авторов (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов), нередко имеют семейную подоплеку. Они могут возникнуть от постоянной родительской требовательности, принципиальности, различных предписаний быть тем-то или тем-то. Навязчивые страхи могут выражаться в виде навязчивого счета или стремления делать все в строго определенном порядке. Часто можно наблюдать, как младшие школьники наступают на ногу, если им наступили на нее, «чтобы не случилось несчастья», а также строго следуют принципу не наступать на трещины в асфальте и т.д. Все эти проявления чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте и реже - в подростковом.

Навязчивый страх опоздания обычно встречается у детей в семьях, где доминирующая мать и мягкий, не пользующийся авторитетом отец. Навязчивым данный вид страха нередко становится при наличии высокого уровня тревожности уже в старшем дошкольном возрасте. Автор считает, что в «страхе опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Опаздывать - значит не успевать, не делать то, что нужно». Это, в свою очередь, согласно автору, ведет к тому, что ребенок боится не соответствовать ожиданиям взрослых, а также боится быть «осужденным и наказанным» [А.И. Захаров, 1986. С. 59].

Школьники младших классов чаще всего отмечают реальные опасности, затем - мнимые. Из реальных страхов преобладают боязнь воды и высоты, боязнь животных, опасения за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяются боязнь темноты и недовольства взрослых [Е.П. Ильин, 2001]. В работе Е.П. Ильина «Эмоции и чувства» приводятся данные исследования Н.К.Сурогиной, согласно которым у школьников 7-9 лет в 72 % случаев присутствуют страхи, связанные со школой и обучением, в 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем. Автор считает, что это может свидетельствовать о наличии дистанции между учителем и учениками, об отсутствии между ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателей интереса к детям [Е.П. Ильин, 2001]. Страх смерти занимает в классификации страхов особое место. В связи с сегодняшними политическими событиями в нашей стране и за рубежом танатический страх лидирует и среди взрослых, и среди детей. Ряд авторов-психологов отмечает, что по сравнению с предшествующим десятилетием у школьников резко возросла боязнь физического насилия: дети говорят о том, что боятся нападений со стороны одноклассников и более старших ребят, посторонних людей, о том, что их будут бить, издеваться, требовать денег и т.д. Непосредственные источники школьных страхов претерпели, сравнительно с предшествующим периодом, существенные изменения. Сама ситуация стала более угрожающей, более жесткой, связанной не столько со школьной жизнью, сколько с «темными» сторонами жизни вообще. Дети чувствуют себя незащищенными. И у родителей, и у детей превалирует чувство нестабильности окружающего мира, угрозы, которая в любой момент может стать явью. Очевидно, что эти переживания передаются детям родителями [Руководство практического психолога, 1995. С. 34].

В.В.Абраменкова отмечает, что важнейшим фактором духовного нездоровья ребенка выступает дисгармония его отношений в системе «ребенок - ребенок» в детской субкультуре. Многие культурные формы, такие, как тексты детского фольклора, либо утрачены, либо находятся в стадии деградации, а возникновение и широкое распространение в последние десятилетия новых форм: «черного юмора», жестоких розыгрышей («приколов») - свидетельствует об изменениях детского сознания. Тема смерти занимает все большее место в картине мира современного ребенка [В.В. Абраменкова, 2002. С. 14].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: