Распашная плечевая одежда

Афинские стрелки часто представлены в профиль. Однако в иных позах определенно видно, что в качестве верхней изображена только распашная одежда.

Кафтаны

Обычно они короткие, до низа бедер (рис. 23.1, 1). Подол кафтанов примерно в половине случаев горизонтальный. Однако столь же часто у юношей спереди полы скошены (закруглены) у подола, но не с боков к центру, как это было распространено в V–IV вв. до н.э., а противоположным образом (рис. 23, 22–23, 25, 28; 23.1, 2; см. также Vollenweider 1995, p. 19, No.18).

В ряде случаев кафтаны безрукавные (рис. 23, 28–29) (см. также: Vos 1963, pl. II, b).

Кафтан с пришивным (и, в частности, подчас – складчатым) подолом (pис. 23, 20; 23.2, 4)

Очень интересен бегущий лучник на амфоре «мастера Мюнхен 1410» из Эрмитажа, изображенный со спины (Горбунова 1983, № 70, цветная вкладка) (рис. 24, а). Благодаря этому мы видим интереснейшую деталь кроя спинки: верхняя ее часть имеет вшитый элемент в виде фигурной скобки «{» (рис. 23, 30).

На сосуде из Грависки край подола имеет с боков прямоугольные выступы с загзагообразным краем (рис. 23.2, 4).

Халат

Одежда этого типа длиной до середины голени отмечена пока на одном изображении персонажа в группе стоящих варваров (рис. 23, 24). Подобный элемент костюма известен и у скифов V–IV вв. до н.э.

Головные уборы

Резко преобладает тип башлыка с ровным краем надо лбом, узким назатыльником и обычно тонкими завязками-наушниками по бокам (тип 1). Верх скроен из плотного материала в виде тонкого узкого «шпиля», который, как правило, в отличие от персидского аналога, поддерживался вертикально (Vos 1963, pl. Ib, IIb, II, IIIb, IV, VI, IXb, X–XI; Snodgrass 1967, fig. 38; Lissarrague 1990, fig. 10а, 21, 74, 94, 96; Алексеев 1992, обложка).

Убор типа 1 (рис. 23, 1–7, 9–10; 23.2, 1-3) имеет на изображениях ряд модификаций. Могут варьировать завязки у подбородка [наряду с узкими лентами иногда встречаются клиновидные, сужающиеся к нижнему краю (рис. 23, 3, 5, 9), а в одном случае завязок нет совсем (рис. 23, 1)]. Верх порой отделен выше макушки лентой или шнурком (рис. 23, 3–4, 7). Если верх сделан не из войлока, а из мягкой ткани, то у безбородых юношей он иногда наклонен вбок (рис. 23, 9–10), как на более поздних изображениях персов. Обычно верх имеет вид узкого конуса, но в двух случаях это очень узкий, чуть заостренный цилиндр (рис. 23, 7). Назатыльник иногда был длинен и узок, поэтому его могли загибать кверху и завязывать на затылке (рис. 23, 2) (как у царя саков-тиграхауда Скунхи на почти синхронном рельефе Дария I в Бехистуне: Schmidt 1991, pl. 5, 29, 34). Чаще всего убор не украшался, но в одном случае верх декорирован полосами косых линий (рис. 23, 5); в другом случае (на килике мастера Андокида) убор сшит из плотной ткани с узором из горизонатальных рядов-«черточек» (рис. 23, 6). Иногда специально подчеркивали швы. Так, острый узкий верх последнего убора у некоторых всадников отделен горизонтальной полосой и пересечен другой полосой по диагонали; в другом случае верх скроен из прямоугольников и клиньев разного размера (рис. 23, 4).

Круг аналогий в иранском мире для убора типа 1 вполне очевиден. Судя по ахеменидским рельефам Персеполя и Накш-и Рустама с изображениями народов-данников, он бытовал также у кочевников Западного Туркестана — саков-тиграхауда, или «острошапочных». Их соседи — саки «заморские» носили его верх опущенным на затылок, т.е. он делался из более мягкого материала (Горелик 1997, табл. IV, 3–4). Идентичный образец варианта данного убора, при котором верх отделен горизонтальной полосой и пересечен другой полосой по диагонали (рис. 23, 6), видим у тех же саков-тиграхауда (там же, табл. IV, 4, верхний). Вариант башлыка этого типа с верхом, украшенным диагональными полосами (рис. 23, 5), много позже известен у средневековых аланов Предкавказья (ср.: МАК 1900, с. 172). Другой вариант со сложным кроем верха (рис. 23, 4) бытовал также у саков «заморских» (Горелик 1997, табл. IV, 3); он известен и на глиняных ахеменидских статуэтках всадников-перcов (?) из Нейрабы (Ильинская 1982, рис. 3, 1).

Тип 2 представляет собой башлык с острым верхом разной высоты с длинными наушниками, но без назатыльника (рис. 23, 8, 11–12).

Тип 3 головного убора (рис. 23, 13, 15–16) имеет яйцевидный верх разной высоты, очень длинный и узкий назатыльник; надо лбом он перехвачен шнуром или лентой с рядом бляшек и имеет широкую полосу декора в средней части (рис. 23, 15–16). Край его назатыльника подчас подвязывался у темени (рис. 23, 15).

Тип 4 весьма оригинален. Это небольшая полусферическая шапочка, на макушке которой имеется отверстие, куда продета вверх толстая прядь волос, свисающая затем в виде «конского хвоста» (рис. 23, 17). Ту же специфическую шапочку с продетой через трубочку прядью мы видим у молодых мужчин-согдийцев позже, когда в раннем средневековье в местном искусстве стали изображать не только божества, но и живых людей (Живопись… 1954, табл. VII, XXXVII).

При сравнении со скифскими материалами V–IV вв. до н.э. очевидно, что ни один из типов головных уборов не известен в более позднее время (рис. 27).

Поясная одежда

Мужчины-стрелки обычно одеты в узкие штаны, сшитые, вероятно, из пестрых тканей (возможно, с вышивками или аппликациями) (рис. 23, 31–42). Лишь на сосуде работы мастера Эпиктета из музея Ашмолеан видим широкие штаны, стянутые у нижнего края ремешком (рис. 23, 32). Иногда каждая штанина сшита из двух полос ткани с разным орнаментом (рис. 23.1, 1-2).

Обувь

У афинских стрелков она обычно передана, к сожалению, схематично. Это обычно туфли или низкие полусапожки с острым носком. Они стягивались по верхнему краю (у лодыжки) ремешком с короткими свисающими концами (рис. 23, 45). На ранней краснофигурной чаше мастера Psiax обувь имеет удлиненные носки (Boerdman 1975, fig. 15). На килике ходожника «Берлин 2268» около 510 г. до н.э. на юноше, стоящем пред конем ясно видны высокие сапоги до колен с удлиненными носками, стянутые ремешками у щиколоток и у верхнего края (Hall 1936, pl. 5, No.6) (ср. рис. 22, 12).

полоска «бегущей спирали» (ср.: рис. 23, 24 и Яценко 1993д, табл. 4а, кат. № 19 и 46, 3). на более поздних изображениях скифов — вдоль внутреннего края многоярусной отделки борта.

для греческих художников-вазописцев запахнутый налево кафтан был не важным элементом этнической идентификации, а лишь экзотической деталью. Поэтому изредка (!) происходила путаница, и кафтан изображался запахнутым «неестественным способом» — направо

кафтан с орнаментом из рядов ромбов, подобный известному на сосуде Эпиктета из музея Ашмолеан, и штаны с узорами того же типа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: