Тема 1. Организационно-методические основы обучения математике в начальной школе
(Тема 1. Организационно-методические основы обучения математике в начальных классах и НК компенсирующего и КРО)
Практическое занятие 1. Анализ содержания и требований образоватлеьного стандарта начального общего образования по мамтематике
План:
1. Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации. Закон и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации. Требования образовательного стандарта среднего профессионального образования.
2. Требования образовательного стандарта начального общего образования к содержанию и уровню подготовки младших школьников
3. Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
4. Цели и задачи обучения математике в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Содержание и особенности построения начального курса математики.
5. Программы и учебно-методические комплекты по математике для начальной школы.
1. Требования образовательного стандарта начального общего образования к содержанию и уровню подготовки младших школьников
Задание 1: На основе анализа ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ определите содержание каждой группы планируемых результатов начального общего образования.
[ Ответ:
Группы результатов начального общего образования по ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
§ Личностные;
§ Метапредметные (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД));
§ Предметные.
Содержаниерезультатов начального общего образования по ФГОС НОО:
Личностные результаты включают: готовность и «способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности».
Метапредметные результаты включают: « освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ».
Регулятивные УУД – способность:
- принимать и сохранять учебную цель (УЦ) и учебную задачу (УЗ)
- планировать реализацию УЦ и УЗ
- контролировать и оценивать свои действия
- вносить соответствующие коррективы в действие
Познавательные УУД – способность:
- Воспринимать и анализировать сообщения, художественные и познавательные тексты
- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач, инструменты ИКТ
- Осуществлять широкий спектр логических действий (установление причинно-следственных связей, подведение объектов под понятие) и операций (анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение, аналогия)
- Овладевать общими приёмами решения задач
Коммуникативные УУД – способность:
- Учитывать позицию собеседника (партнёра)
- Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
- Адекватно воспринимать и передавать информацию
Предметные результаты включают: «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира».
Содержаниерезультатов начального общего образования по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает:
]
4. Цели и задачи обучения математике в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Содержание и особенности построения начального курса математики
Задание 2: Сформулируйте цель и задачи урока математики по теме «Многоугольники» («Квадрат», «Равенства. Неравенства», «Задача») по учебнику автора М.И. Моро.
[ Вариант ответа:
Цель: создать условия для освоения обучающимися понятием «многоугольник».
Задачи:
Образовательные:
1. Ввести понятие многоугольник, назвать его структурные элементы.
2. Формировать умение распознавать многоугольники среди других геометрических фигур и в сложных чертежах; выделять реальные объекты, имеющие форму многоугольника.
3. Формировать умение чертить многоугольники.
Развивающие:
4. Развивать пространственное мышление.
5. Способствовать развитию коммуникативных умений (в том числе, развивать математическую речь, формировать умение грамотно использовать математическую терминологию).
6. Развивать математическую зоркость.
Воспитательные:
7. Воспитывать самостоятельность, настойчивость, трудолюбие, аккуратность.
8. Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
9. Воспитывать интерес к предмету.
]
Рассмотрим II компонент методической системы:
Задание 3: На основе анализа содержания математического образования в начальной школе, отраженного в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (сост. Е.С. Савинов, 2011 г, стр. 137, п. 5.2.4), и содержания математического образования в Учебной программе дошкольного образования установите взаимосвязь между основными содержательными линиями обучения математике в курсе дошкольного и начального школьного образования.
[ Ответ:
Содержательные линии | Дошкольное образование | Начальное общее образование |
арифметическая (числа и величины) | Счет; число, обозначение числа словом и символом (цифрой). Числовой ряд. Величины (масса, время, количество, длина, стоимость). | Основу составляет арифметический материал, к нему относятся понятия: «число», «десятичная система счисления», «арифметические действия», «величина», «задача». В начальных классах осуществляется знакомство с натуральными числами, с числом 0, дробными числами. Натуральное число формируется как количественная характеристика класса конечных равномощных множеств, как объект натуральной последовательности чисел, как результат измерения величин и как результат выполнения арифметических действий. Число ноль рассматривается как начало отсчёта и как характеристика класса пустых множеств. Дробь рассматривается как совокупность долей. Величины. |
алгебраическая | Отношения больше, меньше. | Числовые равенства, неравенства, числовые выражения и выражения с переменной, уравнения. |
геометрическая (Геометрические фигуры и пространственные отношения) | Ориентирование в пространстве. Геометрические формы (геометрические фигуры на уровне распознавания) и признаки предметов и объектов. | Простейшие геометрические фигуры и их основные свойства, построение, обозначение геометрических фигур. |
]
]
5. Программы и учебно-методические комплекты по математике для начальной школы
Задание 4: На основе анализа авторских программ по математике и учебно-методических комплектов для начальной школы им соответствующих оформите таблицу по предложенной форме:
Образовательная система | Перечень элементов УМК с указанием авторов | Особенности УМК | ||||
Программа по математике | Учебники по математике авторов: | ТПО и следующие наглядные пособия: | Методические рекомендации для учителей | Материалы для контроля и оценки | ||
[ Ответ: